Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия и Речь Посполитая в XVII в.






 

Россия и Речь Посполитая в период Смуты начала XVII в. Начало интервенции Речи Посполитой (сентябрь 1609 г.) Начало осады Смоленска. Поражение русской армии под Клушино, поход польско-литовских войск под командованием гетмана С. Жолкевского на Москву (июнь 1610 г.). Заключение семибоярщиной договора с Сигизмундом III об избрании русским царем королевича Владислава и присяга новому монарху, принятая С. Жолкевским (август 1610 г.). Притязания Сигизмунда III на русский престол. Введение в Москву польского гарнизона и создание в Кремле пропольского правительства. Призыв патриарха Гермогена к вооруженной борьбе против польско-литовских войск и московского правительства. Начало национально-освободительного движения против польской интервенции. Первое ополчение: формирование, деятельность, причины распада. Падение Смоленска (июнь 1611 г.). Освобождение Москвы от польско-литовского гарнизона силами Второго ополчения. Избрание нового царя М.Ф. Романова Земским собором 1613 г. 2. Россия и Речь Посполитая в период царствования М.Ф. Романова. Заключение Деулинского перемирия (1618 г.). Русско-польская война 1632–1634 гг.: причины, основные сражения, итоги. Условия Поляновского мирного договора 1634 г. 3. Россия и Речь Посполитая в период царствования А.М. Романова. Русско-польская война 1654-1667 гг.: причины, основные события, результаты. Условия Андрусовского перемирия 1667 г. 4. Россия и Речь Посполитая в период регентства царевны Софьи. Заключение «вечного мира» 1686 г. Его условия.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из проекта об учреждении университета и дайте ответы на вопросы:

«§ 1. На содержание сего Университета и при оном гимназии довольно десяти тысяч рублев в год.

§ 2. Весьма за нужно ко ободрению наук почитается, чтобы ее императорское величество новоучреждаемый Университет в собственную свою высочайшую протекцию принять и одну или двух из знатнейших особ, как и в других государствах обычай есть, кураторами Университета определить соизволила, которые бы весь корпус в своем смотрении имели и о случающихся ево нуждах докладывали ее императорскому величеству… Чтоб как профессоры и учители, так и прочие под университетскою протекциею состоящие без ведома и позволения университетских кураторов и директора неповинны были ни перед каким судом стать кроме университетского. Чтоб все принадлежащие к Университету чины в собственных их домах свободны были от постоев и всяких полицейских тягостей, також и от вычетов из жалованья и всяких других зборов».

 

Вопросы:

1. Какой университет был основан по этому проекту? В каком году? Кто был его основателем? (2 балла)

2. Кто была «ее императорское величество», упомянутая в проекте? Кого она назначила куратором этого университета? (2 балла)

3. Какие факультеты были в этом университете? (3 балла)

4. Кто был следующим российским императором – основателем университетов? Какие университеты он основал? (3 балла)

1. Московский университет, 1755 г., М.В. Ломоносов.

2. Елизавета Петровна, И.И. Шувалов.

3. Философский, юридический, медицинский.

4. Александр I, университеты в Петербурге, Казани, Харькове, Вильно и Дерпте.

 

 

Задание 3. Прочитай текст и дайте ответы на вопросы:

Этот церковный деятель опекал князя______________, получившего московский стол в девятилетнем возрасте, и в 1362 г. вместе с московскими боярами добился возвращения ярлыка на великое владимирское княжение из Суздаля в Москву. Образ этого церковного иерарха запечатлен на иконе Дионисия.

Вопросы:

1. Назовите имя и отчество московского князя, пропущенное в тексте. Укажите хронологические рамки его правления. (3 балла)

  1. Назовите имя церковного деятеля, о котором говорится в приведенном тексте. (3 балла)
  2. Назовите высших церковных деятелей XIV-XVIвв. Укажите связанные с ними исторические события. (4 балла.)

1. Дмитрий Иванович (1359-1389 гг.)

2. митрополит Алексей

3. митрополит Феогност – перенесение митрополичьей резиденции из Владимира в Москву; митрополит Исидор – подписание Флорентийской унии 1439 г.; митрополит Иона – первый митрополит, избранный собором русских епископов без санкции константинопольского патриарха; митрополит Макарий – составление Великих Миней Четьих; митрополит Филипп – публичное осуждение Ивана IV за опричный режим; патриарх Иов – первый русский патриарх с учреждения патриаршества в 1589 г. Должно быть указано не менее трех лиц.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 6

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Россия на мировой арене: когда Россия стала великой европейской державой?

 

В историографии существуют разные точки зрения на эту проблему. Россия стала играть активную роль в международных отношениях в Восточной Европе и в Балтийском регионе после победы в Северной войне. Выход к Балтийскому морю и создание там флота обеспечили для России не только торговые, но и военно-политические преимущества. Созданная Петром I сильная армия позволила России начать победную серию русско-турецких войн, активно вмешиваться во внутрипольские дела и принять участие в крупнейшем европейском конфликте середины XVIII века – Семилетней войне. Таким образом, первый возможный вариант ответа: Россия стала великой европейской державой при Петре I. Значительных успехов достигла российская внешняя политика при Екатерине II. В период ее правления благодаря победам над Османской империей Россия сумела полностью обезопасить свои южные границы, начать присоединение Закавказья, усилить свое влияние на Балканах, ликвидировать Польшу. Россия даже попыталась путем принятия Декларации о вооруженном нейтралитете повлиять на войну Великобритании с ее североамериканскими колониями. Таким образом, при Екатерине II Россия существенно усилила свое влияние в Восточной Европе и в черноморском регионе и даже выдвинула претензии на Черноморские проливы. Второй возможный вариант ответа: Россия стала великой европейской державой при Екатерине II. Наконец, победное участие России в Наполеоновских войнах, решающий вклад, который она внесла в разгром наполеоновской Франции, позволили ей сыграть одну из ведущих ролей на Венском конгрессе, стать архитектором и одним из гарантов (благодаря участию в Священном союзе) Венской системы международных отношений. Третий возможный вариант ответа: Россия стала великой европейской державой при Александре I. В своем ответе участник олимпиады может придерживаться любой из этих точек зрения, но она должна быть доказана.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из книги С. Семанова и дайте ответы на вопросы:

Верхом его административных нелепостей стало разделение областных и районных комитетов партии на два — по промышленности и сельскому хозяйству. Нелепость этой меры была очевидна всем, а на практике привела едва ли не к параличу партийного аппарата: огромная перетряска кадров, непродуманный передел полномочий, неясность поставленных новых задач. Ко множеству старых анекдотов о __________ добавились новые, очень ядовитые. Например: < …> приходит мужик в храм, просит разрешения побеседовать с батюшкой, а его спрашивают: «Вам какого батюшку, по промышленности или по сельскому хозяйству?»

 

Вопросы:

  1. Назовите партийно-государственного деятеля, имя которого пропущено в тексте. (2 балла)
  2. Какие партийно-государственные должности он занимал? (2 балла).
  3. Назовите основные экономические реформы периода его правления.(3 балла)
  4. Охарактеризуйте последствия его экономических реформ. (3 балла)

1 Н.С. Хрушев.

2 Первый секретарь ЦК КПСС(1953-1964), Председатель Совета министров СССР (1958-1964).

3 Цель экономической политики – создать материально-техническую базу коммунизма, превзойти в США в производстве продукции на душу населения, повысить благосостояние людей. В 1957 г. проведена реформа управления промышленностью: отраслевые министерства были заменены на территориальные совнархозы. Общая тенденция – преимущественное развитие отраслей промышленности группы А. В 1959 г. в рамках этой политики сворачивается шестая пятилетка, вводится семилетний план, который характеризуется значительным перекосом в сторону тяжелой промышленности и ВПК. В 1962 г. начинается добыча сибирской нефти. С 1954 г. начинается освоение целинных и залежных земель. С 1963 г. начинается химизация сельского хозяйства. Насильно насаждаются посевы кукурузы, объявлено соревнование с США по производству мяса, масла и молока на душу населения. В 1958-1959 гг. проводится реорганизация МТС в РТС. Колхозам передается вся техника. Проводится укрупнение колхозов. Наложены ограничения на личное (подсобное) хозяйство колхозников.

4 В результате экономических реформ Хрущева произошла дезорганизация управления промышленностью и сельским хозяйством, что привело в 1965 г. к замене совнархозов министерствами. Децентрализация управления внесла неразбериху в работу управленческого аппарата и увеличение расходов на него. Продолжилось диспропорциональное развитие промышленности. Не было налажено производство предметов первой необходимости. В сельском хозяйстве командно-директивные методы управления привели к кризису. Из-за ветровой эрозии почв большая часть целинных земель была превращена в пастбища. Посевы кукурузы вытеснили основные зерновые культуры. Возникает продовольственная проблема. В 1963 г. СССР начинает закупать зерно за границей.

 

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

По приказу этого русского царя велось строительство его новой резиденции – крепости в Вологде, для возведения которой был приглашен архитектор Хэмфри Локк. В Вологде было также начато сооружение верфей и судов. На случай «беды» (то есть государственного переворота) царь вел тайные переговоры с иностранными послами Энтони Дженкинсоном и Томасом Рандольфом о том, чтобы бежать с семьей и казной в Соловецкий монастырь, а оттуда – за границу.

 

Вопросы:

1. Назовите этого царя, укажите хронологические рамки его царствования. (3 балла)

2. С какими событиями были связаны его планы побега за границу? (3 балла).

3. В каком государстве собирался укрыться этот царь? Кто управлял этим государством? (4 балла)

1 Иван Грозный (1547-1584 гг.)

2 С введением в 1565 г. опричного режима, который привел к разорению Земщины, к опалам и казням.

3 В Англии. Елизавета I.


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 7

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Идеи Просвещения в русской культуре второй половины XVIII в.

Просвещение – это интеллектуальное течение в Европе XVIII века, основными принципами которого являлись секуляризация сознания и распространение светских представлений о мире и обществе. Просветители считали разум главным способом познания мира и верили в возможность разумного построения общества. Они критиковали современные им европейские монархии и особенно активно – церковь. Просветители заложили основы современных представлений о государстве и экономике, сформулировав концепции разделения властей, народного суверенитета, laissez-faire и пр. Многие (хотя и не все) идеи Просвещения нашли свое отражение в русской дворянской культуре второй половины XVIII века (но совершенно не затронули культуру других слоев российского общества, таким образом, для России, в отличие от Европы, идеи Просвещения оставались предметом элитарной культуры). Политические идеи Просвещения были очень слабо распространены в России. Екатерина II в своем Наказе Уложенной комиссии обосновывала концепцию просвещенной монархии. Более радикальный проект С.Е. Десницкого предполагал ограничение власти императоров и установление принципа равенства жителей страны перед законом. Более широко в России распространились морально-этические идеи Просвещения. Именно с этой точки зрения российские просветители критиковали крепостное право. Н.И. Новиков, Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев осуждали крепостное право не за характерное для него подчинение человека человеку, а за то, что невежественные и грубые дворяне не в состоянии разумно распорядиться своей властью. Положительным образом комедий Фонвизина является помещик, отечески заботящийся о своих крестьянах. Отражением идей Просвещения стало более широкое распространение образования в России: именно во второй половине XVIII века открываются Московский университет, Смольный институт, создается Российская национальная библиотека, Вольное экономическое общество, Эрмитаж, проводится реформа И.И. Бецкого. Могут быть приведены примеры воплощения идей Просвещения в русской архитектуре, живописи, театре.

 

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из источника и дайте ответы на вопросы:

«Состоялся в пятницу на обедне коварный совет злодеев преступных. И был у князя Яким, слуга, которому он доверял. Узнав от кого-то, что брата его велел князь казнить, возбудился он по дьявольскому наущению и примчался с криками к друзьям своим, злым сообщникам, как когда-то Иуда, стремясь угодить отцу своему, сатане, и стал говорить: «Сегодня его казнил, а завтра — нас, так промыслим о князе этом!» И задумали убийство в ночь, как Иуда на Господа.

Как настала ночь, они, прибежав и схвативши оружие, пошли на князя как дикие звери, но, пока шли они к спальне его, пронзил их и страх, и трепет. И бежали с крыльца, опустясь в погреба, напились вина… И так, упившись вином, взошли они на крыльцо. главарем же убийц был Петр, зять Кучки, Анбал, яс родом, Ключник, да Яким, да Кучковичи — всего числом двадцать зловредных убийц, вошедших в греховный заговор в тот день У Петра, у Кучкова зятя, когда настала субботняя ночь на память святых апостолов Петра и Павла».

 

Вопросы:

  1. Назовите имя князя, убить которого задумали заговорщики, укажите годы его правления. (2 балла)
  2. Дайте краткую характеристику правления этого князя. (2 балла)
  3. Дайте характеристику социально-экономического и политического развития княжества, в котором он правил.(3 балла)
  4. Какие события в истории России можно рассматривать как аналогичные описанным? (3 балла)

1. Князь Андрей Боголюбский, 1157–1174 гг.

2. Андрей Боголюбский перенес столицу Владимиро-Суздальского великого княжества в г. Владимир. Князь вел борьбу за Киев (захватил в 1169 г.) Вел активную антиновгородскую политику, которая вылилась в поход на Новгород в 1170 г., закончившийся поражением князя. Также он совершил успешный поход на Волжскую Булгарию и наложил на нее дань. Андрей пытался укрепить свою власть, сделать ее единоличной, что обусловило его жесткую политику в отношении аристократии и, в конечном итоге, привело к его убийству. В правление Андрея и по его инициативе были построены многочисленные церкви. Владимир он старался сделать городом, который будет похож на Киев (строительство «Золотых ворот»). Андрей попытался создать самостоятельную владимирскую метрополию, однако получил отказ от Константинопольского патриарха.

3. Владимиро-Суздальское княжество. Политическая система Владимиро-Суздальского княжества была жестко централизованной, боярство и вече слабыми, основную роль играл князь, опиравшийся на своих дружинников. Политическое развитие княжества при Юрии Долгоруком, Всеволоде Большое Гнездо и Юрии Всеволодовиче.

Владимиро-Суздальское княжество было менее развитым в аграрном плане, чем южнорусские княжества. Однако в этом княжестве велось активное освоение новых с/х земель, а также строительство городов. Во Владимиро-Суздальское княжество шел непрерывный поток переселенцев, спасавшихся от набегов кочевников. Владимиро-Суздальское княжество добилось значительного прогресса в ремесле и торговле. Активно развивается в этом княжестве каменное строительство.

 

4. Убийство Лжедмитрия I 1606 г., дворцовый переворот 1762 г. (убийство Петра III), дворцовый переворот 1801 г. (убийство Павла I).

Задание 3. Прочитайте отрывок из стихотворения Павла Антокольского и дайте ответы на вопросы:

С полудня парило.

И вот

По проводам порхнула искра.

И ветер телеграмму рвет

Из хилых рук премьер-министра.

Над гарью городов гроза.

Скатилась жаркая слеза

По каменной скуле Европы.

Мрачнеют парки. Молкнет ропот.

И пары прячутся…

И вот

Черно на Марне и на Висле.

По линии границ и вод

Кордоны зоркие нависли.

Скосив огромные глаза,

В полнеба выросла гроза.

Она швыряет черный факел

В снопы и жнивья цвета хаки.

Война объявлена.

 

Вопросы:

1. Об объявлении какой войны идет речь в этом стихотворении? Назовите годы этой войны.(3 балла)

2. Назовите союзников и противников нашей страны в этой войне.(3 балла)

3. Назовите причины поражения нашей страны в этой войне.(4 балла)

 

 

  1. Первая мировая война, 1914-1918 гг.
  2. Союзники: Великобритания, Франция, Бельгия, Сербия, Румыния, Италия, Греция, США, Япония. Противники: Германия, Австро-Венгрия (Австрия – это ошибка), Болгария, Османская империя.
  3. Разложение русской армии изнутри в результате революционных событий 1917 г., техническое отставание российской промышленности от германской и австрийской и как результат – недостаток оружия и боеприпасов, транспортный кризис и как следствие – кризис снабжения мирного населения центральной России.

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 8

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Крестьянский вопрос до 1861 г.: попытки решения

Крестьянский вопрос в России – это проблема тяжелого положения (бедности, социального неравенства) крестьян, бывшего в основном следствием крайне длительного сохранения крепостного права. Первым проектом отмены крепостного права считается предложение, высказанное однодворцем А. Масловым Уложенной комиссии в 1767 г.: отобрать у помещиков крестьян и земли и сделать всех крестьян государственными. Группа депутатов от государственных крестьян поддержала его, но выдвинула более умеренные требования: уменьшение и строгая регламентация крестьянских повинностей, предоставление крестьянам права собственности на землю. Однако даже эти требования были неприемлемы для российского дворянства, для которого крепостные крестьяне были главным и зачастую единственным источником дохода. Опиравшиеся на дворянство императоры не могли пойти против его требований, но понимали необходимость решения крестьянского вопроса (не только из морально-этических соображений, но и потому что крестьянство было основным налогоплательщиком). Поэтому они вынуждены были пойти по пути частичной регламентации крестьянских повинностей. Например, Павел I попытался запретить продавать крестьян без земли и ограничить их работу на барщине тремя днями в неделю. Александр I в 1803 г. издал Указ о вольных хлебопашцах, который давал помещикам право отпускать крестьян на волю за выкуп. Николай I в 1828 г. ограничил право помещиков ссылать крестьян в Сибирь, в 1845 г. разрешил отпускать крестьян на волю без земли. В 1842 г. был издан Указ об обязанных крестьянах, по которому крепостной крестьянин мог получить личную свободу и земельный надел за повинности. Однако все эти меры имели ограниченный эффект и, как правило, саботировались помещиками. А.А. Аракчеев при Александре I предложил новый проект отмены крепостного права, предполагавший выкуп помещичьих крестьян в казну, притом что земля оставалась у помещиков. При Николае I целый ряд секретных комитетов пытался выработать приемлемый проект, но ни один из них даже не был обнародован. Наконец, кризис крепостнического помещичьего хозяйства середины XIX века, который выразился в снижении производительности труда крепостных крестьян, разорении помещичьих и крестьянских хозяйств, сокращении платежных возможностей крестьянства сделал эту реформу неотвратимой. Александр II стал первым императором, решившимся на гласное обсуждение реформы (объявив об этом в рескрипте В.И. Назимову в 1857 г.), что дало необходимый эффект. Итоговый вариант реформы был выработан к 1861 г. специально созданным для этого органом – Редакционными комиссиями на основе предложений губернских дворянских комитетов.

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент сочинения побывавшего в России Джерома Горсея и дайте ответы на вопросы:

«Враг, достигнув этого берега реки, не терял времени и быстро продвигался к Москве, находившейся уже в 90 милях, где царь считал себя в безопасности. Но когда враг приблизился к великому городу Москве, русский царь бежал в день Вознесения с двумя своими сыновьями, богатствами, двором, слугами и личной охраной в 20 тысяч стрельцов к укрепленному Троицкому монастырю [находившемуся] в 60 милях [от Москвы]. Неприятель зажег высокую колокольню св. Иоанна, но в это время поднялся сильный ветер, и распространившийся огонь в течение шести часов обратил в пепел все церкви, дома, палаты, построенные почти полностью из сосны и дуба, как в городе, так и в округе на 30 миль. В этом свирепом огне сгорели и задохнулись от дыма несколько тысяч мужчин, женщин, детей; та же участь постигла и тех, кто укрылся в каменных церквах, монастырях, подвалах и погребах, лишь немногие из немногих спаслись как вне, так и внутри обнесенных стенами трех городов. Река и рвы вокруг Москвы были запружены наполнившими их тысячами людей, нагруженных золотом, серебром, драгоценностями, ожерельями, серьгами, браслетами и сокровищами и старавшихся спастись в воде, едва высунув поверх нее головы.

Крымский царь со своими войсками наблюдал этот большой пожар, удобно разместившись в прекрасном Симоновом монастыре на берегу реки в четырех милях от города, захватив награбленное и отобрав богатство у тех, кто успел спастись бегством от пожара. Хотя пожар города принес им мало пользы, они удовлетворились этим, возвращаясь назад с пленными и с тем, что успели награбить. Им угрожала встреча с армией царя у Серпухова, но они смогли избежать этого, переправившись через реку так же, как и пришли.

Русский царь бежал все дальше со своими сыновьями и богатством, направляясь к большому городу Вологде, где он считал себя в безопасности, находясь в 500 милях от врага… Когда враг ушел, он распустил свою армию, которая не сделала в его защиту ни одного выстрела; допрашивал, пытал, мучил многих воевод и главных военачальников, приговорил некоторых к смерти, конфисковал их добро и землю, разорил их роды и семьи, выпустив указ об очистке, отстройке и заселении Москвы…»

Вопросы:

1. Назовите русского царя, в правление которого произошли события, описываемые Д. Горсеем. Укажите годы его царствования (2 балла)

  1. Назовите крымского хана, совершившего набег на Москву. Укажите год, в котором произошел этот набег. (2 балла)
  2. Удалось ли русскому царю отомстить крымскому хану за этот набег? Обоснуйте свой ответ. (3 балла)
  3. Охарактеризуйте основные направления и важнейшие итоги внешней политики этого царя. (3 балла)

1. Иван IV (1547-1584 гг.)

2. Девлет-Гирей, 1571 г.

3. Да, в 1572 г. войско Девлет-Гирея, вновь вторгнувшееся на русские земли, было разбито в сражении при деревне Молоди, в 45 верстах от Москвы.

4. Восточное направление внешней политики: завоевание Казанского ханства в 1552 г., Астраханского ханства в 1556 г., присоединение к России Ногайской Орды, Кабарды и большей части Башкирии к 1557 г. Сибирское направление в восточной политике: поход Ермака в Сибирь, положивший начало ее завоеванию. Западное направление: Ливонская война 1558-1583 гг., закончившаяся поражением России и заключением в 1582 г. Ям-Запольского перемирия России с Речью Посполитой, по условиям которого стороны отказались от завоеванных территорий и Россия потеряла только город Велиж, и Плюсского перемирия со Швецией в 1583 г., по условиям которого к Швеции отходила Нарва и все побережье Финского залива с городами Ям, Копорье, Ивангород, Корела с уездом.

Задание 3. Прочитайте отрывок из записок князя Я.П. Шаховского и дайте ответы на вопросы:

«Таким образом, я в великом удовольствии и приятном размышлении о своих поведениях, что я уже господин сенатор…, приехал в дом свой и … лег спать; но только лишь уснул, как необыкновенный стук в ставень моей спальни и громкий голос сенатского экзекутора Дурнова меня разбудил. Он громко кричал, чтоб я как наискорее ехал в цесаревнинский дворец, ибо-де она изволила принять престол российского правления, и я-де с тем объявлением теперь бегу к прочим сенаторам… Встретил нас ласковым приветствием… Петр Иванович Шувалов, который после был уже… знатный господин и великие дела в государстве производил.

Он в знак великой всеобщей радости, веселообразно поцеловал нас и рассказал нам о сем с помощью всемогущего начатом и благополучно оконченном деле, и что главнейшие доныне бывшие министры, а именно генерал-фельдмаршал граф Миних, тайные действительные советники и кабинет-министры графы Остерман и Головкин уже все из домов своих взяты и под арестом сидят здесь же в доме».

Вопросы:

1. Кто была упомянутая Я.П. Шаховским цесаревна, которая «приняла престол российского правления»? В каком году это произошло? (3 балла)

2. Какого императора эта цесаревна сменила на российском престоле? Укажите годы правления этого императора.(3 балла)

3. Кто был движущей силой и социальной опорой описанного Я.П. Шаховским переворота? Какие еще подобные перевороты в России XVIII века Вы знаете? (4 балла)

  1. Елизавета Петровна, 1741 г.
  2. Иван Антонович (1740-1741)
  3. В ходе переворота Елизавета опиралась на российское дворянство, а конкретнее – на тех его представителей, которые служили в гвардейских полках в Санкт-Петербурге. Переворот был осуществлен с помощью гренадерской роты Преображенского полка. Переворот Екатерины I (1725), переворот Б.Х. Миниха (свержение Э.И. Бирона, 1740), Екатерины II (1762).

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 9

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Альтернативы внешней политики СССР накануне Второй мировой войны (1938-1939 гг.)

Накануне Второй мировой войны в Европе сложились два союза: «ось Берлин-Рим-Токио», оформившаяся в 1937 г. с присоединением Италии к Антикоминтерновскому пакту, и англо-французский союз, который в перспективе могли поддержать США. Очевидным для Сталина был выбор между двумя этими блоками. Во второй половине 30-х гг. Сталин ориентировался на англо-французский блок. Еще в 1935 г. был заключен франко-чехословацко-советский договор, не являвшийся, однако, военной конвенцией. Во время гражданской войны в Испании (1936-39) СССР активно оказывал помощь Республике, тем самым подтверждая свою антифашистскую позицию. В 1939 г. проходили переговоры Великобритании и Франции с СССР о заключении более тесного военного союза. Выбрав союз с ними, СССР поставил бы Германию в ситуацию, в которой она оказалась во время Первой мировой войны, то есть между двумя фронтами и в положении полной экономической блокады. Однако параллельно Сталин вел переговоры с Германией, закончившиеся подписанием пакта Молотова-Риббентропа. Тем самым он фактически позволил Германии начать Вторую мировую войну, так как Восточную Европу Гитлер и Сталин поделили в соответствии с ранее подписанным договором, а затем Гитлер мог спокойно, не опасаясь за свои тылы, действовать на западе против Франции и Великобритании. Организованная англичанами морская блокада Германии оказалась малоэффективной, так как все необходимые продовольственные и сырьевые ресурсы Германия получала от СССР. Но на самом деле, у Сталина был третий вариант внешнеполитического курса. Столкнув Германию с Францией и Великобританией, Сталин рассчитывал, что война между ними будет затяжной (как это было в Первую мировую войну) и ослабит обе стороны. Сталин же, как можно долее оставаясь вне схватки, накопит у себя ресурсы, а потом выступит в решительный момент и военным путем реализует свою основную внешнеполитическую цель – мировую социалистическую революцию. Однако война с самого начала развивалась иначе, чем планировал Сталин.

 

Задание 2. Прочитайте отрывок из лекций по русской истории В.О. Ключевского и дайте ответы на вопросы:

«План его излагал основания уравнения русских сословий пред законом и новое устройство управления: крестьяне получали свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений – законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу, с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное – Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительное – министерства, ответственные перед думой, и судебное – Сенат. Деятельность этих трех высших учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной наподобие английской. Эта аристократия – блюстительница законов по всем отраслям управления и охранительница интересов народа. Вот этот изумительно смелый план, насколько он нам известен. План составлялся с необычайной быстротой: он начат был в конце 1808 года и в начале октября 1809 года уже лежал на столе императора вполне готовый».

 

Вопросы:

1. Кто был автором плана, о котором рассказывает В.О. Ключевский? Какой император упоминается в тексте? (2 балла)

2. Какие из предложенных реформ были фактически реализованы? (2 балла)

3. Почему предложенный план не был полностью реализован? (3 балла)

4. За какие выдающиеся заслуги Николай I наградил автора этого проекта высшим орденом Российской империи – орденом Св. Андрея Первозванного? (3 балла)

  1. М.М. Сперанский, Александр I
  2. Из всего проекта при Александре I была реализована только одна реформа – в 1810 г. создан Государственный совет, Государственная дума была создана в 1906 г. при Николае II. Принципы разделения властей и ответственного правительства в Российской империи реализованы не были. Таким образом, полностью этот проект никогда не был воплощен в жизнь.
  3. Проект натолкнулся на серьезное сопротивление дворянства, бывшего главной опорой царской власти: дворянство не хотело перераспределения властных полномочий и создания выборных органов власти. Дворянская оппозиция, в которой главные роли играли Н.М. Карамзин, А.С. Шишков и др., в итоге добилась смещения и почетной ссылки Сперанского. Попытка реализации аналогичного проекта Н.Н. Новосильцевым в 1820 г. также провалилась. Николай I в принципе прекратил политические реформы.
  4. За составление «Полного собрания законов Российской империи» (1830) и «Свода законов» (1832) – то есть за кодификацию российского законодательства.

 

Задание 3. Прочитайте текст и дайте ответы на вопросы:

Этот землепроходец XVII в. возглавил несколько экспедиций и присоединил к Российскому государству «Даурскую землицу». За это правительство наградило его «золотым», а участники его экспедиции получили 200 золотых и 700 серебряных копеек. Его фамилия была увековечена в названии военного поста, ставшего позднее городом, а его именем и отчеством названа железнодорожная станция.

 

Вопросы:

1. Назовите этого землепроходца. (3 балла)

2. Какую территорию называли «Даурской землицей»? (3 балла.)

3. Назовите других русских землепроходцев XVI – XVII вв. (4 балла)

1. Ерофей Павлович Хабаров.

2. До XVII в. Даурией (Даурской землей) называли западную часть Приамурья, среди населения которой были дауры.

3. Ермак, В. Атласов, В. Поярков, С. Дежнев, Ф. Попов. (Назвать не менее трех землепроходцев).


Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 

ЗАДАНИЯ II тура

Межрегиональной Олимпиады школьников по истории «Татищев» 2012 г.

11 класс

 

ВАРИАНТ 10

Задание 1. Напишите развернутый ответ по теме: (10 баллов)

 

Эпоха «неосталинизма» в СССР

1965-1982 гг. в исторической литературе называют эпохой «неосталинизма», так как в этот период были предприняты попытки ресталинизации. Наблюдается тенденция к консервации политического курса. В мае 1965 г. на праздновании 20-летия победы в ВОВ Брежнев упоминает в докладе о вкладе Сталина в победу. Намечается линия на отказ от разоблачения «ужасов сталинизма». Просталинским можно назвать и избрание Брежнева не Первым, а Генеральным секретарем ЦК КПСС. Начинается критика писателей-диссидентов. Важнейшей составляющей политического курса становится концепция развитого социализма, заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма. Вывод о построении в СССР развитого социалистического общества был закреплен решениями XXIV съезда в апреле 1971 г. и Конституцией СССР 1977г. В 6 ст. Конституции КПСС провозглашается ядром политической системы СССР. В 1973 г. начинается кампания по повышению авторитета Брежнева как лидера государства. Возвращается культ личности. Брежнев стал носителем всех наград и отличий.

 

Задание 2. Прочитайте фрагмент сочинения побывавшего в России Сигизмунда Герберштейна и дайте ответы на вопросы:

«После смерти Владимира Мономаха вплоть до этого Василия в Руссии не было монархов. Сын же этого Василия, по имени ___________, был весьма удачлив. Именно, как только он женился на Марии, сестре [великого] князя тверского, он изгнал шурина и захватил [великое] княжение Тверское, а затем и Новгород Великий; впоследствии ему подчинились и все другие государи, кто под впечатлением величия его деяний, кто под давлением страха. Продолжая и далее вести свои дела столь же счастливо, он усвоил себе титул [великого князя владимирского, московского и новгородского] и наконец стал величать себя монархом всей Руссии. От Марии у этого Иоанна был сын, по имени Иоанн, которого он женил на дочери знаменитого Стефана, великого воеводы молдавского, победителя Мухаммеда, царя турецкого, королей Матвея венгерского и Иоанна Альберта польского. По смерти первой супруги Марии ____________ женился вторично на ____________, дочери Фомы, который некогда владел обширным (царством) в Пелопоннесе и был сыном Эммануила, царя константинопольского, из рода Палеологов. Монархию (великое княжение) он предоставил первородному Иоанну (сыну от первой жены)... Первородный Иоанн умер (при жизни отца), оставив сына Димитрия, которому дед, согласно обычаю, и предоставил монархию вместо покойного отца. Говорят, вторая жена была очень хитра, и по ее наущению князь делал многое. Рассказывают, что, между прочим, она убедила мужа лишить монархии внука Димитрия и поставить на его место (ее сына) ______________. По настоянию жены князь заключил Димитрия в тюрьму и держал его там».

Вопросы:

1. Назовите имя характеризуемого С. Герберштейном государя, который унаследовал престол после своего отца Василия. Укажите хронологические рамки его правления. (2 балла.)

2. Укажите даты ликвидации независимости Тверского княжества и Новгородской земли. (2 балла).

3. Назовите имя второй жены великого князя. Какое значение имел второй брак этого великого князя для укрепления его власти? (3 балла)

4. Назовите сына великого князя от второго брака, который унаследовал власть. Охарактеризуйте его правление (3 балла).

1. Иван III (1462-1505 гг.)

2. Тверское княжество было присоединено к Московскому в 1485 г., Новгородская земля – в 1478 г.

3. Софья Палеолог. Был введен новый герб – двуглавый орел, появились царские регалии: скипетр и держава. После брака с С. Палеолог Иван III стал требовать беспрекословного повиновения у князей и дружины и строго карать за ослушание, первым из великих князей получил название Грозного.

4. Василий III (1505-1533 гг.). В период его правления завершилась политическая централизация Руси. В 1510 г. была ликвидирована независимость Псковской республики, в 1521 г. – Рязанского княжества. В начале правления он вынашивал планы секуляризации церковно-монастырских земель и поддерживал религиозно-политическое течение нестяжателей, но затем пошел на компромисс с иосифлянским большинством русской церкви. В 1525 и 1531 гг. иосифляне организовали церковные соборы, осудившие нестяжателей (Максима Грека и Вассиана Патрикеева).

Задание 3. Прочитайте отрывок из мемуаров генерала А.П. Ермолова и дайте ответы на вопросы:

«В тот самый день, когда государю императору дан был праздник знатнейшими сановниками и составляющими его свиту…, в загородном гулянье близ Вильны (в Закрете), среди великолепия и роскошных увеселений, приехал из Ковно чиновник с известием, о котором немедленно доведено до сведения государя. Не могло укрыться смятение между окружающими, и дало повод к заключениям о причине внезапного прибытия. А вскоре затем разгласила молва, что французы перешли Неман недалеко от Ковно, что город занят ими, и казаки на передовой страже отступают, разменявшись выстрелами».

 

Вопросы:

1. Начало какой войны описано в мемуарах А.П. Ермолова? (3 балла)

2. Назовите императора, в честь которого давался праздник, и годы его правления.(3 балла)

3. Укажите причины данной войны.(4 балла)

1. Отечественная война 1812 г.

2. Александр I (1801-1825)

3. Столкновение имперских амбиций Франции и России (Наполеон стремился к установлению европейского господства, но на контроль над рядом европейских территорий претендовала и Россия); стремление Наполеона заставить Россию соблюдать условия Континентальной блокады; тарифная война Франции и России; польский вопрос (Наполеон стремился восстановить независимость Польши, против чего возражала Россия); германский конфликт (из-за захвата Наполеоном герцогства Ольденбургского); столкновение интересов России и Франции в «восточном вопросе» (претензии на территорию Османской империи).

 

Выполните следующие задания:

1.1. Когда и в честь какого события был поставлен данный памятник? (1000 летия Руси)

1.2. Где расположен данный памятник?

1.3. Назовите автора (авторов) проекта памятника.

№2. Прочитайте отрывок из Новгородской Первой летописи:

«И восстали словене, кривичи, меря и чудь против варягов, и изгнали их за

море, и начали сами собой владеть и строить города. И начали между собой

воевать, и были между ними великие сражения и усобицы, и ополчился город

на город, и не было среди них правды. И сказали себе: «Поищем себе князя,

который бы владел нами и судил нас по праву». Пошли за море к варягам и

сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка у нас нет. Приходите к нам

княжить и владеть нами».

Выполните следующие задания:

2.1. О каком событии в истории российской государственности идет речь

в приведенном фрагменте?

2.2. Назовите год данного события.№3. Определите, какие из перечисленных городов когда-либо

принадлежали этим русским князьям домонгольского времени.

Обратите внимание: имеется в виду непосредственное включение города

в состав владений князя, а не его политическое влияние на те или иные земли.

Ответ оформите в виде таблицы:

Новгород Киев Смоленск Ростов

Рюрик

Олег Вещий

Ярослав

Мудрый

Андрей

Боголюбский

№4. Прочитайте нижеприведенную характеристику:

«Князь переяславский, затем черниговский, в конце жизни – великий

князь киевский. Приобрел известность как организатор сопротивления

половцам. По собственным подсчетам, совершил 83 больших военных похода

по Руси, Европе и половецким степям. В период его княжения в Киеве власть

киевского князя существенно усилилась; он сумел передать сыновьям

большинство важнейших княжеских столов и добился подчинения

представителей других княжеских родов. Один из крупнейших писателей

своего времени, в своих произведениях создал образ идеального русского

князя».

О каком князе идет речь?

№5. Правителей какого из этих государств русские средневековые

источники никогда не называют царями?

А) Золотая Орда;

Б) Византия;

В) Великое княжество Литовское;

Г) Казанское ханство;

Д) Крымское ханство.

№6. Соотнесите правителей России и государственные учреждения,

возникшие в их правление:

Правитель Название учреждения

1) Иван IV Грозный А) Сенат

2) Михаил Федорович Б) Военное министерство

3) Петр I В) Государственная Дума

4) Екатерина I Г) Приказ Казанского дворца

5) Александр I Д) Сибирский приказ

6) Николай II Е) Верховный Тайный совет

№7. Как известно, М.В. Ломоносов был сторонником славянского

происхождения Рюрика.

Прочитайте отрывки из его отзыва на диссертацию Г.Ф. Миллера:

«Полагает господин Миллер, что варяги, из которых был Рурик с

братьями, не были колена и языка славенского…, но хочет доказать, что они

были скандинавы, то есть шведы…

Я не спорю, что некоторые имена первых владетелей российских и их

знатных людей были скандинавские; однако из того отнюд не следует, чтобы

они были скандинавцы. Почти все россияне имеют ныне имена греческие и

еврейские, однако следует ли из того, чтобы они были греки или евреи и

говорили бы по-гречески или по-еврейски? …И так весьма недивно, что Рурик,

хотя был из варяг-руси, однако имя имел скандинавское…

Блаженный Нестор, летописец печерский, варягов различает на свиев, на

готов, на урмян (норманов), инглян (ингрян) и на русь. Следовательно, сии

варяги жили по разным местам. Имени русь в Скандинавии и на северных

берегах Варяжского моря нигде не слыхано; то явствует, что русь-варяги жили

на полуденных берегах помянутого же моря к востоку или западу. В наших

летописцах упоминается, что Рурик с родом своим пришел из Немец, а инде

пишется, что из Пруссии. А Нестор ясно объявляет, что он призван был из

варягов-русь. Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от

восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна,

называется Немень, а к устью своему слывет Руса. Здесь явствует, что варяги-

русь жили на восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе…

Древние пруссы имели у себя идола, называемого Перкуна, которому они

неугасимый огонь в жертву приносили. Сей Перкун именем и жертвою тот же

есть, что Перун у наших руссов, которого почитали, в поганстве будучи,

российские князья варяжского рода. Сие согласие подтверждает сходство

обычаев у варягов-руссов и у пруссов, а следовательно, и ближнее их соседство

и почти единство показует. Имя Перун есть славенское и происходит от глагола

перу

(ferio, purgo — ударяю, очищаю), яко бы оный мнимый бог огнем своим

ударял и очищал. Из сего весьма вероятно кажется, что варяги-русь и пруссы

говорили языком славенским.

…Нестор Печерский говорит ясно, что славенский и русский язык едино

есть. …Если бы варяги-русь были языком своим от славян так отменны, какую

отмену должен иметь скандинавский, то бы от самих варяжских владетелей, от

великого множества пришедшего с ними народа и от армей варяжских, которые

до 20 и 30 тысяч простирались, от великой гвардии, каковую после Рурика и до

Ярослава великие князи имели из варягов, должен бы российский язык иметь в

себе великое множество слов скандинавских».

Выполните следующие задания:

7.1. Какие методы научного анализа использует М.В. Ломоносов для

обоснования своих взглядов?

7.2. Какие из аргументов и выводов М.В. Ломоносова могут быть

приняты современной наукой?

№8. Перед Вами несколько политических лозунгов, появление которых

связано с определенными событиями в отечественной истории XX века:

1) «Все для фронта, все для победы»;

2) «Вся власть Советам!»;

3) «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!»;

4) «Превратить войну империалистическую в войну гражданскую!»;

5) «Соберем с целины богатый урожай!»;

6) «Ускорение, перестройка, гласность»;

7) «Шире фронт стахановского движения!».

Укажите:

(А) исторический период, в который был провозглашен каждый из

нижеперечисленных лозунгов;

(Б) главу коммунистической партии, при котором он появился;

(В) с какими событиями было связано его появление.

 

№9. Определите, из каких государственных актов взяты приведенные

ниже фрагменты:

А) «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое

государство рабочих и крестьян… Политическую основу СССР составляют

Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения

власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата».

Б). «Но посреди великой Нашей скорби Глас Божий повелевает Нам стать

бодро на дело Правления в уповании на Божественный Промысл, с верою в

силу и истину Самодержавной Власти, которую Мы призваны утверждать и

охранять для блага народного от всяких на нее поползновений».

В). «Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент

Конституции… заключается в установлении диктатуры городского и сельского

пролетариата и беднейшего крестьянства в виде мощной Всероссийской

Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения

эксплуатации человека человеком и водворения социализма, при котором не

будет ни деления на классы, ни государственной власти… Российская

Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся

России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной

Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны,

объединенному в городских и сельских Советах».

Г). «Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог

восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от

народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за

закономерностью действий поставленных от нас властей».

Д). «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое

общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и

интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны… Вся власть в

СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через

Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР». Название документа Отрывок

1) Манифест о незыблемости самодержавия, 1881 г

2) Манифест 17 октября 1905 г.

3) Конституция РСФСР 1918 г.

4) Конституция СССР 1936 г.

5) Конституция СССР 1977 г.

Какие изменения в характере государственного строя нашей страны,

произошедшие между 1881 и 1905 гг., а также между 1936 и 1977 гг., Вам

представляются наиболее важными? Свой ответ изложите в небольшом

связном тексте (не более 0, 5 страницы А4).

№10. В 1857 году императором Александром II был утвержден Большой

государственный герб Российской империи: найти и посмотреть

В Большом государственном гербе Российской империи присутствуют

гербы многих территорий и городов, входивших в состав Российской империи,

в том числе:

А) Герб Астраханского царства;

Б) Герб Сибирского царства;

В) Герб Великого княжества Финляндского;

Г) Герб Херсонеса–Таврического;

Д) Герб Польского царства.

Укажите время присоединения этих территорий (городов) к России.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.08 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал