Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Зубчатые и червячные передачи
Зубчатые и червячные механизмы служат для равномерной передачи вращения между двумя валами, оси которых параллельны, пересекаются или скрещиваются. Передача вращения от одного вала к другому осуществляется посредством зацепления зубьев двух сопряженных зубчатых колес или червячной пары. В большинстве передач угол между пересекающими или скрещивающими осями валов равен 90 градусов. В зависимости от взаимного расположения осей валов передача вращения осуществляется цилиндрическими (оси параллельны) - рис. 1, коническими (оси пересекаются) - рис. 2 и винтовыми (оси скрещиваются) зубчатыми колесами - рис. 3. Большое распространение для передачи вращения между валами со скрещивающими осями получили червячные пары, состоящие из червяка и червячного колеса (рис. 3) Существуют также зубчатые передачи, преобразующие вращательное движение в поступательное или наоборот. Наибольшее применение получили зубчатые колеса, профиль зубьев которых образован двумя симметричными эвольвентными окружностями (рис. 1) Шестерни, колеса и червяки изготовляются как одно целое с валом или насадные. Соединение насадных зубчатых и червячных колес, а также червяков с валом осуществляется при помощи шпонок или шлицев
.
Рис. 1. Зацепление колес
Рис. 2. Конические колеса.
ОСHОВHЫЕ ТЕРМИHЫ, ОПРЕДЕЛЕHИЯ И ОБОЗHАЧЕHИЯ (ГОСТ 16530 - 83... ГОСТ 16532 - 83) 1. Z - число зубьев зубчатого колеса. 2. Шестерня - зубчатое колесо передачи с меньшим числом зубьев. 3. Колесо - зубчатое колесо передачи с большим числом зубьев. При одинаковом числе зубьев зубчатых колес передачи шестерней называется ведущее зубчатое колесо, а колесом - ведомое. 4. Буквенным обозначениям, общим для шестерни и колеса, присваивают соответственно индексы 1 и 2. 5. U - передаточное число зубчатой передачи, оно представляет отношение числа зубьев колеса к числу зубьев шестерни: U = Z2 / Z1 6. аw - межосевое расстояние, кратчайшее расстояние между осями зубчатых колес передачи (рис. 1). 7. а - делительное межосевое расстояние (рис. 1). 8. У зубчатого колеса различают следующие виды соосных поверхностей вращения: а) делительную поверхность (является базовой для определения элементов зубьев и их размеров); б) начальную поверхность (каждая из взаимно касающихся соосных поверхностей зубчатых колес передачи); в) поверхность вершин зубьев; г) поверхность впадин и другие. 9. В соответствии с п. 8 различают делительную, начальную, вершин зубьев, впадин и другие концентрические окружности зубчатого колеса, принадлежащие соответственно делительной, начальной, вершин зубьев, впадин и другим соосным поверхностям зубчатого колеса. 10. В соответствии с п. 9 различают диаметры зубчатого колеса: делительный - d, начальный - dw, вершин зубьев - dа, впадин - df и другие - соответственно делительной, начальной, вершин зубьев, впадин и других концентрических окружностей (рис. 1). 11. Делительная поверхность делит зуб на две части: а) делительную головку (головку), б) делительную ножку (ножку). 12. Начальная поверхность делит зуб на две части: а) начальную головку, б) начальную ножку. 13. h - высота зуба. h = ha + hf 14. hа - высота делительной головки - часть зуба, заключенная между поверхностью вершин зубьев и делительной поверхностью колеса, hf - высота делительной ножки - часть зуба, заключенная между делительной поверхностью и поверхностью впадин. hwа - высота начальной головки, hwf - высота начальной ножки. Для прямозубых, некорригированных зубчатых колес делительная и начальная окружности совпадают (d = dw). Если d = dw, то ha = hwa, hf = hwf. У отдельного зубчатого колеса рассматривается и изображается на чертеже только делительная окружность (d). 15. b - ширина венца зубчатого колеса. 16. Рt - окружной делительный шаг - расстояние между одноименными профилями соседних зубьев по дуге делительной окружности. Отрезки, равные шагу Рt, делят делительную окружность на Z частей (Z - число зубьев колеса). Рt = 3/14*d/Z; d = Рt / 3/14*Z. 17. St - делительная окружная толщина зуба - расстояние между разноименными профилями зуба по дуге делительной окружности. 18. еt - делительная окружная ширина впадины зубчатого колеса - расстояние между ближайшими разноименными профилями соседних зубьев по дуге делительной окружности. St = et = Рt / 2 = 0, 5*3.14*m 19. m - окружной модуль, линейная величина в п раз меньшая окружного шага зубьев. m = Рt/3.14; d = m*Z Модуль (m) является основным расчетным параметром зубчатого зацепления. Числовые величины модулей зубчатых колес выбираются по ГОСТ 9563 - 60. 20. С - радиальный зазор, расстояние между поверхностью вершин зубьев одного из зубчатых колес передачи и поверхностью впадин другого. С = 0, 25 m - для цилиндрических зубчатых колес, С = 0, 2 m - для конических зубчатых колес и червячных пар. 21. Межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи равно полусумме делительных диаметров зубчатых колес при внешнем зацеплении и полуразности при внутреннем. Если d = dw, то a = aw. В зависимости от назначения зубчатые колеса изготовляются из чугуна, стали, бронзы и полимерных материалов (текстолит, капрон, и др.)
Рис. 3. Скрещивающиеся зубчатые колеса.
Зубья зубчатых колес нарезаются на специальных металлорежущих станках, работающих по принципу обкатки, режущим инструментом при этом служат гребенки, долбяки, червячные фрезы. Передача образуется двумя зубчатыми колесами (шестерней и колесом), находящимися в зацеплении. Чертеж передачи должен содержать два изображения: главное изображение и вид слева. В качестве главного изображения принимается полный продольный фронтальный разрез передачи. Для изображения шпоночного или шлицевого соединения вала с колесом на чертеже выполняются местные разрезы (рис. 1).
Рис. 1. Учебный чертеж цилиндрической зубчатой передачи. Вычерчивание цилиндрической передачи следует начинать с нанесения осей шестерни и колеса на расстоянии аw = a на главном виде и виде слева и изображения начальных цилиндров, касающихся друг друга. Начальные цилиндры проецируются на фронтальную плоскость проекций (главный вид) в виде начальных прямых, а на профильную плоскость (вид слева) - в виде начальных окружностей. Начальные окружности шестерни и колеса касаются в точке, принадлежащей линии центров. Окружности вершин зубьев и впадин в зоне зацепления не касаются, а образуют радиальный зазор равный 0, 25m, так как высота головки зуба меньше высоты ножки на эту же величину. Окружности вершин зубьев на всем протяжении, в том числе и в зоне зацепления, изображаются сплошной толстой основной линией. Начальные окружности и образующие начальных поверхностей изображаются тонкими штрихпунктирными линиями. Окружности и образующие поверхностей впадин изображаются тонкими сплошными линиями; допускается их не показывать. Расчет геометрических и конструктивных параметров колеса и шестерни в соответствии с исходными данными производится по формулам и соотношениям, приведенным на рис. 4
Рис. 4. Расчет геометрических и конструктивных параметров колеса и шестерни.
Исходными данными для расчета являются: m - модуль зацепления (общий для обоих колес), мм; Z1 - число зубьев шестерни; Z2 - число зубьев колеса; Dв1 - диаметр вала шестерни; Dв2 - диаметр вала колеса. Размеры шпонок (призматических или сегментных) и пазов для них, а также шлицевых соединений выбираются по соответствующим стандартам. Пример выполнения учебного чертежа цилиндрической зубчатой передачи дан на рис. 1
.
|