![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные факторы психотерапевтического воздействия и закономерности психотерапевтического процесса (на примере существующих методов психотерапии)
Психотерапия (от греч. душа+лечение) –особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при возникновении у него проблем или затруднений психического характера. Это способ лечебного воздействия на психику, а через психику – на весь организм человека. Психотерапия – это средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными; это специфическая форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья. В истории психотерапии модно выделить два больших периода. Первый, донаучный, охватывающий тысячелетия, и второй – всего два столетия, 19-20 вв. – научный период психотерапии. Донаучный период психотерапии связан с мистическими практиками, опирающимися на мифологию древних культур. Термин «психотерапия» был введен в 1872 г. Даниелом Тьюком Можно выделить 2 вида психотерапии: 1. Медицинская (Россия); 2. Психологическая (Зарубжн.) Цели психотерапии: В каждом конкретном случае определяются сообразно особенностям терапевтической ситуации, но можно отметить общие тенденции: ü Помочь клиенту понять свои проблемы; ü Устранить эмоциональный дискомфорт; ü Поощрить свободное выражение чувств; ü Обеспечить информацией; ü Помочь осознать причины проблемной ситуации и возможности ее разрешения; ü Помочь клиенту в проверке новых способов мышления и поведения. Задачи психотерапевта: · Обеспечить психологическую поддержку; · Помочь осознать и использовать свои ресурсы в решении проблемной ситуации; · Способствовать инсайту и самораскрытию; лучшему пониманию своих мотивов, чувств, целей; · Помочь устранить дезадаптацию и сформировать новые, адаптивные формы поведения. Факторы лечебного воздействия психотерапии: ü Инсайт – осознание: - инсайт 1-го уровня – осознание связи м/у эмоц. расстройством и внутриличностными проблемами; - инсайт 2-го уровня – осознание собственного вклада в развитие проблемной ситуации; - инсайт 3-го уровня – осознание глубинных причин настоящих отношений, чувств, особенностей поведения, коренящихся в прошлом; ü Акцептация – принятие; ü Катарсис – отреагирование; ü Конфронтация – обратная связь, столкновение с причинами проблемной ситуации; ü Получение информации; ü Коррегирующий эмоциональный опыт – интенсивное переживание актуальных отношений и ситуаций, благодаря которому происходит осознание и коррекция неадаптивных реакций; ü Самоэксплорация – самораскрытие; ü Получение эмоциональной поддержки, эмпатии (от терапевта или группы); ü Расширение ролевого потенциала; ü Развитие творческой активности клиента, повышение его самостоятельности и ответственности. Этапы процесса психотерапии: 1. установление оптимального контакта с клиентом, вовлечение его в сотрудничество 2. прояснение причин и механизмов возникновения, формирования эмоц.-ных нарушений клиента. 3. определение психотерапевтических решений 4. применение конкретных методов и техник, направленных на улучшение эмоций и поведения 5. закрепление достигнутых результатов 6. окончание курса психотерапии (решение проблемы зависимости клиента от психотерапии) Критерии эффективности психотерапии: 1. изменения кл. в 3-х сферах: соматической, психической, социальной 2. эти изменения должны оцениваться, в том числе, самим клиентом Психотерапевтические теории: 1. Писхоаналитическая (Фрейд). Цель – помочь клиенту адаптироваться к жизни в обществе, 2. Индивидуальная психотерапия (Адлер). Цель – Помочь людям в формировании здорового жизненного стиля, который сосредоточен на общении, работе, сексуальности. 3. Бихевиоральный подход (Уотсон, Скиннер). Цель – изменить поведение пациента. 4. Терапия реальностью (Вильям Глассер). Цель – научить пациента использовать здравый смысл. Перестать отрицать реальность. 5. Рационально-эмотивная терапия (Альберт Элис). Цель – обучить рациональному мышлению. 6. Логотерапия (Виктор Франкл). Цель – помочь пациенту преодолеть экзистенциональный вакуум, путем новых жизненных ценностей. 7. Транзактный анализ (Эрик Берн). Цель – помочь научиться применять эго-состояния взрослого. 8. Клиентцентрированная терапия (Карл Роджерс). Цель – помочь пациенту узнать себя. 9. Гештальтерапия (Фредерик Перлз). Цель – помочь осознать чувства здесь и сейчас, осознать собственное поведение в настоящем
|