Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Малые игры
Черты игр: § Свободная развивающая деятельность § С творческим назначением. § Эмоциональная приподнятость. § Наличие прямых и косвенных правил. Классификация игр: § По содержанию поставленных задач: 1. на знакомство 2. на сплочение 3. розыгрыши 4. познавательные 5. развлекательные § По форме: - танцы 1. интеллектуальные 2. эстафеты 3. тренинги § По месту проведения: 1. на воздухе 2. в воде 3. в помещении § По количеству участников: 1. индивидуальные 2. командные § По составу участников: 1. возрастные 2. по половому признаку § По скорости и времени проведения: 1. сезонные 2. игры-минутки 3. кратковременные 4. длительные § По степени активности: 1. малоподвижные 2. подвижные 3. «сидячие» § По наличию реквизита 1. с реквизитом 2. без реквизита § По уровню организации: 1. спонтанные 2. управляемые 3. стихийные Задачи игр: § Радость общения § Развитие воображения § Воспитание решимости Игра занимает особое место в жизни и деятельности детей, облегчает процесс передачи социально ценных отношений, позволяет включиться в общение, дает возможность научиться проигрывать сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем предстоит столкнуться. Посредством игры создается коллектив, через игру выстраиваются правила поведения и взаимоотношения в коллективе. Игры развивают творческие способности, игра является отличным инструментом для Вас в работе с детским временным коллективом и главное - научиться этим инструментом пользоваться. Чтобы правильно подобрать игру нужно ответить на ряд вопросов: 1. Какая цель игры или, другими словами, для чего Вы её проводите: § создание и развитие коллектива; § выявление и развитие талантов и способностей (интеллектуально - познавательные игры, спортивные игры, упражнения на снятие зажимов); § занять паузу. 2. Возраст, на который вы собираетесь проводить игру: § младший, § средний младший, § средний старший, § подростковый. Многие игры интересные для детей старшего возраста малышам покажутся очень сложными и, наоборот, многие игры, в которые с удовольствием играют малыши, для старших будут не интересны. 3. Условия, которыми Вы располагаете для проведения игры: § помещение или улица, § территория передвижения, § возможность сидеть в кругу, § актовый зал, § спортивная площадка. 4. На какой стадии находится формирование коллектива: § знакомство, § построение структуры, § изменение или подтверждение структуры, § распада. Согласитесь, неразумно играть в середине смены в игры на знакомство, а при первой встрече проводить элементы веревочного курса. 5. Количество участников игры: § до 10 человек, § до 20 человек, § до 30 человек, § до 40 человек, и больше… 6. Какими канцелярскими и спортивными товарами Вы располагаете: § бумага, ручка, скрепки, маркеры § мячи, обручи, скакалки § песок, водоросли, галька 7. Сколько у Вас свободного времени для проведения игры: § 5 минут, § 10 минут, § 30 минут, § 2 часа 8. Какой итог игры Вам нужен: § победители, § номинации, § одобрение, § глубокий анализ. Под любой из заданных параметров можно подобрать игру. Есть игры, которые требуют подготовки и поэтому, при планировании вашей работы с напарником, заранее подбирайте игры на следующий день и не забывайте закладывать время на подготовку, если она нужна. Умение правильно проводить планирование смены, дня, игры станет для Вас важным помощником не только в вожатской работе, но и в жизни. Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. включает в себя многие качества разных видов деятельности: ум, чувство, воображение, волю; способствует развитию кругозора, внимательности, наблюдательности. Необходимо помнить: участие в игре по желанию, без принуждения. 1. Цели игр: § Развитие ребенка; § Самовыражение ребенка; § Способ выплеснуть энергию; § Живое общение детей и вожатого; § Развитие фантазии; § Способ организации; § Утверждение лидерства вожатого; § Выявление способных и замкнутых детей; § Способ смены деятельности. 2. Правила проведения игр. 1. Точно знать правила игры; 2. Игры должны быть интересными; 3. Уметь организовать игру; 4. Безопасность: (не должно быть прутьев, осколков и др., соответствующая одежда, маленькие дети не должны носиться); 5. Заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается – назначить ведущим); 6. Следует учитывать возраст и количество игроков; 7. Вожатый должен быть участником игры, а не сторонним наблюдателем. Когда игра надоест, он должен сменить игру, или усложнить ее, т.е. должно быть чередование подвижных и интеллектуальных игр. 3. Когда может пригодиться игра? 1. Заселение в комнату в игровой форме (операция «Уют»). 2. Знакомство между детьми и с вожатыми (игры на знакомство). 3. Знакомство с лагерем («Автограф», «РВС», игровая экскурсия). 4. Огонек знакомств в игровой форме. 5. Утренний подъем. 6. Уборка корпуса и близлежащих территорий. 7. Зарядка. 8. Игры во время ВК (игры с залом). 9. Вместо или после КТД, как конкурс КТД. 10. В свободное время. 11. Возле столовой, в автобусе. 4. Классификация игр. I – по месту проведения: § на воде. Цель: отдых, обучение, физическое развитие ребенка, хорошее ср-во повышения настроения. Меры безопасности: температура воды не ниже 18˚ С, воздуха-25˚ С, 3 дня нагрева, не должно быть ветра. Должны присутствовать: физрук, 2-е вожатых, медсестра. Ребенок купается не более 10-15 мин. Если синеют губы- срочно из воды. На берегу специальное ограждение, очищенное от мусора, есть спасательные средства. Купаются группы по 5-10 человек- остальные на берегу. Выход из воды по свистку. Игры: «Воробьи-вороны», «салочки» (кидают мяч др в др. Нужно уворачиваться), «Ручеек», «Водное поло», «Я вижу мишку»… § в зале. Особенностью данных игр является то, что один или несколько человек на сцене проговаривают и проигрывают (инсценируют, заранее договорившись как) на сцене, а зал дружно повторяет. Причем, это делается несколько раз, все больше заводя зал. Предназначены для “разогрева” зала перед дружинным или отрядным делом и занятия пауз во время проведения отрядно – дружинных дел («Ипподром», «В этом зале все друзья» и др.). § на дискотеке Цель: разнообразить деятельность, развеселить нетанцующих. Игры6 паровозик, бразильская палочка, ловить кругом жертву противоположного пола с целью поцеловать (игра подходит в день любви и на закрытие. Вожатые НЕ играют). § на воздухе Цель: живое общение, занятость ребенка, физическое развитие, сплочение коллектива. Подходят для всех. Меры безопасности: отсутствие ям, острых режущих и колющих предметов. Игры: «Хвост дракона», салки-обнималки. Больная кошка, цепи кованы, лапта, ниточка-иголочка, сантики-фантики-лимпопо. § смешанного типа II – по возрастам: § младший (7-9 лет) – подвижность, без упора на инвентарь, короткие и понятные правила, не долго, больше игр на воздухе § средний (9-11 лет) – половые различия, замкнутость, разная скорость восприятия, делать упор на не заумные интеллектуальные игры. § старший девиз «делай как все!» теневых лидеров делать официальными, не допускать группировок, тренинги, тесты.
Особое место можно отнести ролевым играм, целью которых является развитие способности поставить себя на место другого, найти новые выходы из ситуации, открыть что-то новое в себе, поделиться идеями, отточить навыки принятия быстрых решений. IV – по целям: игры на знакомство, на объединение, на эмпатию, на коммуникабельность, игры-шутки (заподлянки). § Игра - прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитываются щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра - особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребенка. Особое значение имеет игра для огромного количества ущербных, неразвитых детей, которых необходимо воспитывать сегодня, так как завтра будет поздно. § Игра - реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством. § Современная гуманистическая школа нацелена на индивидуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Игра - неоценимый в этом помощник. В игре ребенок - автор, исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чувства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. § Игры коллективны, коммуникативны, в них, как в любви, все «наше» - «наши игрушки», «наши песочницы», «наши игры», ибо игра - совместное творчество и постижение мира, и она послушна голосу совести ребенка. Осмысление действительности в играх идет через реальное и условное, через нонсенс и парадокс, в которых экспериментально детьми выверяются истинное, пародийное и даже как бы бессмысленное (нелепицы, перевертыши, речевые забавы, розыгрыши). В любой гуманитарной сфере, включая игру, отсутствуют абсолютные истины. Здесь все решают мера, дифференцированная ценность, инструментовка каждого игрового сеанса. § Игра - одновременно развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребенка и миром взрослого. § Игра - главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей. Игра социальна по своей природе, являясь отраженной моделью поведения, проявления и развития сложных самоорганизующихся систем и «вольной» практикой творческих решений, предпочтений, выборов свободного поведения ребенка, сферой неповторимой человеческой активности. § Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, и конкретной социальной общности, или группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. Социокультурное назначение игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива. § Для ребенка игра важна как сфера реализации себя как человека, как личности. Именно в этом плане ребенку важен сам процесс игры, а не ее результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребенка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. § Игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимальности проявлений (физические силы, интеллект, творчество), во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения». § Искусство игры - важная часть жизненной стратегии людей, ощущающих уникальность и неповторимость жизни.
|