Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система обучения изложениям






Изложения должны быть включены в систему работы по развитию речи учащихся. В основе этой системы коммуникативные умения, которые помогают школьникам понимать чужие высказывания и создавать собственные тексты. При этом необходимо учитывать следующее:

1. Конечная цель обучения речи – сформировать у учащихся комплекс коммуникативных умений, необходимых для создания текста в различных ситуациях общения. Одни умения развиваются при проведении всех видов изложений (например, такие, как умение осмысливать и раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение правильно и выразительно излагать свои мысли); для формирования других умений необходимо использовать определённый вид изложения. Так, например, выборочное изложение формирует умение собирать и систематизировать материал, объединённый одной темой; находить «свои» языковые средства для связи отобранного материала; сжатое изложение формирует умение выделять главное и существенное в высказывании, умение использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

2. Базой формирования умений являются теоретические (речеведческие) понятия, которые должны быть усвоены учащимися практическим путём. Выделяют три группы речеведческих понятий (?).

3. Изложение – вид работы, формирующий коммуникативные умения, работа над которыми должна вестись в определённой системе. Например, работаем над описанием животного. Сначала проводим урок развития речи, на котором знакомим с описанием как типом речи (урок речеведческой теории). Затем на рабочих уроках русского языка через работу с текстами разных стилей предлагаем учащимся образцы описания самых разных животных. Проводим урок подготовки к написанию изложения (берём отрывок из рассказа Куприна «Ю-ю»). Затем проводим урок подготовки к сочинению-описанию животного. Пишем сочинение (или классное, или домашнее), затем обязательно проводим урок анализа сочинений, на котором зачитываем удачные работы или фрагменты, редактируем, устраняя типичные ошибки в композиции и языке сочинений школьников.

4. Каждый следующий вид изложений призван закреплять имеющиеся и формировать новые умения связной речи.

Этапы обучения изложениям соответствуют этапам обучения речи в школе.

1 этап – подготовительный – начальные классы. Формируются умения определять тему и основную мысль несложного текста небольшого объёма, умение выделять основное в его содержании; устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части; составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему. Планируется написание письменных подробных, сжатых, выборочных, творческих изложений.

2 этап – систематический – 5 – 9 классы. Изучаются основные речеведческие понятия. Центральным, базовым при работе над изложением понятием является понятие о тексте, его категориальных признаках. На базе практического осмысления этих понятий и идёт формирование соответствующих коммуникативных умений на этом этапе обучения. При этом используются более сложные, чем в начальных классах, тексты бОльшего объёма. Каждый вид изложения писать не менее двух раз за учебный год.

3 этап – завершающий этап обучения – 10-11 классы. Используются, наряду с изложениями, разные виды воспроизведения текста: доклады, рефераты, конспекты, аннотации. Коммуникативные умения, необходимые для понимания чужих текстов, совершенствуются и получают своё дальнейшее развитие в самостоятельной работе учащихся в рамках разных школьных предметов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал