![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о воле. Воля как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности
Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные (безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения) и произвольные (они осуществляются под контролем сознания и для их выполнения требуется волевой контроль). Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функции воли 1) сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедея-ти. 2) Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека, кот. порождает действие. Если активность + воля, то она характеризуется предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Если нет потребности выполнять действие, но надо, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия. 3)Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Пр: не дать выходу агрессии и др.. Значение воли в жизни человека. Признаки воли: 1. волевой акт связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. 2. наличие продуманного плана их осуществления. 3. усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. В олевое действие сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения. С успешным совершением волевого акта связано моральное удовлетворение. 4. усилия воли направляются человеком, чтобы преодолеть самого себя. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Психологическая структура волевого акта: побуждение к совершению действия ( 2 стелки желание и влечение), от них стрелки к осмысление цели действия, стрел. к принятие решения действовать, стрелка к борьба мотивов, стрел. волевое усилие, 2 стелки к внешнее или внутреннее волевое действие. Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, стремление к цели принято называть желанием. В зависимости от степени осознанности потребностей стремление к цели разделяют на влечения и желания: - желание осознанно. Не всякое желание приводит к действию- влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, но что именно, он не понимает. Этапы волевого действия: 1. Постановка цели или осознание цели будущего действия 2. Выбор способа достижения цели и построение плана3. Борьба мотивов -психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности У человека возникает затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. 4. Принятие решения -выбор цели и способа действия 5. Достижение поставленной целиюЭтот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия – это внутреннее волевое действие. Волевое действие считается законченным, когда цель достигнута Накопление опыта волевого поведения происходит в процессе всей жизнедеятельности человека. Волевые качества личности (целеустремленность, выдержка, самостоятельность, решительность)) 1) сила воли как обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, тем сильнее ваша воля. 2) выдержка и самообладание (умении сдерживать свои чувства, когда это требуется) 3) целеустремленность (сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Разлтчают цел-ть: стратегическую, т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами; оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.) 4)Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек 5)Самостоятельность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели 6) Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.7) Последовательность действий человека.- совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой. Волевая устойчивость личности К характеристикам волевых качеств относят: − генерализованность, отражающую проявление волевых качеств в разных видах деятельности; − устойчивость как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях; − интенсивность как степени выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации. Для формирования эмоционально-волевой устойчивости необходимо хорошо знать свои эмоционально-волевые особенности, ясно представлять личные цели, тренировать способность управлять собой в стрессовых ситуациях. Формирование волевых качеств. Развитие и воспитание воли Воля формируется в ходе возрастного развития человека. У новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, формируются позднее. Первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на 4 году жизни желания приобретают более или менее устойчивый характер.+ отмечается возникновение борьбы мотивов.. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия со взрослыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствующие выводы. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это происходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождаемая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности. Основные пути формирования воли Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого поведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, происходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его желание, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выполняться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Она предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности. + требует от него развития качества воли. Ф изическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. В более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Самоконтроль и самооценка Важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий связана с самоконтролем и самооценкой. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность или выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, что человек переоценивает себя и свои возможности – завышенная самооценка, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике. Нарушение воли Снижение силы волевых побуждений выявлено при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. Нарушение воли может быть выражена в следующих формах: Абулия — состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности. Гипербулия. Состояние избыточной активности с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений к деятельности, а также импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Парабулия. Патология поведения -нарушения механизмов формирования мотивов. Мотив при этом не формируется либо является неадекватным внутренней природе потребностию.
|