Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лицо отряда ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Все в мире имеет свои отличия, неповторимые черты самобытности, непохожести, что и делает мир многоликим и разным. Отличия одного отряда от другого — это важный компонент общей мозаики среды лагеря, У отряда как единицы лагерной общности должно сложиться свое «лицо», свои традиции, отличающие этот коллектив от других. Рассмотрим предельно кратко отличительные признаки, по которым можно узнать или отличить один отряд от другого. Имя-шифр отряда. Отряды в лагере различаются по названиям. Имя отряду дети выбирают сами. Иногда имя-шифр отряда означает профильность деятельности ребят. В некоторых лагерях отряды не меняют имен долгие годы. Девиз отряда. Краткое афористическое выражение, отражающее «руководящую идею, цель поведения или деятельности», которому дети следуют в своей творческой работе, Девиз не должен быть громоздким. Девизы обычно произносят на линейках, на перекличках отрядов, на сборах. Эмблема отряда. Эмблема отряда — это символический рисунок, отражающий сущность имени отряда, профильность отряда. Эмблемы носят на рукаве, на груди. Эту эмблему придумывают сообща. Отрядный флаг. Сегодня они убраны из контекста жизни детского отряда. Жаль. Флаг — символ коллектива, т. е. как у древних греков, условный вещественный опознавательный знак членов определенной группы, даже временного коллектива. Ну, а если по большому счету, флаги используются для идентификации и сигнализации, их символизм содержит, может содержать, связь с прошлым, даже древностью, с самосознанием, достоинством и духовными ценностями конкретной общности или нации. Флаг — отражение патриотических переживаний детей. Песня отряда. У каждого детского коллектива должна быть своя отрядная песня и свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Помни, вожатый, хорошая песня дает ребятам опыт коллективных переживаний, воспитывает их. Цвет отряда. Выбери, вожатый, с ребятами свой цвет: синий, голубой, малиновый. Цветовая эмблема поможет отрядам быстро найти своих, определить место расположения отряда и т. п. Тайный знак отряда. Ребята придумывают свой тайный знак, по которому узнают о делах своего отряда, о месте, где этот отряд находится. Например, три шишки, сложенные вместе. Корпоративная этика: набор предельно конкретных правил (не больше 10), которые помогают группе не конкурировать, а взаимодействовать сообща, повышая статус команды, а с ней и свой собственный; правил, которые помогают предотвращать конфликты и повышать эффективность совместной деятельности. Может формулироваться в заповедях отряда. Заповеди отряда. Часто детские коллективы придумывают свои заповеди, вытекающие из каких-то традиций, сложившихся в отряде. Например: — В отряде ребята живут без «Я», как друзья. Всем на удивление одно местоимение «Мы». — Чем больше трудностей, тем больше бодрости! — Получил задание — не пищи, легкой работы себе не ищи. — Думай, разведывай, соображай, решения и планы свои уважай. Нельзя брать готовые заповеди и «внедрять» их в жизнь отряда. Заповеди рождаются в делах, в жизни отряда, и дети придумывают их сами. Сигнал сбора. Можно придумать своему отряду особые сигналы (свистком, дудкой); сигнал немедленного сбора, вызов дежурных, тревога и т. п. Творческое дело. Хорошо, если в отряде есть какое-то свое творческое дело, общее для всех ребят. Например, у одного отряда это лагерный почтамт; у другого — агитбригада, у третьего — студия мультимедийных фильмов и т. д. Творческое дело можно менять. В каждом отряде по-особому обустраивается отведенная для него территория. Например, дети могут создать и оформить свою отрядную линейку — место, где отряд собирается на утренний смотр, на старт нового дня. На такой линейке (площадке) может стоять отрядная ритуальная небольшая мачта со своим флагом и флажками, могут быть оформлены лесные, садовые и декоративные клумбы, солнечные часы, костровое место. Словом, ищите вместе с ребятами свои неповторимые приметы жизни детского коллектива. Но помните: главная неповторимость отряда в отношении к природе, к труду, к творчеству, к людям.
СБОР " РОЖДЕНИЕ ОТРЯДА" (основной организационный сбор отряда оргпериода смены или просто - организационный сбор) На этом сборе из неоднородной и пестрой массы начнет совдаваться настоящий отряд со своими: названием, девизом, отрядной песней, органами самоуправления, своими законами.
Задачи. 1. Сформировать структуру отряда. § КОМАНДИР ОТРЯДА § ПОМОЩНИК КОМАНДИРА 2. Выбрать органы самоуправления (соуправления) отряда. 3. Договориться о правилах. § принятие Устава; § принятие Конституции; § «Заповеди отряда» (здесь нет планирования). Предварительная работа: § знакомство с нормами, правилами проживания; § выявление лидеров; § взаимодействие в различных группах; § работа дежурных командиров; § ввод в идею программы отряда и тематику смены; § планирование. План организационного сбора: 1. Необходимо оформить место; 2. Распределение детей на группы (в группе 5 - 6 человек); 3. Игра на разогрев: § мини интервью с каждой группой. 4. Вступительное слово; 5. Правила сбора: § правило аплодисментов § правило свободного микрофона (любой желающий может подойти к микрофону и высказать свои мысли) § правило поднятой руки (если человек поднял правую руку, ему есть, что сказать, и все обязаны его выслушать); § правило 2 минут (обсуждение в течение 2 минут); § правило скрещенных рук (не повторяйся –об этом уже говорили); § правило ручки и блокнота (мысль не записанная – потерянная); § правило идей (камнем в идею бросать не смей, бросишь камень не будет идей) 6. Пресс – центр: § один человек фиксирует (вожатый); 7. Работа в группах по заданию; 8. Защита каждой группы; 9. Голосование и выбор одного проекта (работа в группах), в каждой группе проиграть на сплоченность: § идея; § проработка идеи: 1. оформление отряда, 2. должностные инструкции + Устав. 10. Разработка инструкции для каждого; 11. Выборы и назначения (возможно в другое время); 12. Принятие «Устава»; 13. Напутственное слово. 14. Заканчивается подарками и песнями.
Цель: Определение перспектив жизнедеятельности отряда на смену с учетом интересов, желаний возможностей детей, определение каждым ребенком индивидуальной цели на смену. Задача: § Совместно с детьми спланировать отрядную деятельность; Для младших: § Игра-путешествие по смене; § Лесенка успеха; § Гора событий; § Лента достижений и др. Для старших: § Конференция: § Дискуссия: § Деловая игра План сбора планирования: 1. Разбивка на микрогруппы; 2. Получение заданий по выбору направлений (3 от каждой группы) 3. Презентация направлений работы 4. Выбор 3-х направлений 5. Разработка 3-4 мероприятий по каждому направлению 6. Презентация и утверждение дел – составление план-сетки. 7. Напутственное слово вожатого с вручением талисмана отряда.
Создавая отрядную план-сетку, важно учитывать план-сетку лагеря и подстраивать свои мероприятия под нее, соответствовать тематике смены. Распиши отрядную план-сетку по времени с учетом того, что может измениться погода или произойти какое то событие, которое повлечет за собой изменение всего дня. Вам и самим будет удобно, работать с таким планом. Отрядную план-сетку можно заготовить заранее, еще дома, заодно взяв собой все не обходимые материалы. Отрядная план сетка составляется так же как и лагерная. Отрядные мероприятия: Цель сбора " Рождение отряда" - структурное оформление отряда, планирование деятельности на смену. Для обсуждения вопросов отряд разбивается на группы по 5-7 человек. Сначала обсуждение идёт внутри группы, затем выступают представители от всех групп. Вожатый фиксирует ответы на ватмане. Как провести. Распределите роли. В первом сборе должны участвовать все, кто работает на отряде. В противном случае, дети будут воспринимать только того, кто говорит. Новичок не должен отсиживаться, должен быть наравне с напарником или даже перевешивать его в количестве сказанного (чаще всего, старичок может заработать авторитет без проблем в будущем – опыт не скроешь, поэтому всеми силами надо стараться поднять авторитет новичка). На собрании рассказываются роли вожатых на отряде. Ни в коем случае не пытайтесь перекричать детей – это говорит о беспомощности. Не давайте детям перебивать вас. Если они почувствуют, что вы неуверенны, что вас легко перебить, уважение вам будет добиться очень сложно. Если дети задают вопросы, не отвечайте на них в процессе рассказа, скажите, что время вопросов будет после того, как вы закончите. Чтобы не сбиваться, нужно речь заранее продумать и отрепетировать. О чем говорить? Помимо представления вожатых, надо рассказать о законах лагеря. Здесь дети могут начать канючить «а в прошлом году (на прошлой смене, в тридевятом царстве, в другом лагере) было не таааак». Надо дать понять, что сейчас все поменялось, и что законы созданы для блага детей. § Закон правой руки § Закон территории § Закон отрядных вещей (кто взял, тот и вернул) § Закон места (вожатый должен ВСЕГДА знать о том, где ребенок, поэтому дети должны отпрашиваться даже на 10 минут) § Закон о курении, если конечно в лагере это разрешено для старших (для старших отрядов; вожатый просит подойти после собрания тех, кто курит, записывает их в специальный список. Если к этим детям потом присоединяется тот, кто не курил в начале смены или тот, кого нету в списке, у курящих должны будут возникнуть проблемы.) Так же следует рассказать про режим дня. Вскользь можно пробежаться и по распорядку смены – какие игры ждут детей и тп. Учтите, что дети очень устают от серьезных разговоров (то есть от их слушанья), поэтому используйте для привлечения внимания разные фишки. Например, можно интриговать детей тем, что будет происходить на смене, говорить по очереди, использовать визуальное представление (показать грамоту, может быть какие-то призы). Так же можно сказать, что к вечеру надо бы придумать название отряда. Сыграть в игру. Игра должна быть не запарной, быстрой, чтобы познакомиться. От игр, вроде «баранья голова», большой отряд впадет в хаос (очень утомительно ждать пока 30 детей сообразят, кто есть кто), поэтому можно просто назвать имена по кругу или придумать менее запарную альтернативу. После этого можно сыграть в игру-микс. После этого детям дается время на самостоятельное общение. Вожатые в это время занимаются собственным поселением. При этом, если видно, что дети стали скучать, надо их чем-нибудь развлечь. Например, поиграть на гитаре или сыграть в небольшую игрушку (прятки, догонялки, али-баба, вышибалы, чай-чай выручай, тише едешь дальше будешь и тд.) Игры – лучший способ сплотить детей между собой и занять их время, поэтому перед сменой заготовьте список игр. Рюх открытия и названия Надо чтобы на это собрание пришли все дети. Расскажите им о том, что вы отряд и что надо придумать оригинальное название. Как вариант – пустите по кругу листик, куда будут записываться названия отряда, которые придумают дети. А после огласите список и путь каждый ребенок напишет на листике то название, которое ему понравилось. После того как название выбрано, нужно придумать девиз и задумку на открытие. Возможно только с частью детей, а вторую часть при этом развлекает напарник. Что такое отряд? Когда можно считать, что он родился? Какими должны быть отношения в хорошем коллективе? Отсюда можно вывести ребят на принятие законов и традиций лагеря, на создание своей отрядной конституции (права, обязанности и наказания). Как организовать жизнь в отряде? Выявление лидеров. Социометрия. Ребята отвечают на следующие вопросы, выбирая на каждый по три человека из своего отряда. С кем из ребят ты бы хотел выполнять трудовое задание и отчитаться за выполненную работу? Кого из ребят ты бы выбрал для организации общего сбора отряда, обеспечения явки всех ребят? К кому из ребят ты бы обратился за помощью в организации праздничного вечера для отряда? Ты не попал на занятие кружка, к кому из ребят ты бы обратился с просьбой объяснить пропущенный материал? Обработка: ребята отвечают на листочках, вожатый подсчитывает, сколько выборов получил каждый ребёнок; лидер то, кто получил больше голосов или ребята отдают тем, кого они выбрали геометрические фигуры, свои для каждого вопроса; итоги подсчитывают сами ребята. Первый способ делают заранее, второй более быстрый и наглядный, но требует более высокого уровня доверия. игры на лидерство Выбор актива отряда и уточнение их функций. Какие дела мы будем проводить в смену? Работа идёт по постоянным микрогруппам. Создание банка дел. (Как вариант - РИД - разведка интересных дел - узнать у работников лагеря, что можно провести в отряде, какие традиционные дела проходят в лагере. Это проходит в форме игры по станциям или свободной беготни.) Затем мозговой штурм; ребята накидывают идеи дел, которые они хотят провести в своём отряде. Ничего не критикуем, всё заносим на ватман. Выбор дела. Критерии: реальность проведения, максимальное количество голосов). защита проектов. Каждая микрогруппа выбирает себе по одному делу из разных направлений и делает им рекламу. Окончательный выбор делается общим голосованием аукцион дела. Ребятам раздаются 2-3 жетона. Вожатый продаёт дело, рекламируя его. Ребята могут отдать один жетон за одно дело. Выигрывают дела из разных направлений, набравшие больше всего жетонов. вертушка. На карточках записываем все дела определённого направления. Карточки раздаются микрогруппам, которые их оценивают по десятибалльной шкале и подписывают свои комментарии. Затем карточки передаются по кругу до тез пор, пока не пройдут по кругу. Выбираются дела, набравшие больше баллов. Уточнение. После СРО актив отряда с вожатым распределяет выбранные дела на всю смену и записывает их в план-сетку. Выделение отряда (название, песня, девиз, кричалка, эмблема) Поздравление с днём рождения (наказ ребят с прошлой смены), подарок вожатого, микрогруппы готовят поздравление и показывают их. Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа выполняет своё задание, оформляют отрядный уголок, размножат песню, создают эмблемы. Посвящение в отряд. Проводится отдельно вечером, красиво и торжественно. Идти на выбранное место особым образом, выйти на костёр, пройти испытания, ритуал посвящения, клятва, вручение знаков отличия, подарить орлятский круг, спеть отрядную песню, вернуться в лагерь цепочкой. Один вожатый спереди, другой - сзади. На этом оргсборе отряда детьми принимаются законы лагеря и называются эти законы Соглашения, они могут быть следующими: § Закон 00 (закон о строгом выполнении распорядка дня). § Закон поднятой руки (если ведущий или член отряда поднял руку, то все обязаны обратить на него внимание и выслушать). § Закон территории (о правилах выхода за территорию лагеря). § Закон тишины (о соблюдении тишины во время ПЧМ и после отбоя). § Закон столовой (о правилах поведения в столовой). § Закон дружбы (о добром отношении к людям и соблюдении субординации). § Закон Рейнштайвер (быть всегда первыми). § Закон свечки (правила проведения отрядных свечек). § Закон гигиены (соблюдение правил личной гигиены). § ОППД (Отвергаешь – предлагай, предлагаешь –действуй!). Кроме этого на этом оргсборе выбираются органы самоуправления отряда. Ребята рассказывают, что они ждут от смены - это называется Ожидания. Название и девиз отряда Отряды в лагере различаются по названиям. Имя отряду дети выбирают сами. Имя должно быть понятно ребятам, нравиться и как-то отражать характер всего отряда. Оно должно быть звучным и легким для запоминания. А также можно обсудить лицо отряда, свои традиции, отличающие этот коллектив от другого. Вот какие внешние примеры могут быть у твоего отряда: Песня отряда У каждого детского коллектива должна быть своя отрядная песня и свои любимые песни: костровые, походные, шуточные. Помни, вожатый, хорошая песня даёт ребятам опыт коллективных переживаний, воспитывает их. Отрядный уголок Это место, на котором в любое время можно найти все выше перечисленное, а также " Соглашения" и " Ожидания". Добряшки Добряшка - это личное признание, восхищение работой ребенка, его активным участием в жизни отряда и лагеря, поощрение за старания. Делают добряшки из любого подручного материала, но в основном это специально зафонованный листочек ватмана произвольной формы и размера. На нём вожатые пишут добрые слова, адресованные ребёнку. Дети также могут подарить вожатым добряшку. Кричалки Куда бы вы не шли со своим отрядом: на прогулку, или в столовку, кричалка может помочь вам. Ребята с удовольствием будут произносить рифмованные тексты вместе с вами. Это организует, настраивает и просто поднимает настроение.
|