Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация процесса физического воспитания и образования в вузе






 

Целью физического воспитания студентов вузов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психологической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Процесс обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

— понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

— знание научно–практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

— формирование мотивационно – ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;

— приобретение студентами опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Согласно примерной программе третьего поколения по дисциплине «Физическая культура», рекомендуемой для всех направлений подготовки (специальностей) и профилей подготовки, квалификации (степени) выпускника бакалавр, процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1. использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

2. использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и

моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

3. владеть методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Учебный материал программы предусматривает решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического раздела, практического раздела, состоящего из двух подразделов: методико-практического и учебно–тренировочного и контрольного раздела.

Содержание теоретического раздела программы предполагает овладение студентами научно – практическими и специальными знаниями, необходимыми для формирования мировоззрения в области физической культуры и спорта, а также умения творчески использовать их для самосовершенствования, организации здорового образа жизни, как в период обучения, так и в дальнейшей жизни. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед на практических занятиях, а также путем самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

Практический раздел программы подразделяется на методико–практический и учебно–тренировочный. Первый подраздел направлен на освоение и овладение студентами спортивно - физкультурными методами, способствующими достижению личных и профессиональных целей. Второй подраздел направлен на приобретение практического опыта каждым студентом, умение использовать его творчески в процессе самостоятельных занятий. Содержание занятий базируется на разнообразных средствах физической культуры, спортивной и профессионально – прикладной подготовке.

Контрольный раздел позволяет оценивать результаты теоретической и практической работы студентов, обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения знаниями и умениями по изучаемой дисциплине, о состоянии и динамике физического развития и физической подготовленности студента.

В результате изучения дисциплины «Физическая культура» студент должен:

Знать: научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни.

Уметь: использовать творчески средства и методы физического воспитания для профессионально-личностного развития, физического самосовершенствования, формирования здорового образа и стиля жизни.

Владеть: средствами и методами укрепления индивидуального здоровья, физического самосовершенствования, ценностями физической культуры личности для успешной социально-культурной и профессиональной деятельности.

Непосредственная ответственность за постановку и проведение учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программой возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.


 

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания.

Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания.

В практике проведения самостоятельных тренировок наибольшее распространение приобрели занятия спортивными играми, атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время у студентов растущей популярностью стали пользоваться нетрадиционные виды спорта и современные оздоровительные системы физических упражнений (например, ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, дартс и т. п.). Спортивные игры, такие как футбол, волейбол, баскетбол, ручной мяч, хоккей, бадминтон, теннис и настольный теннис оказывают разностороннее воздействие на занимающихся, улучшая функциональное состояние, физическую подготовку и координацию движений. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик. Эти мероприятия проводятся кафедрой физического воспитания и спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов.

Процесс обучения по курсу «Физическая культура» в вузе организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Программный материал на учебный год распределяется с учетом климатических условий и учебно-спортивной базы.

Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе создаются три учебных отделения: основное, специальное и спортивное. Каждое отделение имеет особенности комплектования, специфические задачи. Основой для решения этих задач служит система организационных форм и методов обучения. Эта система объединяет традиционные методические принципы и приемы физической подготовки с новейшими методами организации передачи и усвоения материала, предусматривает четкую регламентацию соотношения объема и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

Учебные группы отделения спортивного совершенствования – это учебные группы по видам спорта или системам физических упражнений. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования и желающие заниматься определенным видом спорта. Физическое воспитание студенческой молодежи в Российской Федерации является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и развития спорта.

В законодательных документах РФ физическая культура и спорт в высших учебных заведениях представлены как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение всего периода обучения, физическая культура и спорт входят обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал