![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности и причины судовых пожаров
Пожар — это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий большой материальный ущерб и приводящий иногда к гибели людей. Пожар возникает либо как стихийное бедствие, либо как результат неосторожного обращения с огнем и нарушения правил техники безопасности. Судовой пожар, как правило, сопровождается целым комплексом сопутствующих факторов, способствующих быстрому его распространению и затрудняющих работы по ликвидации пожара. К таким факторам необходимо отнести следующие: 1. Наличие на судах большого количества горючих материалов, металлических конструкций на малых площадках и теснота помещений, вызывающие быстрое повышение температуры и распространение огня по судну непосредственно от очага пожара и путем теплопроводности через накаленные металлические судовые конструкции. 2. Наличие скрытых путей распространения по судну огня и дыма, возможность образования неконтролируемых газовых ивоздушных потоков, вызванных газообменом между зоной горения и окружающей средой. 3. Загроможденность судовых помещений и ограниченность подходов к ним, затрудняющие определение границ очага пожара и доступа к нему и снижающие эффективность применяемых средств тушения. 4. Выделение ядовитых газов и возможные взрывы судового оборудования, затрудняющие работы по ликвидации пожара. 5. Наличие большого количества электрооборудования и электроцепей, тушение которых под напряжением водой и химической пеной представляет опасность для людей; обесточивание же электрооборудования может вывести из строя большинство судовых средств пожаротушения и лишить судно возможности борьбы за живучесть. 6. Образование продуктов разложения и сгорания веществ. 7. Опасное вскипание и возможные взрывы горючих жидкостей в закрытых судовых емкостях. 8. Ограниченное количество воды, подаваемой к очагу пожара, которое необходимо строго контролировать из-за опасности потери остойчивости и гибели судна. 9. Невозможность получения помощи со стороны при пожаре в открытом море; в этом случае можно рассчитывать только на судовые средства пожаротушения, дисциплину и тренированность команды. 10. Выход из строя или невозможность спуска из-за шторма плавучих спасательных средств и вероятность появления паники среди людей, находящихся на горящем судне. Развитие пожара зависит от места расположения очага пожара, характера газообмена в помещении, наличия в нем взрыво- и пожароопасных веществ и оборудования, оперативности действия аварийных партий. На современных судах принимаются все возможные меры для снижения их пожарной опасности. К сожалению, следует отметить, что полностью устранить влияние рассмотренных выше особенностей возникновения и развития пожаров на судах пока не удается из-за специфики работы морского транспорта, пожаро - и взрывоопасности некоторых видов грузов, необходимости создания комфортных условий обитания пассажиров и членов экипажей судов. Особенно большой пожароопасностью характеризуются пассажирские суда и нефтеналивной флот. На пассажирских судах для отделки жилых и служебных помещений применяется много горючих материалов. Кроме того, существует постоянная опасность возникновения пожара из-за нарушения пассажирами противопожарного режима (курение, использование электробытовых приборов и т. д.). Все это требует от членов судовых экипажей четкой отработки способов борьбы с пожарами, высокой бдительности и организации службы. В зависимости от того, где находится очаг пожара — внутри судна или снаружи, пожары разделяются на внутренние, или закрытые, и наружные, или открытые. Ликвидация внутренних пожаров, как правило, значительно сложнее, чем открытых. Пространство, в котором наблюдаются различные сопровождающие пожар явления, условно разделяются на три зоны: горения, агрессивного воздействия тепла и задымления. Зоной горения называется пространство, где происходит собственно горение. Площадь пожара — это проекция зоны горения на поверхность палубы. Зоной агрессивного воздействия огня называется часть пространства, где тепловое воздействие пожара приводит к существенному изменению свойств материалов и предметов, что делает невозможным дальнейшее пребывание людей в этой зоне без индивидуальных защитных средств. Зона задымления — это пространство, заполненное дымовыми газами в опасной для жизни людей концентрации, затрудняющими действие аварийных партий.
|