![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Шаталова Н.М. Глава из книги «Курс духовного краеведения. Православие» Заместитель директора по воспитательной работе Православная гимназия г.Майкоп, учитель русского языка и литературы, член «Союза казаков России» Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают победу, а бессмертная душа. И если душа воина велика и могуча, то и победа несомненна. А.В. Суворов
И целью этого удара был не только коммунистический режим, не только захват новых земель, но прежде всего сокрушение Православной Руси… Духовные же старцы, жившие тогда, увидели в этом чудесном совпадении перст Божий. Ведь умирая за Истину Христову, новомученики и исповедники одерживали величайшую победу, становясь святыми угодниками Божиими, молящимися у Престола Божиего за страждущую Родину. Нашей стране противостоял разбойничий Третий рейх, поправший все Божьи и человеческие законы, стремившийся к истреблению одних и порабощению других народов. Вожди нацистской партии открыто отвергали христианские нравственные ценности.
Архивное фото 1941года. Немецкая 105-мм легкая полевая гаубица на улице Майкопа. Вопрос о реальных потерях, понесенных Русской Церковью в Великой Отечественной войне, равно как и вообще о религиозной жизни нашей страны в годы борьбы с фашизмом, по понятным причинам до недавнего времени не мог стать предметом серьезного анализа. Попытки поднять эту тему появились лишь в самые последние годы, но зачастую они оказываются далеки от научной объективности и беспристрастности. До По большей части они вращаются вокруг оживления церковной жизни в СССР после знаменитой встречи в сентябре 1943 г. И. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) — единственными на тот момент действующими православными архиереями. Данные об этой стороне жизни Церкви достаточно хорошо известны и сомнений не вызывают. Однако прочие страницы церковного бытия военных лет еще только предстоит по-настоящему прочитать. Во-первых, они гораздо хуже задокументированы, а во-вторых, даже имеющиеся документы почти не исследованы. Сейчас лишь начинается освоение материалов на церковно-военную тему даже из таких крупных и относительно доступных собраний, как Государственный архив Российской Федерации (работы О.Н. Копыловой и др.), Центральный государственный архив Санкт-Петербурга и Федеральный архив в Берлине (прежде всего работы М.В. Шкаровского). Обработка большей части собственно церковных, региональных и зарубежных европейских архивов с этой точки зрения — дело будущего. А там, где молчит документ, обычно вольно гуляет фантазия
Первоиерарх призвал православный русский народ на защиту Отечества: «Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и родину....Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя». Церковь благословляет всех православных на защиту границ нашей Родины. Господь нам дарует победу». В дальнейших своих посланиях митрополит обличал оккупантов за их злодеяния, за пролитие невинной крови, за осквернение святынь и разорение религиозных и национальных святынь. С патриотическими посланиями к пастве обращались ближайшие сподвижники Местоблюстителя. Митрополит Сергий (Страгородский), кормчий корабля церковного Митрополит Ленинградский Алексий все страшные дни блокады оставался со своей паствой в голодном и холодном городе на Неве. Своими проповедями и посланиями он вливал в души исстрадавшихся питерцев мужество и надежду.
|