Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что же касается твоего долга, то знай, что для тебя, как для кшатрия, нет лучшего занятия чем сражаться без сомнений и колебаний, защищая религиозные принципы.






КОММЕНТАРИЙ: В системе четырех варн и ашрамов представители второго социального уклада, которые призваны осуществлять функцию управления (править государством на основе религиозных принципов) называют кшатриями. Кшат значит «причинять вред». Человека, который защищает других от тех, кто наносит им вред, называют кшатрием (трайате значит «защищать»). Кшатрии совершенствовались в военном искусстве, охотясь в лесу, обычно кшатрий отправлялся в лес, где вызывал на бой тигра, и вооруженный мечом, сражался с ним один на один. Когда тигр испускал дух, его тело с царскими почестями сжигали на огне. Цари-кшатрии Джайпура и по сей день следуют этому обычаю. Кшатрия специально учили тому, как вызывать противника на бой, ибо насилие является порою необходимым для защиты религиозных принципов. Поэтому кшатрии не должны принять санньясу и вести жизнь в отречении. Ненасилие допустимо в политике как дипломатический ход или маневр, но его не следует возводить в принцип. В религиозном (?) своде законов говорится:

ахавешу митхо 'нйонйамджигхамсанто махи-кшитах

йуддхаманах парам шактйасваргам йантй апаран-мукхах

йаджнешу пашаво брахманханйанте сататам двиджаих

самскртах кила мантраиш чате 'пи сваргам авапнуван

«Царь или кшатрий, погибший на поле боя во время поединка с другим царем, своим соперником, после смерти попадают на райские планеты, куда также поднимаются брахманы, которые совершают жертвоприношения и приносят на жертвенный огонь тела животных». Таким образом, убийство, совершенное на поле боя во имя торжества религиозных принципов и сожжение животных на жертвенном огне не являются актами насилия, ибо соответствуют религиозным принципам и несут благо каждому. Животное, которое приносят в жертву, сразу после смерти получает человеческое тело, не проходя долгий эволюционный цикл от одной жизни к другой. А кшатрий, убитый на поле, достигает райских планет, также как и брахман, совершающий жертвоприношение.

Существует два вида сва-дхармы, или предписанных обязанностей. Тот, кто еще не достиг освобождения, должен выполнять предписанные ему обязанности, в полном соответствии с религиозными принципами. Так он сможет освободиться из материального плена. Свадхарма или обязанности того, кто достиг освобождения, становятся духовными и выходят за рамки материальной концепции жизни. В материальной жизни у брахманов и кшатриев существуют свои строго определенные обязанности, которые должны выполняться неукоснительно. Свадхарму устанавливает Сам Господь, о чем более подробно мы узнаем из четвертой главы «Бхагавад-гиты». На материальном уровне (в материальном мире) сва-дхарму называют варнашрама-дхармой, или системой, которая помогает достичь человеку духовного самоосознания. Человеческая культура (цивилизация) начинается с уровня варнашрама-дхармы, или обязанностей, предписанных человеку в соответствии с гунами материальной природы, в которых находится его тело. Выполняя предписанные ему обязанности и следуя указаниям авторитетов, человек, какой бы деятельностью он не занимался, достигает высшего состояния бытия.

 

ТЕКСТ 32

йадрччхайа чопапаннамсварга-дварам апавртам

сукхинах кшатрийах партхалабханте йуддхам идршам

йадрччхайа-сама собой; ча-также; упапаннам-приходит к; сварга-райских планет; дварам-врата; апавртам-широко открывая; сукхинах-очень счастливы; кшатрийах-цари; партха-о сын Притхи; лабханте-достигают; йуддхам-в сражении; идршам-подобно этому.

О Партха, счастливы те кшатрии, к которым возможность сражаться приходит сама собой, открывая перед ними врата райских планет.

КОММЕНТАРИЙ: Как Верховный учитель мира, Господь Кришна осуждает поведение Арджуны, который заявил: «Я не вижу, какое благо принесет нам это сражение. Приняв в нем участие, мы навечно поселимся в аду». Слова Арджуны являются лишь следствием его невежества. Выполняя свой долг, он хотел избежать насилия. Однако кшатрий, который находясь на поле боя, пытается избежать насилия, проповедует философию дураков. В «Парашара-смрити», религиозном кодексе, составленном Парашарой, великим мудрецом и отцом Вьясадевы, сказано:

кшатрийо хи праджа ракшаншастра-паних прадандайан

нириджитйа пара-саинйадикшитим дхармена палайет

«Долг кшатрия - защищать своих подданных от любых напастей, и для этого он, если необходимо, должен применять насилие во имя торжества законности и порядка. Он должен разгромить армию враждебных ему царей, и затем править миром в соответствии с религиозными принципами».

Таким образом, у Арджуны не были причин отказываться от сражения. Победив врага, он будет наслаждаться царством (получит царство), а погибнув в бою, поднимется на райские планеты, врата которых широко открыты для него. И в том, и в другом случае он только выиграет, если вступит в сражение.

 

ТЕКСТ 33

атха чет твам имам дхармйамсанграмам на каришйаси

татах сва-дхармам киртим чахитва папам авапсйаси

атха-поэтому; чет-если; твам-ты; имам-это; дхармйам-как религиозный долг; санграмам-сражение; на-не; каришйаси-совершишь; татах-тогда; сва-дхармам-твой религиозный долг; киртим-репутация; ча-также; хитва-теряя; папам-греховную реакцию; авапсйаси-получишь.

Однако отказавшись сражаться, ты не исполнишь свой религиозный долг и тем самым совершишь великий грех. Пренебрегая своими обязанностями, такой великий воин как ты, обрекает себя на бесчестье.

КОММЕНТАРИЙ: Арджуна был знаменитым воином, который стяжал славу в сражениях со многими великими полубогами, среди которых был даже Господь Шива. Переодевшись охотником, Арджуна вступил в бой с Шивой и победил его, чем доставил ему огромное удовольствие и получил в награду оружие, которое называлось пашупата-астра. Все знали, что Арджуна был великим воином. Даже Дроначарья даровал ему свое благословение и вручил ему чудесное оружие, которым он мог убить даже своего учителя. Многие великие воины, в том числе и приемный отец Арджуны Индра, царь небес, признали его боевые заслуги (передали Арджуне свои военные секреты; чудесные виды оружия). Однако, покинув поле боя, он не только не исполнит долг кшатрия, но и лишится своей славы, потеряет доброе имя и проложит себе дорогу в ад. Иначе говоря, он отправится в ад не потому, что будет сражаться, а потому, что уйдет с поля боя.

 

ТЕКСТ 34

акиртим чапи бхутаникатхайишйанти те 'вйайам

самбхавитасйа чакиртирмаранад атиричйате

акиртим-позор; ча-также; апи-к тому же; бхутани-все люди; катхайишйанти-будут говорить; те-о тебе; авйайам-вечно; самбхавитасйа-для порядочного человека; ча-также; акиртих-бесчестье; маранат-смерти; атиричйате-хуже.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал