Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Самодийское население Сибири
Самоди́ йцы (устар. — самоеды) — общее название ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, маторов, тайгийцев, карагасов и сойотов), говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы, образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью. Большинство представителей самодийских народов (ненцы, энцы и нганасаны) проживает на Таймыре. В середине XVIII века, почти сразу же после открытия двух очагов расселения самодийских народов, северного и южного, разделённых широкой полосой земель расселения обских угров (хантов и манси), русской академической наукой были выдвинуты две гипотезы относительно того, какой из этих очагов был исходным районом самодийского этногенеза. До настоящего времени доминирует так называемая «южная гипотеза», согласно которой древние самодийские скотоводческие племёна сформировались на территории южной Сибири (Каракольская культура, Кулайская культура). В частности, профессор филологии и путешественник Матиас Кастрен предполагал, что в 1—2-м тысячелетиях н. э. в процессе переселения народов самоедские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу, где они положили начало таким народам как ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Часть же самодийцев оставшихся на юге, согласно «южной гипотезе», впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы и др. Однако, «северная гипотеза», считающая южный очаг вторичным по сравнению с северным, до настоящего времени находит своих сторонников, в частности её придерживается исследователь народов Сибири, доктор исторических наук А. В. Головнёв. Поначалу самоедами называли только ненцев — самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов. Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (ед.ч.), самоди (множ.ч.), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 30-х годах XX века повсеместно заменяли старые русские названий народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название Самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым, вместо прозрачного по значению, с точки зрения русского языка, и потому кажущегося обидным слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды). Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон). Внизу справа виден ареал саянских самодийцев.
В течение 1 тыс н.э. самодийцы достигли северных широт в нижнем Приобье и Приуралье. Русским источникам «самоядь» и «югра» известна на Сев. Урале с 11 в. Первые самодийцы здесь оставались еще народом безоленным, пользовались собачьими упряжками. Оленные же группы самодийцев – выходцев из Присаянья достигли севера позднее, к середине 2 тыс. Оленеводство тогда имело только транспортное направление. Пищу давала продукция охоты и рыболовства. Ненцы – охота на дикго оленя(загоном), рыболовство(запорное и неводное), промысел лося, а также мелкого зверя и дичи. 18-19 вв формирование у тундровых ненцев крупнотабунного оленеводства мясо-шкурной направленности. Это самый поздний из известных типов хозяйства. Зиму ненцы со своми стадами проводили на стойбищах у границы леса, где олени могли добыть себе корм из-под снега. Такое стойбище составляли обычно 1-2 семьи. Весной каждая семья со своими оленями начинала кочевать на север, в тундру, на летние пастбища, где сначала объединялись 2-3 хозяйства для совместного выпаса, а июле-августе онпи жили крупными стойбищами. Пасли оленей при помощи специальных пастушеских собак – оленегонных лаек. Ненецкое жилище – чум. Традиционная одежда глухого покроя из оленьего меха и кожи. Основа питания – мясо оленей (вареное, вяленое, с кровью). + рыбная пища Шаманизм Хозяйство тундровых энцев правобережного Енисея и нганасан отличалась от ненецкого тем, что они сохранили в качестве основы жизнеобеспечения охоту на дикого северного оленя. Основная часть мяса дикого оленя добывалась ими во время осенних миграций стад с северных пастбищ в лесотундру на зимовку способом «поколки»: стадо мигрирующих оленей загоняли в реку или озеро, где в лодках их подкарауливали охотники. Олени на плаву становились легкой добычей. Мяса обычно хватало до весны.
|