Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стадии (этапы) социализации
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Представим их подробнее. · Компромиссный подход, где в стадиях социализации учитываются как социологические, так и психоаналитические взгляды. Как известно с точки зрения психоанализа, особое значения для развития личности имеет период раннего детства. Это привело и к установлению стадий социализации: в системе психоанализа социализация рассматривается как процесс, совпадающий хронологически с периодом раннего детства. С другой стороны, появились выполненные в том же теоретическом ключе экспериментальные работы, исследующие социализацию в период отрочества и даже юности. Другие, не ориентированные не фрейдизм, школы социальной психологии делают сегодня особый акцент на изучении социализации в период именно юности. Таким образом, «распространение» социализации на периоды детства, отрочества и юности можно считать общепринятыми. · Социологический подход акцентирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценностей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологического подхода является точка зрения Андреевой Г.М. основанием для классификации стадий социализации личности служит отношение к трудовой деятельности. Принято различать: 1. дотрудовую, 2. трудовую, 3. послетрудовую стадии (этапы) социализации. Данный подход односторонен или однолинеен. 1. Дотрудовая стадия социализации включает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и разделяется на два самостоятельных периода: · ранняя социализация от рождения до поступления в школу (период детства); · стадия обучения (имеется ввиду освоение принятой в данном обществе системы общих и обязательных для всех его членов знаний, навыков, умений, мировоззрения, стиля поведения и т.п.). К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Куда отнести ВУЗ? спорный вопрос 2. Трудовая стадия социализации включает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 3. Послетрудовая стадия социализации характеризуется разрешением проблем пожилого возраста, который рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Сущностным признаком данного этапа социализации является изменение типа активности личности в этот период. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭРИКСОНА. Концепция Э. Эриксона о наличии 8 возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – «зрелость» (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности и завершению периода социализации, приобретения соц опыта. С точки зрения Э. Эриксона, последовательность стадий - результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. По Э. Эриксону, любой человек может пройти все эти стадии, к какой бы культуре он не принадлежал, все зависит оттого, какова продолжительность его жизни. Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм, и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз, производственные и служебные коллективы и т.п. Такие институты представляют собой общности людей, в которых протекает процесс социализации человека. Зависимость механизмов и институтов от хар-ра обществ. отношений ^ На дотрудовой стадии – семья, дошкольные детские учреждения, школа. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскульности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребёнка «образа – Я». Школа обеспечивает ученику систематическое образование, обязана подготовить человека к жизни в обществе. Школа расширяет возможности ребёнка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками. Сверстники. Специфическая среда общения. Привлекательность её состоит в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда противоречит ему. Вуз (студенческая группа). ^ На трудовой стадии – трудовой коллектив, организация.
|