![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пример 4.
По этой программе Коля запишет на ленте только 2 круга через одну клетку, после чего машина остановится, так как Коля дойдет до команды остановки 4 (рис. 5). Рис. 5
Когда дети усвоят работу машины, им предлагается игра, которая ставит своей целью прибавление единицы. Вначале рассматривается простая программа:
Играя с этой программой, дети обнаруживают, что иногда действительно приходится прибавлять единицу (рис. 6), а иногда нет (рис. 7). Все зависит от положения Коли в начале игры. Рис. 6, 7 После игры с разобранной программой мы знакомим детей с программой, которая всегда прибавляет единицу (вписывает в ленту еще 1 кружок, вне зависимости положения Коли в начале игры) при условии, что обозревает заполненную клетку. Эта программа позволяет рассмотреть прибавление единицы к числам от 1 до 10. Игры с этой программой занимают довольно много времени, так как нужно рассмотреть в каждом случае все (или почти все) положения Коли. Так, на рис. 8 разобраны все начальные положения Коли для случая 3+1=4. После каждой игры дети пишут результаты (3+1 = 4) и проговаривают его (3 плюс 1 равняется четырем).
Аналогичная работа проводится с вычитанием единицы. Вначале рассматривается простая программа:
После этого проводится игра с программой:
Приведенные примеры показывают, что любая задача приводит фактически к роду задач, возникающих в результате различных начальных положений Коли. Мы, конечно, рассмотрели не все возможные положения. В связи с последним примером может возникнуть вопрос: «А не проще ли научить ребенка прибавлять или вычитать единицу другим, более простым способом (без машины)?» Мы подчеркиваем, что речь идет совершенно не о том, чтобы учить детей прибавлять или вычитать единицу с помощью машины Поста. Конечно, дети учатся выполнятьэти операции гораздо раньше и на более доступных объектах. Предлагая пример 4, мы ставим ребенка в такое положение, что он открывает для себя неожиданный факт: оказывается, и машина с послушным мальчиком Колей может прибавлять и вычитать единицу, если правильно отдавать команды. Именно с этого примера мы и начинаем детей готовить к пониманию того, что в жизни многие действия сводятся к выполнению алгоритмов. Кроме того, как это ни парадоксально кажется на первый взгляд, шестилетки сознательно воспринимают символические записи, приведенные в программе для машины Поста (это подтверждается не только непосредственно нашей работой в течение 10 лет, но и всеми учителями, работавшими по пособию «Математика 0»). В частности, дети воспринимают и программы с ветвлениями, приведенными в примере 4. Это приводит к гипотезе (которая, конечно, нуждается в серьезной проверке), что, возможно, знакомство детей с работой на ЭВМ следует начинать еще в начальной школе. Положительные результаты — повышение развивающего эффекта обучения, подготовка детей к изучению в дальнейшем информатики и общению с реальными вычислительными машинами — послужили основой для отражения наших экспериментов в учебной литературе для студентов педагогических институтов, будущих воспитателей детских садов и учителей начальных классов: Практикум по методике начального обучения математике.— М., 1984. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников.— М., 1988. Методика начального обучения математике.— М., 1988. Для начальных классов использование игр, моделирующих машину Поста, рассматривается впервые в настоящей статье.
|