Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хозяйство и быт тавров






По свидетельству Геродота, во главе отдельных тавр­ских племен в VI–V веках до нашей эры стояли вожди – басилевсы. Скифы пытались втянуть тавров в борьбу с; персидскими полчищами Дария, вторгшимися в Северное Причерноморье, но таврские басилевсы вместе с вождями других племен не согласились принять участие в войне и заявили: «Если враг ворвется в нашу землю и обидит нас, то и мы не стерпим этого».

В письменных источниках также говорится о занятиях тавров скотоводством: «тавры народ многочисленный и любит кочевую жизнь со стадами». Однако скотоводство у них еще не отделилось от земледелия, и хозяйство носило пастушеско-земледельческий характер.

О важной роли земледелия говорят костяные, каменные, позже железные мотыги, серпы, зернотерки и мно­жество зерновых ям с остатками пшеницы, ячменя, гороха и других культур.

В зависимости от географических условий у отдельных таврских племен могло преобладать скотоводство, у других в плодородных долинах – занятие земледелием. Оба вида хозяйства дополняли друг друга.

Рыболовство и охота у горных тавров были, как правило, не основными, а подсобными занятиями. Тавры прибрежных районов помимо рыболовства занимались и сбором моллюсков.

Гончарство ткачество, прядение, обработка кож, камня, дерева, кости – все эти ремесла у тавров, в особенности в раннее время, по-видимому, носили до­машний и примитивный характер.

Обмен товарами был развит слабо и лишь несколько увеличился в первые века нашей эры. Об этом говорят находки античности керамики и изделий из металла в могильниках поздней поры. Тавры вели обмен со скифами (оружие, конская сбруя), с народностями и племенами Северного Кавказа (бронзовые украшения) и с греками (керамика, вино, бусы и другое).

Родоплеменной строй и обычаи тавров отличались особой устойчивостью. Об этом говорят родовые могильники и погре­бальные сооружения, сложенные из огромных каменных плит, что требовало затраты труда. Коллективные семейные погребения прослеживаются у тавров на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры. По свидетельству историка, тавры погребали вместе с вождями рода их преданнейших друзей и в знак траура отрезали себе часть уха.

Данные раскопок подтверждают рассказ Геродота о том, что тавры уже строили дома с очагами и дымоходами. Часть домов примыкала тыльной, а иногда и боковыми сторонами к скалам. Крыши, по-видимому, были односкатными, бревенчатыми, сверху засыпались землей. Не­значительные по площади дома, очевидно, были рассчи­таны на одну семью.

Родовой быт тавров и их культура в это время приобре­тают наибольшую законченность. Именно к этому времени относятся таврские могильники с каменными ящиками классического типа: строго прямоугольной формы, из четырех больших, поставленных на ребро, хорошо пригнанных плит, перекрытых пятой, покровной.

В могильниках тавров находили глиняную посуду, бронзовые вещи, металлические изделия. Особенно много бронзовых украшений: шейные гривны, височные кольца, булавки, бляшки, подвески. Реже клали в могилы брон­зовые наконечники стрел и железное вооружение, железные наконечники стрел и копий, короткие мечи – акинаки. Попадаются принадлежности конской сбруи.

Скифы

Скифией древнейшие авторы называли обширную территорию в Причерноморье. Становление скифского племенного союза происходило в VIII–VII вв. до н. э.

Антропологически скифы принадлежат к европеоидной расе. Скифский язык исследователи относят к севе­роиранским языкам иранской группы индоевропейской языковой семьи.

Сообщение Геродота о том, что все киммерийское насе­ление якобы покинуло степи Причерноморья и скифы заняли пустующую страну, является явным преувеличением. Часть киммерийцев, безусловно, осталась на месте и была ассимилирована скифами. Об этом убедительно свидетельствуют преемственность ряда форм материальной культуры, а также легенды о происхождении скифов, в которых можно уловить местные традиционные элементы.

Одержав решительную победу над киммерийцами, скифы в «поисках» новых соперников устремились далеко за пределы Таврики. Это не случайно. Основное занятие скифов, скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвятить себя ратному делу. Это позволило соз­дать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитым луком и умеющую этим оружием владеть с детства. Скифы представляли собой грозную силу для любого противника. Первоклассные наездники, скифы стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войн далеко от своих стоянок.

В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, где находились богатые государства 3акавказья и Передней Азии – Урарту, Манна, Лидия, Мидия, Ассирия. Дошедшие до нас сведения древних авторов рассказывают о стремительном нападении скифов, об их постоянных войнах то с одним, то с другим государ­ством. Оставив всё обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке. Переднеазиатский поход продолжался достаточно долго – от 20 до 60 лет. 3а это время скифское войско достигает Египта и Палестины.

Долгое, полувековое, пребывание скифов в Передней Азии оказало большое влияние на скифское общество. Соприкасаясь с высокоразвитыми странами того времени, скифы обогатили свою культуру, более быстрыми темпами стали развиваться социальные процессы. Но завершение этого длительного похода принесло скифам неудачу. По­терпев ряд поражений от усилившихся Мидии и Нововавилонского царства, скифское войско вынуждено было покинуть территорию Лидии и вернуться в степи Предкав­казья и Причерноморья в начале VI в. до н. э.

Но на этом «неприятности» для скифов не закончились, несмотря на то, что они оказались уже в своих владениях. Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившихся из Передней Азии скифов «ожидали трудности не меньшие, чем война с мидийцами; они обнаружили, что им противостоит немалое войско».

Большая часть исследователей признают, что сра­жались скифы со своими рабами на территории Крыма. По их мнению, ров, выкопанный рабами, не мог находиться на Перекопе, так как провести его оттуда до Крымских гор в техническом отношении тогда было вряд ли возможно, да и бессмысленно. Располагался он, вероятнее всего, на Акмонайском перешейке, на западной границе Керченско­го полуострова, ибо только там можно прорыть ров от Меотиды (район Арабатской стрелки) до Таврских гор, которые начинались у современной Феодосии.

О пребывании скифов на территории Таврики с давних времен красноречиво говорят курганы – скифские захо­ронения. Самые ранние из известных в Крыму скифских погребений относятся к середине VII в. до н. э. Они открыты археологами недалеко от Керчи, на Темир-горе, и на Перекопском перешейке у села Филатовки. Одним из самых известных исследованных курганов в Крыму явля­ется курган Куль-оба («холм пепла») недалеко от Керчи.

Гробница в кургане Куль-оба была обнаружена в 1830 г. Она построена из тёсаного камня, почти квадратная в плане – 4, 6 на 4, 2 м – со входом в северной стене. Высота сужающегося уступами свода – 5, 3 м. Характер архитек­туры и кладки говорит о том, что строили гробницу греческие мастера. Но склеп строился для захоронения знатного скифа, об этом говорит устроенный в склепе своеобразный деревянный потолок, напоминающий дере­вянный шатер и доходящий до свода склепа, украшенный пологом с золотыми бляшками. У восточной стенки склепа на роскошном деревянном ложе покоился знатный скиф, возможно, царь. О том, что умерший был именно скифом, свидетельствуют табор сопровождающего инвентаря и другие черты ритуала. Так, на голову погребенного был надет традиционный скифский головной убор – остроконечная войлочная шапка-башлык с нашитыми на нее золотыми бляшками. Драгоценная диадема дополняла убор. На шее погребённого находилась золотая гривна весом 461 г, на каждой руке - от одного до трех браслетов с фигурными окончаниями.

В специальном отделении ложа помещались оружие и ритуальные предметы: железный акинак с обложенной золотом рукоятью, нагайка, горит (футляр для лука), покрытый золотой пластиной с изображениями живот­ных, оселок в золотой оправе, золотая чаша – фиала. Слева от ложа, в capкoфaгe из кипарисового дерева и слоновой кости, была погребена женщина (жена или на­ложница) в расшитых золотыми бляшками одеждах. Её пог­ребальный убор был очень богат: электровая (сплав золота и серебра) диадема с крупными золотыми подвесками, ажурные серьги, гривна, ожерелье, два браслета (все из золота). Рядом находилось бронзовое зеркало с обложенной золотой фольгой ручкой, а между голеней стоял электровый шаровидный кубок с изображением эпизодов скифского эпоса.

У южной стенки склепа лежали останки возницы-оруженосца, рядом с которыми в особом углублении находились кости коня, два наконечника копий, бронзо­вые поножи и шлем. Вдоль стенок склепа стояли металлические сосуды – бронзовые котлы с костями бараш­ка, два серебряных позолоченных таза с набором ритуаль­ной посуды, а также амфоры, в которых сохранился осадок от испарившегося вина. По всему склепу были разбросаны бронзовые наконечники стрел, а под полом находился тайник, сразу же обнаруженный исследователями и раз­грабленный «золотоискателями». Среди находившихся в нем предметов особенно интересна выкупленная у грабителей большая золотая бляха в виде лежащего оленя.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал