Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Безнадежные глупцы, самые падшие /последние/ из людей, те, чье знание украдено иллюзией и демоны-безбожники-все эти грешники никогда не предаются /предадутся/ Мне.






КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» сказано, что просто предавшись лотосным стопам Верховной Личности, Кришны, живое существо сможет преодолеть суровые законы материальной природы. Резонно спросить: почему же тогда философы, ученые, предприниматели, власть предержащие, и все те, кто ведет за собой массы обыкновенных людей, не предадутся лотосным стопам Шри Кришны, всемогущей Личности Бога? Лидеры человеческого общества годами и целыми поколениями прилагают множество усилий и строят грандиозные планы, для того, чтобы достичь мукти, или преодолеть законы материальной природы. Но если это можно сделать, просто предавшись лотосным стопам Верховной Личности Бога, то почему все эти такие разумные и радетельные лидеры не воспользуются столь простым методом?

«Гита» отвечает на этот вопрос прямо и откровенно. Такие лидеры человеческого общества, как Брахма, Шива, Капила, Кумары, Ману, Вьяса, Девала, Асита, Джанака, Прахлада, Бали, а позднее Мадхвачарья, Рамануджачарья, Шри Чайтанья и многие другие истинные философы, политики, учителя /наставники/, ученые и т.д. являются преданными всемогущего Господа, Личности Бога, и ищут прибежища с сени Его лотосных стоп. Те же, кто не являются истинными философами, учеными, учителями и правителями, но лишь выдают себя за таковых, стремясь к материальным целям, отвергают путь, указанный Верховным Господом и отказываются действовать в соответствии с Его замыслом. Ничего не зная о Боге, они просто строят собственные, материалистические планы и в тщетной попытке разрешить проблемы материальной жизни, лишь еще больше усложняют их. Будучи необыкновенно могущественной, материальная энергия (природа) разрушает все замыслы атеистов и сводит на нет деятельность разного рода «комитетов планирования».

Атеисты, занимающиеся созданием всевозможных планов, названы здесь душкртинах, «нечестивцами». Крти называют того, кто занимается деятельностью, достойной поощрения. Среди прожектеров-атеистов иногда встречаются весьма разумные и добросовестные люди, так как чтобы осуществить любой грандиозный план, хороший или плохой, необходимо обладать разумом. Но поскольку атеисты неверно используют свою разум, стремясь воспрепятствовать замыслу Верховного Господа, их называют душкрти; это значит, что они прилагают свой разум и усилия в неверном направлении.

В «Гите» ясно сказано, что материальная энергия действует в полном соответствии с указаниями Верховного Господа и не является независимой в своих действиях. Она подобна тени, которая движется туда, куда движется отбрасывающий ее предмет. Тем не менее, материальная энергия обладает необыкновенным могуществом, и атеисты, в силу своей безбожной природы, не способны проникнуть в тайны ее деятельности, равно как и в замысел Верховного Господа. Поскольку они находятся во власти иллюзии, а также гун страсти и невежества, все их планы терпят крушение. Так произошло, например, с Хираньякашипу и Раваной, замыслы которых потерпели крах, хотя с материальной точки зрения оба они были выдающимися учеными, философами, политиками и учителями. Такие душкрти, или неверующие /нечестивцы/, делятся на четыре категории, каждая из которых описана ниже.

Мудхами называют безнадежных /беспросветных/ глупцов, которые похожи на вьючных животных. Он хотят наслаждаться плодами своего труда сами, и не желают отдавать их Всевышнему. Типичным примером вьючного животного является осел. Хозяин заставляет эту безропотную тварь работать до седьмого пота, и осел на самом деле не имеет ни малейшего представления, для кого он трудится день и ночь. Он довольствуется пучком травы на ужин, спит совсем немного в страхе получить побои от хозяина и удовлетворяет свою похоть ценою многочисленных пинков и подзатыльников, которыми его награждает подруга. Иногда осел распевает песни или философствует, но его блеяние приносит окружающим одно беспокойство. Точно в таком же положении находится глупый карми, который не знает, кому следует посвящать свой труд. Он не знает, что карма (деятельность) предназначена для совершения ягьи (жертвоприношений).

Чаще всего те, кто трудиться день и ночь до седьмого пота, чтобы освободиться от бремени надуманных /вымышленных/ обязанностей, говорят, что у них нет времени слушать разговоры о бессмертии живого существа. Для тех, кого называют мудхами преходящие материальные блага являются целью и смыслом жизни, хотя сами они наслаждаются лишь малой толикой плодов своего труда. Иногда они ночами не спят, чтобы получить прибыль, хотя сами страдают язвой или несварением желудка и практически ничего не едят; они просто работают день и ночь не покладая рук ради блага своих иллюзорных хозяев. Не зная о том, кто их истинный хозяин, эти глупые трудяги растрачивают свою драгоценное время, служа мамоне. К несчастью, они никогда не предаются верховному хозяину /всех хозяев/ и не находят времени для того, чтобы слушать повествования о Нем в изложении авторитетов. Свинья, питающаяся отбросами, отворачивается от сладостей, приготовленных из сахара и гхи. Точно также, глупым работягам никогда не надоедает слушать новости светской жизни, но им всегда не хватает времени на то, чтобы узнать о вечной душе, которая движет материальным миром.

К следующей категории душкрти, или неверующих, относятся те, кого называют нарадхама, самыми падшими из людей. Нара значит человек, а адхама-»низший». Из 8.400.000 форм жизни человеческие формы составляют 400.000. Среди них много низших человеческих форм, которые в большинстве своем являются нецивилизованными. Цивилизованными называют людей, чья социальная, политическая и религиозная жизнь строится в соответствиями с правилами и предписаниями священных писаний. Людей, живущих в обществе с развитыми социальными и политическими структурами, но не следующих религиозным принципам, называют нараридхамами. Кроме того, религия без Бога, религией не является, поскольку религиозным принципам необходимо следовать для того, чтобы постичь Высшую Истину и свои взаимоотношения с Ней /с Ним; с Господом/. В «Гите» Верховный Господь говорит ясно, что нет никого /авторитетов/ превыше Него, и что Он является Высшей Истиной /и что Он -это Высшая Истина/. Жизнь цивилизованного человека предназначена для того, чтобы возродить в себе некогда утраченное знание о своих взаимоотношениях с Высшей Истиной, Личностью Бога Шри Кришной, который является всемогущим. Того, кто не использует эту возможность, относят к категории нарадхама. Из священных писаний известно, что когда ребенок находится во чреве матери (где испытывает множество страданий), он молит Бога об освобождении и обещает поклоняться /служить/ Ему как только выйдет на свет. Обращаться к Богу трудную минуту естественно для каждого живого существа, потому что все мы вечно связаны с Ним. Однако выйдя на свет, ребенок забывает о муках рождения, также как и о своем избавителе /освободителе; о том, кто освободил его/, поскольку теперь он находится во власти майи, иллюзорной энергии Господа.

Цель тех, кто воспитывает ребенка-возродить дремлющее в нем сознание Бога. Десять очистительных обрядов, предписанных в Ману-смрти, которая является сводом религиозных принципов, предназначены для развития сознания Бога в системе варнашрамы. Однако в наше время нигде в мире ни один из этих обрядов не проводится должным образом, поэтому 99.9 процентов населения земного шара составляют люди, относящиеся к категории нарадхама.

Когда население земли становится нарадхамами, все могущая материальная природа естественным образом обесценивает и сводит на нет все так-называемое образование, которое получают люди. Согласно «Бхагавад-гите» ученым следует считать того, кто видит единую природу брахмана, собаки, коровы, слона и собакоеда. Таким видением обладает истинный преданный Господа. Шри Нитьянанда Прабху, который является воплощением Верховного Господа, исполняющим роль божественного /духовного/ учителя, спас двух типичных нарадхам, братьев Джагаи и Мадхаи, и явил миру, как милость истинного преданного снисходит на самых падших представителей рода человеческого. Таким образом, нарадхама, отвергнутый Личностью Бога, может возродить свое духовное сознание лишь по милости преданного.

Утверждая в человеческом обществе бхагавата-дхарму, или деятельность в преданном служении Господу, Чайтанья Махапрабху призывал людей смиренно внимать посланию Личности Бога. Суть этого послания заключена в «Бхагавад-гите». Самые падшие из людей могут спасти себя, лишь смиренно слушая послание Бога, но они к несчастью отказываются делать даже это, не говоря уже о том, чтобы предаться Верховному Господу. Так нарадхамы, самые падшие из людей, полностью пренебрегают первейшей обязанностью каждого человека.

К третьей категории душкрти относятся майайапахрта-джнанах, те, чье знание оказалось обесценено влиянием иллюзорной материальной энергии. Это в большинстве своем люди, обладающие обширными познаниями: великие философы, поэты, литераторы, ученые и т.д., но сбитые с толку влиянием иллюзорной энергии, они восстают против Верховного Господа /оказывают неповиновение; отказываются подчиняться Ему/.

В наше время людей категории майайапахрита-гьяна, даже среди философов, изучающих «Бхагавад-гиту». В «Гите» простым и ясным языком сказано, что Шри Кришна-это Верховная Личность Бога. Никто не может сравняться с Ним или превзойти Его. Его называют отцом Брахмы, который в свою очередь является праотцом всех людей. Более того, говорится, что Шри Кришна является не только отцом Брахмы, но и отцом всех живых существ, к какой бы форме жизни они не принадлежали. Он-источник безличного Брахмана и Параматмы; Сверхдуша, находящаяся в сердце каждого живого существа, является Его полной частью. Шри Кришна-источник всего сущего, поэтому каждое живое существо должно предаться Его лотосным стопам. Насмотря на эти ясные и однозначные утверждения, майайапахрита-гьяни глумятся над личностью Верховного Господа и считают Его обыкновенным человеком. Им не ведомо, что человеческая форма жизни является благословенной и предназначена для того, чтобы постичь вечную и трансцендентную форму /вечный и трансцендентный аспект/ Верховного Господа.

Многочисленные неавторитетные комментарии к «Бхагавад-гите», написанные людьми категории майайапахрита-гьяни, которые не принадлежат к системе парампары, являются препятствиями на пути к духовному самоосознанию. Находясь во власти иллюзии, такие комментаторы /эти горе-комментаторы/ сами отказываются предаться лотосным стопам Шрим Кришны и не учат этому /не побуждают к этому/ других.

Тех, кто относится к последней категории душкрити, называют асурам бхавам ашритах, демонами-безбожниками. Это класс закоренелых атеистов. Некоторые из них заявляют, что Верховный Господь никогда не появляется в материальном мире, но не могут привести сколько-нибудь веских доводов в пользу этого. Другие объявляют Его зависимым от безличного Брахмана, несмотря на то, что «Гита» утверждает совершенно противоположное /хотя это противоречит тому, что сказано в «Бхагавад-гите». Завидуя Верховной Личности Бога /движимый, обуреваемый завистью к/, атеист назовет /перечислит, представит/ вам целый ряд /сотни/ лжевоплощений Бога, произведенных на фабрике его ума. Такие люди, целью и смыслом жизни который является глумление над Личностью Бога, никогда не предадутся лотосным стопам Шри Кришны.

Шри Ямуначарья Албандару из Южной Индии говорил: «О Господь! Ты-обладатель чудесных качеств и черт, вершитель множества удивительных деяний. Все богооткровенные писания утвверждают, что Твоя личность является воплощением благости, а великие авторитеты, славящиеся своими глубокими познаниями в трансцендентной науке и своими божественными качествами, единодушно признают Тебя Верховной Личностью Бога. И все же для безбожников и атеистов Ты навсегда остаешься непостижимым».

Таким образом, (1) безнадежные глупцы, (2) последние /самые падшие/ из людей, (3) философы и ученые, введенные в заблуждение иллюзорной энергией Господа и (4) закоренелые атеисты, как уже говорилось, никогда не предаются лотосным стопам Личности Бога, несмотря на все /настоятельные/ рекомендации шастр и советы авторитетов.

 

ТЕКСТ 16

чатур-видха бхаджанте мамджанах сукртино 'рджуна

арто джиджнасур артхартхиджнани ча бхаратаршабха

чатух-видхах-четыре категории; бхаджанте-служат; мам-Мне; джанахлюдей; су-кртинах-благочестивых; арджуна-О Арджуна; артах-те, кто попал в беду; джиджнасух-любознательные; артха-артхи-жаждущие материальный благ; джнани-те, кто постиг истинную природу вещей; ча-также; бхарата-ршабха-о предводитель Бхарат.

О лучший среди Бхарат, четыре категории благочестивых людей встают на путь преданного служения: те, кто попал в беду, нуждающиеся в деньгах, любознательные и, наконец, те, кто стремится познать Абсолютную Истину.

КОММЕНТАРИЙ: Помимо грешников-неверующих есть также благочестивые люди, которые следуют предписаниям шастр; это сукртинах, те, кто выполняет правила и предписания священных писаний, следует нормам морали, не нарушает общественных /государственных/ законов, и в той или иной степени предан Верховному Господу. Благочестивые люди делятся на четыре категории: те, кто попал в беду, те, кто нуждается в деньгах, любознательные и стремящиеся познать Абсолютную Истину. Эти люди обращаются к Верховному Господу и начинают заниматься преданным служением, преследуя различные мотивы. Их нельзя назвать чистыми преданными /Они не являются чистыми преданными/, поскольку занимаются преданным служением для того, чтобы осуществить те или иные желания. Чистое преданное служение чужды корысть и какие бы то ни было мотивы. Определение преданного служения дано в «Бхакти-расамрита-синдху» (1.1.11):

анйабхилашита-шунйамджнана-кармадй-анавртам

анукулйена кришнану-шиланам бхактир уттама

«Трансцендентным служением Верховному Господу Кришне следует заниматься из любви, не стремясь к материальной выгоде, и к тому, чтобы достичь тех или иных целей в процессе кармической деятельности или философских изысканий. Такое преданное служение называют чистым».

Когда эти четыре категории людей, которые встают на путь преданного служения, общаясь с чистым преданным Господа, полностью очищаются от материальной скверны, они также становятся чистыми преданными. Что до грешников и нечестивцев, то им очень трудно заниматься преданным служением, ибо они слишком эгоистичны, их действия противоречат предписаниям шастр и в их жизни нет духовных целей /они не ставят перед собой/. Но даже когда некоторые из них волею случая встречают на своем пути чистого преданного /начинают общаться с чистым преданным Господа, они сами становятся чистыми преданными.

Люди, поглощенные кармической деятельностью, обращаются к Господу, попав в беду, и, общаясь с чистыми преданными, такие люди сами становятся преданными Господа. Те, кто просто разочаровался в жизни, также иногда общаются /вступают в общение/ с чистыми преданными и пытаются познать Бога. Аналогично этому, когда спекулятивные философы осознают свою несостоятельность во всех областях знания (терпят неудачу в попытках обрести знание/, они обращаются к Верховному Господу. Тогда, занимаясь преданным служением они поднимаются над уровнем безличного Брахмана и локализованной Параматмы и по милости Верховного Господа или Его преданного принимают личностную концепцию Бога. Как правило, когда те, кто попал в беду, любознательные, ищущие знания и нуждающиеся в деньгах полностью освобождаются от материальных желаний и до конца осознают, что материальные блага /цели/ никак не связаны с духовным развитием, они становятся чистыми преданным Господа. До тех пор, пока преданные, занятые трансцендентным служением Господу, не достигнут этого уровня, их служение смешано с элементами кармической деятельности, философскими поисками и т.д. Поэтому, человек должен преодолеть все это, прежде чем он поднимется на уровень чистого преданного служения.

 

ТЕКСТ 17

тешам джнани нитйа-йуктаэка-бхактир вишишйате

прийо хи джнанино 'тйартхамахам са ча мама прийах

тешам-из них; джнани-человек, обладающий полным знанием; нитйайуктах-постоянно занятый; эка-исключительно; бхактих-преданным служением; вишишйате-особенный /в особом положении/; прийах-очень дорог; хи-безусловно; джнанинах-тому, кто обладает знанием; атйартхам-высоко; ахам-Я; сах-он; ча-также; мама-Мне; прийах-дорог.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал