![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура педагогической деятельности
1.Мотивация. В педагогической деятельности выделяются те же мотивационные ориентации, что и в учебной. Это внешние мотивы, например мотив достижения, и внутренние мотивы, например ориентация на процесс и результат своей деятельности. Внешние мотивы престижности работы в определенном образовательном учреждении, мотивы адекватности оплаты труда часто соотносятся с мотивами личностного и профессионального роста, самоактуализации. 2.Педагогические цели и задачи: передача социокультурного опыта посредством педагогической деятельности учителей и педагогов. 3.Предмет п. д.: - организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. 4.Педагогические средства и способы решения поставленных задач: Средства п.д.: научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус обучающихся. Способы передачи социально-культурного опыта: объяснение, показ (иллюстрация), совместная работа с обучающимися по решению учебных задач, непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая), тренинги. 5. Продукт и результат пед. Деятельности: Продукт - формируемый индивидуальный опыт ученика во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт педагогической деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Р езультат п.д. - личностное, интеллектуальное развитие обучающегося, совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется сопоставлением качеств ученика в начале обучения и по его завершении во всех планах развития человека Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Базовые педагогические способности: Ф.Н. Гоноболин: способность понимать ученика; способность доступно налагать материал; способность развивать заинтересованность учащихся; организаторские способности; педагогический такт; предвидение результатов своей работы и др. В целом к группе педагогических способностей в первую очередь относят: педагогическую наблюдательность; педагогическое воображение; требовательность как черту характера; педагогический такт; организаторские способности; простоту, ясность и убедительность речи. Н.Д. Левитов: способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быстрая и точная ориентировка; организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. В.А. Крутецкий: Дидактические способности; Перцептивные способности; Речевые; Организаторские способности; Авторитарные способности; Коммуникативные способности; Педагогическое воображение; Способность к распределению внимания. Педагогические умения - совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Выделяют 9 групп педагогических умений (по А.К.Марковой): 1. Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; 2. •Умений, отвечающих на вопрос «чему учить. • Умений, отвечающих на вопрос «кого учить». • Умений, отвечающих на вопрос «как учить. 3. Умения использовать психолого-педагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового пед. опыта, соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; видеть сильные и слабые стороны своего труда; строить планы развития своей педагогической деятельности и др. 4. Приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач. 5. Приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. 6. Умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии; управлять своими эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; осуществлять творческий поиск. 7. Умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять способности своего индивидуального стиля; укреплять свои сильные стороны, устранять слабые. 8. Объединяет умения определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; поэтапно обрабатывать все компоненты обученности и обучаемости; стимулировать готовность к самообучению. 9. Соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости школьников. 1, 2, 3 группы умений определяются как психолого-педагогические. 4, 5 группу связывают с умением создавать атмосферу психологической безопасности для другого человека и в то же время обеспечивать условия для самореализации его личности. 6, 7 группы пед. умений обусловлены теми действиями, которые необходимы для самореализации, самовыражения и развития личности самого учителя. 8, 9 группы характеризуют умения оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности.
|