Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие культуры на Руси






Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их общественно-трудовой практики. Культура каждого народа предстает как часть мировой культуры, как результат его творческих усилий, включающий все, что было создано умом и руками людей.

Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие техники, орудий труда, а также жилье, одежду, быт и т.п. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. На самом же деле обе эти сферы взаимосвязаны. Материальная культура не может возникнуть без творческой деятельности человека, в то же время произведения духовной культуры, как правило, имеют материальное воплощение.

К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. ордынцы осаждали Москву, ее жители снесли книги в кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список «Слова о полку Игореве».

В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности. Языческое мировоззрение и народные в своей основе материальное и духовное производство – главные отличительные черты культуры восточного славянства в догосударственный период и первые десятилетия Киевской Руси. Отличительной чертой культуры Киевской державы был синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии. Этот период обычно называют временем исторического монументализма в литературе и искусстве. С начала XIIв. (в связи с раздробленностью) в рамках княжеств и земель начинают складываться на базе культуры Киевской Руси культурно-художественные школы как местные варианты культуры древнерусской народности.

Кирилл и Мефодий. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. И действительно, братья-миссионеры из греческого г. Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е гг. IX в. Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий, как считают сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит (глаголицу), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма. Так появилась нынешняя азбука – кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром I, затем при Ленине в 1918 г.).

Обучение грамоте. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах. Здесь осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени: богословие, грамматику, диалектику, риторику и т.п.

Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия». Женщины подписывали пряслица – глиняные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков.

Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Надпись на стене Софии Киевской, над саркофагом Ярослава Мудрого, помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом.

В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты. В настоящее время найдено более 700 грамот, и не только в Новгороде, но и в Смоленске, Москве. Полоцке, Пскове и других городах. Каких только мыслей и чувств не доверяли люди бересте! Среди грамот можно встретить и хозяйственное письмо («Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, человека, а мы не смеем имать ржи без твоего слова», – сообщал некий Михаил своему господину), и завещание, и любовное письмо («Пойди за мене, – писал на бересте отрок Микита к Ульянице, – аз тобе хочю, а ты мене. А на то послух* Игнат Моисеев») и т.п.

Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна – одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Литература. От домонгольского времени до нас дошли около 150 книг. Древнейшая среди них – «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056–1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. В то время писали на пергаменте. Пергамент изготавливали, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы – заставки (отсюда и выражение – «писать с красной строки»). Книги часто украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили дорого, поэтому их тщательно хранили, передавая по наследству.

Широкое распространение на Руси получила переводная литература как религиозного, так и светского содержания. К последней относилась знаменитая «Александрия», рассказывавшая о подвигах и жизни Александра Македонского, а также «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия, византийские хроники и др.

Кроме переписки религиозных текстов и многочисленных переводов на древнерусский язык с греческого и латыни создавались оригинальные сочинения древнерусских авторов. В отличие от европейских стран, где литературным языком была латынь, на Руси писали на родном языке. В Киевской Руси был создан целый ряд выдающихся литературных произведений.

Летопись. Среди жанров древнерусской литературы главное место занимает летопись. Самой знаменитой летописью Древней Руси является «Повесть временных лет», составленная Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, в начале XII в.

Различные летописные сочинения обычно назывались либо по месту, где они хранились, либо по имени автора или ученого, их обнаружившего. Например, Ипатьевская летопись названа так потому, что обнаружена в одноименном монастыре под Костромой. Лаврентьевская летопись названа в честь монаха Лаврентия, который написал ее для суздальско-нижегородского князя.

Летописцы русских княжеств вели свои повествования со времени отделения своих земель от Киева. В летописании периода раздробленности ведущей была идея объединения Русской земли. Так, идея единой и сильной великокняжеской власти содержится в летописи Владимиро-Суздальской земли (Лаврентьевская летопись). Описанием княжеских междоусобиц наполнена летопись Галицко-Волынской земли (Ипатьевская летопись). В Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и многовекового ига.

Исторические повести и «жития» святых. Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (в ней рассказывалось о подвиге рязанского богатыря Евпатия Коловрата), повести об Александре Невском и других защитниках Руси.

Другим распространенным жанром древнерусской литературы стали жизнеописания русских святых. Одними из самых знаменитых на Руси стали «жития» князей Бориса и Глеба, убитых братом Святополком в междоусобной борьбе в 1015 г.

Религиозная литература. Среди религиозных сочинений одно из первых мест в древнерусской литературе занимает «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (40-е гг. XI в.). Основной идеей «Слова» митрополита было равноправие Руси с другими христианскими народами и государствами, в том числе и с Византией.

Из наиболее известных церковных сочинений того времени следует назвать «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово» и «Моление» Даниила Заточника и др., донесшие до нас прославление веры и сильной княжеской власти, гордость за свой народ и страну, призыв к единению против общих врагов.

Гордость нашей литературы того времени – «Слово о полку Игореве». Это самое выдающееся произведение периода удельной раздробленности.

Устное народное творчество. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, и прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе народа против кочевников, о его созидательном труде. Хорошо известны былины о русских богатырях Илье Муромце и Алеше Поповиче, их подвигах.

В период борьбы с монгольскими завоевателями и золотоордынским игом обращение к былинам и сказаниям киевского цикла, в которых яркими красками описывались битвы с врагами Древней Руси и славился ратный подвиг народа, придавало русским людям новые силы. Древние былины обрели глубокий смысл, зажили второй жизнью. Новые легенды (такие как, например, «Сказание о невидимом граде Китеже» – городе, который ушел на дно озера вместе со своими храбрыми защитниками, не сдавшимися врагам, и стал невидимым) звали русских людей на борьбу за свержение ненавистного золотоордынского ига.

Ремесло. Значительное развитие в те далекие времена получило ремесло. По подсчетам академика Б.А. Рыбакова, в древнерусских городах, число которых к моменту монгольского вторжения приближалось к 300, работали ремесленники более 60 специальностей. Известно, например, что русские кузнецы делали замки, славившиеся в Западной Европе. Эти замки состояли порой из 40 деталей. Большим спросом пользовались самозатачивающиеся ножи. Широкую известность получили русские ремесленники, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклодувы. С середины X в. было широко развито производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия: колющих мечей, сабель, а также арбалетов и их граненых стрел.

Архитектура. Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

Одно из первых каменных сооружений, возведенное греческими мастерами в конце X в., – двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до нас дошел лишь фундамент. Во время монголо-татарского нашествия захватчики подожгли храм, и под его развалинами были погребены последние защитники города.

В 1037 г., при Ярославе Мудром, был сооружен Софийский собор, имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота в Киеве. Этими постройками город как бы подчеркнул свое желание не уступать по величию Константинополю. Вслед за строительством Софии в Киеве Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке, был возведен Спасский собор в Чернигове и др. На территории Руси известно около 15 каменных храмов XI – начала XIIв., близких по стилю.

В период раздробленности складывались различные архитектурно-художественные школы. Большинство храмов XII начала XIII в. одноглавые. Мозаичные изображения уступали место фрескам. Различия в характере архитектуры в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной земле. Например, в Киеве, Смоленске, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плинфы. В Новгороде наиболее распространенным строительным материалом был известняк. Он слоился, легко затирался раствором. Большинство новгородских и псковских памятников сооружены как бы из отдельных монументальных глыб, слепленных рукой человека. Наиболее известные памятники Новгорода этого периода – соборы Юрьева и Антоньева монастырей, церковь Спаса на Нередице.

К памятникам архитектуры Владимиро-Суздальской Руси относятся сохранившиеся до наших дней, хотя порой и в перестроенном виде, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире; остатки дворца князя Андрея в Боголюбове – одного из немногих гражданских (светских) каменных зданий, частично дошедших до нас от домонгольского времени; церковь Покрова на реке Нерли неподалеку от Боголюбова; соборы Переславля-Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Живопись и скульптура. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками*. Фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. сохранились в Софии Киевской. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты – специального стекловидного материала. Мозаикой выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской.

Необходимым украшением храмов были иконы. Так же как фрески и мозаики, первые на Руси иконы были написаны греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Художнику великолепно удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребенком и одновременно предчувствие мук, ожидающих ее дитя. Владимирская Божия Матерь – одно из совершеннейших произведений мирового искусства.

Значительных успехов в живописи добились и русские мастера. Нам известны имена русских иконописцев XI в. – Алимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные художественные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения и цветовой гаммой.

Монументальная скульптура языческих времен не сохранилась, так как православная церковь искоренила ее как напоминание о языческой вере.

Значение древнерусской культуры. Достаточно высокий уровень русской культуры (для того времени) дал возможность выстоять нашим предкам в труднейший период их истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура помогла сохранить самобытность и традиционный характер древнерусской народности. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили развитие древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. И все-таки благодаря своей относительно богатой культуре единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Вопросы для самоконтроля

1.Каковысоциально-экономические причины возникновения Древнерусского государства?

2. Почему норманнская теория возникновения Древнерусского государства не соответствует действительности?

3. Назовите органы государственного управления в Киевской Руси.

4. Какие виды наказания за «обиду» предусматривала «Русская Правда»?

5. Как «Русская Правда» защищала имущественное неравенство?

6. Каковы особенности государственного устройства и управления Новгородской республики?

7. Каковы основные причины распада Древнерусского государства?

8. Как происходил захват русских княжеств?

9. Как Золотая Орда повлияла на характер государственного управления в России?

10. Как монголо-татарское нашествие отразилось на экономическом и культурном развитии Руси?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал