Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда человек созерцает объекты чувств, у него появляется привязанность к ним. Из этой привязанности возникает вожделение, которое затем трансформируется в гнев.






КОММЕНТАРИЙ: Когда человек, не обладающий сознанием Кришны, соприкасается с объектами чувств, у него возникают материальные желания. Чувствам необходимо какое-то реальное занятие и если они не заняты трансцендентным любовным служением Господу, то обязательно найдут себе занятие служением материальному (начнут служить материи). В материальном мире каждый, даже Господь Шива и Господь Брахма, не говоря уже о других полубогах, обитателях райских планет, испытывают на себе влияние объектов чувств. Единственный способ выйти из этого лабиринта материальной жизни заключается в том, чтобы обрести сознание Кришны. Господь Шива был погружен в медитацию, но когда Парвати возбудила в нем желание чувственных удовольствий, он согласился на ее предложение, и в результате у них родился Картикея. Когда Харидас Тхакур был совсем молодым преданным Господа, его также пыталась соблазнить олицетворенная Майя Деви, но Харидас с завидной легкостью выдержал это испытание, поскольку был чистым преданным Господа Кришны. Как явствует из приведенного выше стиха Шри Ямуначарьи, искренний преданный Господа способен противостоять материальным соблазнам благодаря высшему вкусу духовного блаженства, который он испытывает, общаясь с Господом. В этом и заключается секрет успеха. Таким образом, даже если тот, кто не обладает сознанием Кришны научился контролировать чувства, искусственно подавляя их деятельность, он в конечном счете все равно падет (потерпит поражение), ибо одна мысль о чувственных удовольствиях выведет его из равновесия и заставит удовлетворять свои желания.

 

ТЕКСТ 63

кродхад бхавати саммохахсаммохат смрти-вибхрамах

смрти-бхрамшад буддхи-нашобуддхи-нашат пранашйати

кродхат-из гнева; бхавати-возникает; саммохах-полная иллюзия; саммохат-из иллюзии; смрти-памяти; вибхрамах-потеря; смрти-бхрамшат-за потерей памяти; буддхи-нашах-потеря разума; буддхи-нашат-вследствие потери разума; пранашйати-человек падает.

Гнев повергает человека в тьму иллюзии, а иллюзия приводит к потере памяти. Вместе с памятью пропадает разум, и тот, кто лишился разума, снова падает в океан материальных страданий.

КОММЕНТАРИЙ: Шрила Рупа Госвами оставил нам следующее указание:

прапанчикатайа буддхйахари-самбандхи-вастунах

мумукшубхих паритйаговаирагйам пхалгу катхйате

(Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.258)

Развивая в себе сознание Кришны, человек начинает понимать что все, что его окружает, можно использовать в служении Господу. Те, кто не знает о методе сознания Кришны, пытаются искусственным путем избежать контакта с материальными объектами, и в результате оказываются неспособными достичь совершенства самоотречения, даже если стремятся вырваться из материального мира. Такое псевдоотречение называют пхалгу, или менее значительным. С другой стороны тот, кто обладает сознанием Кришны знает, как использовать все материальное в служении Господу, поэтому он никогда не станет жертвой материального сознания. Так, имперсоналист уверен, что Господь, или Абсолют, будучи аморфным, не может принимать пищу. В то время как имперсоналист старается избежать вкусных блюд, преданный знает, что Кришна является Верховным наслаждающимся, и Он ест все, что мы предлагаем Ему с любовью и преданностью. Поэтому предложив вкусные блюда Господу, преданный принимает остатки Его пищи, которые называют прасадом. Таким образом, он может одухотворить все материальное, не опасаясь падения. Преданный принимает прасад находясь в сознании Кришны, а непреданный отвергает его как нечто материальное. Искусственно отрекаясь от жизни, имперсоналист лишает себя возможности наслаждаться ее и потому даже незначительное беспокойство ума вновь повергает его в пучину материальной жизни. Говорится, что даже достигнув освобождения, такая душа снова падает в материальный мир, лишенная поддержки в форме преданного служения Господу.

 

ТЕКСТ 64

рага-двеша-вимуктаис тувишайан индрийаиш чаран

атма-вашйаир видхейатмапрасадам адхигаччхати

рага-привязанность; двеша- иотрешенность; вимуктаих-тем, кто освободился от; ту-но; вишайан-объекты чувств; индрийаих-чувствами; чаран-действуя; атма-вашйаих-подчинив себе; видхейа-атма-тот, кто следует регулириющим принципам и достигает освобождения; прасадам-милость Господа; адхигаччхати-обретает.

Однако тот, кто ни к чему не привязывается и ничего не отвергает, тот, кто следует регулирующим принципам, достигает освобождения и подчиняет себе чувства, получает всю милость Господа.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже говорилось, человек может контролировать чувства с помощью того или иного метода искусственного подавления их деятельности. Но до тех пор, пока он не займет свои чувства в трансцендентном служении Господу, ему не избежать падения. Хотя человек, обладающий сознанием Кришны, может на первый взгляд действовать на уровне чувств, однако, находясь в сознании Кришны он не испытывает привязанности к деятельности. Человек, сознающий Кришну, думает только об удовлетворении Кришны и ни о чем другом. Поэтому он ни к чему не привязывается и ничего не отвергает. Если того хочет Кришна, преданный может совершить любое действие, даже если оно не соответствует его собственным желаниям; если же это противоречит желанию Кришны, он не станет делать того, что обычно доставляет ему удовольствие. Поэтому преданный может заставить себя действовать или бездействовать, ибо он действует только по указанию Кришны. Подобное сознание является беспричинной милостью Господа, и преданный может обрести его даже в том случае, если продолжает испытывать привязанность к деятельности на уровне чувств.

 

ТЕКСТ 65

прасаде сарва-духкханамханир асйопаджайате

прасанна-четасо хй ашубуддхих парйаватиштхате

прасаде-получив беспричинную милость Господа; сарва-всех; духкханам-материальных страданий; ханих-уничтожение; асйа-его; упаджайате-происходит; прасанна-четасах-того, чем ум удовлетворен; хи-безусловно; ашу-очень скоро; буддхих-разум; пари-достаточно; аватиштхате-утверждается.

Для того, кто таким образом [в сознании Кришны], обрел удовлетворение, перестают существовать три вида материальных страданий; в таком удовлетворенном сознании человек начинает действовать на уровне разума.

 

ТЕКСТ 66

насти буддхир айуктасйана чайуктасйа бхавана

на чабхавайатах шантирашантасйа кутах сукхам

на асти-не может быть; буддхих-трансцендентный разум; айуктасйа-того, кто не связан (с сознанием Кришны); на-не; ча-и; айуктасйа-того, кто лишен сознания Кришны; бхавана-устойчивый ум (счастье); на-не; ча-и; абхавайатах-тот, кто не устойчив; шантих-покой; ашантасйа-лишенного покоя; кутах-где; сукхам-счастье.

Тому, кто не связан со Всевышним [в сознании Кришны], никогда не сделать свой разум трансцендентным, а ум устойчивым, без чего невозможно обрести покой. А как может быть счастливым тот, кто лишен покоя?

КОММЕНТАРИЙ: Только тот, кто обладает сознанием Кришны, может обрести настоящие мир и покой. В пятой главе «Бхагавад-гиты» (5.29) говорится: когда человек поймет, что только Кришна наслаждается плодами жертвоприношений и аскез, является обладателем всего сущего и истинным другом всех живых существ, только тогда он сможет обрести настоящий покой. Поэтому, если человек не обладает сознанием Кришны, его ум не достиг высшей цели. Причиной возникающих в уме беспокойств является желание достичь высшей цели, и когда человек окончательно убеждается (твердо верит) в том, что Кришна — это Верховный наслаждающийся, владетель всего сущего и друг каждого живого существа, его ум становится устойчивым и к нему приходит долгожданный покой. Вот почему тот, чья деятельность не связана с Кришной, всегда тревожится и страдает, даже если ему удается создать видимость покоя и духовного прогресса. Сознание Кришны — это умиротворение, которое приходит (проявляется) само по себе и достичь его можно только во взаимоотношениях (в общении) с Кришной.

 

ТЕКСТ 67

индрийанам хи чаратамйан мано 'нувидхийате

тад асйа харати праджнамвайур навам ивамбхаси

индрийанам-чувств; хи-безусловно; чаратам-праздно блуждая; йат-который; манах-ум; анувидхийате-становится постоянно занят; тат-что; асйа-его; харати-увлекает; праджнам-разум; вайух-ветер; навам-лодка; ива-подобно тому, как; амбхаси-на воде.

Подобно тому, как лодку уносит сильным порывом ветра, так даже одно, вышедшее из-под контроля (незанятое) чувство, на котором сосредоточен ум человека, может увлечь за собой его разум.

КОММЕНТАРИЙ: До тех пор, пока все чувства преданного не будут заняты служением Господу, даже одно из них, ищущее удовлетворение в материальном, может заставить его сойти с пути духовного развития. Жизнь Махараджи Амбариши, о котором шла речь в предыдущих стихах, свидетельствует о том, что в сознании Кришны должны быть заняты все наши чувства, ибо только так мы сможем контролировать свой ум.

 

ТЕКСТ 68

тасмад йасйа маха-бахонигрхитани сарвашах

индрийаниндрийартхебхйастасйа праджна пратиштхита

тасмат-поэтому; йасйа-чьим; маха-бахо-о сильнорукий; нигрхитани-таким образом отвлеченные; сарвашах-все вокруг; индрийани-чувства; индрийа-артхебхйах-от объектов чувств; тасйа-его; праджна-разум; пратиштхита-тверидый.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал