Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правление Бориса Годунова






 

Смутное время. На рубеже XVI–XVII вв. Московское царство поразил невиданный ранее кризис. Драматические события, начавшиеся со смертью царя Федора Ивановича и завершившиеся лишь с избранием нового царя Михаила Романова на Земском соборе 1613 г., получили в русской исторической литературе меткое название Смутного времени. В это время теснейшим образом переплелись различные по характеру явления: кризис власти и иностранная интервенция, борьба между боярскими кланами и рост национального самосознания. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленения ее территории между другими странами как в Смутное время.

Ливонская война и набеги опричников разоряли население; экономический упадок крестьянских хозяйств дополнялся стихийными бедствиями, неурожаями, голодом и массовыми эпидемиями. Социальные противоречия обострились вследствие усиления крепостничества. Новый этап закрепощения крестьян стал одной из социально-экономических причин Смуты. Начался он с решения о так называемых писцовых книгах, которые давали возможность точно установить, кому из феодалов принадлежали те или иные крестьяне. В 1592 г. после завершения переписи населения и составления «писцовых книг» принимается решение о «заповедных годах», в течение которых запрещался крестьянский выход из зависимости от конкретного землевладельца даже в Юрьев день. После этого события в народе родилась поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

В 1597 г. накануне Смутного времени государство царским указом установило обязательное возвращение беглых крестьян в течение первых пяти лет. Эта мера не только предназначалась для упорядочения судопроизводства по делам о беглых крестьянах, но и усиливала права помещиков в отношении своих крестьян. Введение урочных лет не могло не вызвать резкого возмущения подавляющей части крестьянского населения страны. В том же году крестьяне, попавшие в кабалу из-за долга, законодательно лишались права стать свободными даже после уплаты всей суммы задолженности и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Одновременно добровольные холопы, которые нанимались в услужение по вольному найму, после полугода работы превращались в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились свободными только после смерти своего господина.

Государство, усиливая правовую зависимость крестьян от феодалов, своими репрессивными органами на местах обеспечивала реализацию принятых нормативно-правовых актов, организуя розыск и возвращение беглых крестьян их владельцам. Ужесточение крепостной зависимости вызвало резкое обострение социальных противоречий, увеличило базу массовых антиправительственных выступлений угнетенных и бесправных людей.

Наступление Смуты ускорило ослабление царской власти по причине пресечения рода Рюриковичей. Династия Рюриковичей, представители которой правили Русью с IX в., закончилась на сыне Ивана Грозного. В последние дни жизни Иван Грозный создал регентский совет, в который входили бояре, чтобы управлять государством от имени его сына Федора, не способного делать это самостоятельно. Ведущая роль в регентском совете принадлежала Борису Годунову, который, постепенно устраняя своих соперников, стал самой влиятельной фигурой при царском дворе.

Царь Федор Иоанович. Царь Федор (1584–1598), сын Ивана Грозного, будучи «росту малого, дрябл телом», по мнению его ближайшего окружения, был не способен к продолжению дела отца. Более склонный к церковной, размеренной жизни, Федор Иванович практически отстранился от государственных дел, передав бразды правления Борису Годунову, брату своей жены Ирины.

Борис Годунов. Быстрое возвышение Бориса Годунова, не очень знатного и нерусского по происхождению (его дальний предок был татарский мурза Чет, принявший христианскую веру), не нравилось большинству бояр. Большую опасность для власти Бориса Годунова представляли бояре Нагие, родственники малолетнего царевича Дмитрия, младшего сына Ивана Грозного. Дмитрий был выслан из Москвы в Углич, который был объявлен его уделом. Углич вскоре превратился в оппозиционный центр. Бояре ожидали смерти царя Федора, чтобы оттеснить Годунова от власти и править от имени малолетнего царевича. Однако в 1591 г. царевич Дмитрий погиб при загадочных обстоятельствах. Следственная комиссия во главе с боярином Василием Шуйским дала заключение, что это был несчастный случай.

Из рук царя Б. Годунов получил чин конюшего и титул «ближнего великого боярина», а также наместника двух царств: Казанского и Астраханского.

Усмирив волнения в Казанском царстве, Б. Годунов, завершил покорение Сибири. Это позволило не только оздоровить социально-политическую обстановку в России, но и значительно повысить собираемость налогов. По свидетельству историка Н.М. Карамзина, только Сибирь ежегодно давала в государственную казну до 200 тыс. соболей, 10 тыс. черно-бурых лисиц и 500 тыс. белок, не считая бобров и горностаев. Личные доходы Б. Годунова были таковы, что он мог на них вооружить и обмундировать не менее 100 тыс. воинов.

Пользуясь фактическим бездействием слабовольного царя, Годунов всячески возвышал свою родную сестру Ирину – российскую царицу. С этой целью, например, он от ее имени издавал царские указы, «прощая, жалуя, утешая людей, чтобы общею к ней любовию, соединенною с уважением и благодарностию народа, утвердить свое настоящее величие и приготовить будущее».

Пользуясь властью, Борис Годунов произвел замену большинства наместников, воевод и судей, назначив на государственные должности лучших людей. Одновременно им было удвоено жалование чиновникам, чтобы они «могли пристойно жить без лихоимства».

Свергнув митрополита Дионисия за козни и дерзость, он сделал митрополитом преданного ему смиренного Иова. Чтобы заручиться поддержкой духовенства, Борис Годунов в 1589 г. организовал возведение московского митрополита в высший сан – патриарха Русской православной церкви. Инициатива Годунова об учреждении Московской патриархии была благодарно встречена российским духовенством.

Царица Ирина Кризис власти в России в конце XVI в. осложнился кончиной царя Федора Ивановича, не оставившего после себя наследника престола. Чтобы не допустить безвластия, чреватого государственным кризисом, конфликтами элиты, на трон была возведена (не без помощи Бориса Годунова) царица Ирина.

Но царица Ирина, видимо, считая себя виновной в том, что вместо наследника престола родила дочь, отказалась от царского трона и приняла постриг в монахини Новодевичьего монастыря. Вслед за ней устранился от государственной власти и ее брат, ожидая, что Собор и Дума принесут ему царскую корону, жезл и державный скипетр. Управление страной перешло в руки патриарха Иова, сторонника Боярской думы. Против Б. Годунова выступили боярские кланы Шуйских и Бельских. Борьба за царский престол, не прекращавшаяся почти с самой смерти Ивана Грозного, достигла своего накала.

Венчание Бориса Годунова на царство. 17 февраля 1598 г. состоялся Земский собор. Выслушав яркую речь патриарха, Собор единогласно постановил: «бить челом Борису Федоровичу и, кроме него, никого на государство не искать». 21 февраля Борис Годунов дал свое согласие принять царскую корону. Во время венчания на царство у осторожного Бориса вырвалось восклицание, что никто в его царстве не будет беден, что он готов последнюю рубашку разделить со всеми. Царь, ставший, а не родившийся царем, – желал действительного счастья своему народу.

Первые шаги нового царя. Борис Годунов в начале своего правления сумел преодолеть сопротивление отдельных представителей политической элиты, недовольных стремительным продвижением его к рычагам государственного управления. Б. Годунову с помощью жестких мер удалось смирить гордыню князей Шуйских, умиротворить духовенство, расставить на ключевые государственные посты своих родственников.

Укрепив личную власть, Годунов смог приступить к созидательной деятельности. В годы его короткого правления было начато строительство крупных городов: Курска, Нарыма, Самары, Саратова, Тобольска, Тюмени, Царицына. Воздвигнуты впечатляющие соборы и крепостные сооружения: Белый город в Москве, каменная крепость в Астрахани, стены вокруг Смоленска.

Росту авторитета царя Бориса способствовала успешная внешняя политика. Он сумел продлить перемирие с Польшей, после удачной войны со Швецией вернул России города Ям, Орешек, Ивангород, Копорье, которые были утрачены в результате поражения в Ливонской войне 1558–1583 гг. С возвращением этих городов Россия вновь получила выход к Балтийскому морю.

В Западную Сибирь Годуновым были посланы значительные отряды стрельцов, которые закрепили власть царя над сибирскими землями. Россия утвердилась на Северном Кавказе; в устье р. Терек была построена крепость. В 1598 г. Б. Годунов с 40-тысячным дворянским ополчением предпринял поход против хана Казы-Гирея.

Недовольство Годуновым. Феодальная знать, потерпевшая поражение в споре за престол, продолжала оставаться в оппозиции, выжидая удобного момента для нового выступления против власти Бориса Годунова. Боярская аристократия, стремившаяся к ограничению власти царя в свою пользу, усилила борьбу против него. Именно в этих оппозиционных кругах была впервые выдвинута и опробована идея самозванства как способа борьбы с царем. Падению Бориса во многом способствовали стихийные бедствия: три года подряд, с 1600 г., весной и летом шли проливные дожди, ранней осенью их меняли заморозки, хлеба не вызревали. Голод в стране достиг чудовищных размеров. По некоторым данным, в 1601–1603 гг. вымерло около трети всего населения России.

Народ быстро нашел традиционное объяснение обрушившегося на него бедствия: гнев Божий на царя Бориса за убийство 15 мая 1591 г. в Угличе по его приказу наследника престола царевича Дмитрия. Согласно древнему христианскому представлению, Бог наказывает народ не только за его собственные грехи, но и за грехи правителей. Разумеется, это предположение о божьей каре не имело ничего общего с реальной действительностью.

Разрушительные тенденции, порожденные острыми социальными и политическими противоречиями, получили дальнейшее развитие. Царские подати, царево тягло назывались чаще других в качестве причины всех невзгод. Экономический кризис стимулировал усиление крепостничества, что также вело к росту социальной напряженности в обществе.

Все эти и другие проблемы, накопившиеся в обществе, требовали своего решения. Однако Борис Федорович Годунов, правивший страной всего семь лет, не успел провести нужные реформы. Царь внезапно умер 13 апреля 1605 г.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал