Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советская культура в 1917–1940 гг.






Культурная революция – это составная часть социалистического строительства, осуществленного в Советском Союзе в 20-30-е годы и приведшего к коренным изменениям в духовной жизни общества, к созданию новой, социалистической культуры. Термин «культурная революция» был введен Лениным в 1923 г. в работе «О кооперации». Одну из важнейших задач культурной революции советское руководство видело в ликвидации прежних идеалов и духовных ценностей, господствовавших в условиях монархии, а также в устранении культурной отсталости населения. Поэтому она затронула образование, науку, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на коммунистической идеологии и ориентированной в основном на низшие слои общества.

Интеллигенция и революция. Представители российской интеллигенции по-разному восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие за ними политические, культурные и социально-экономические изменения. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию известные писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, талантливый авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской академии наук химик П.И. Вальден.

Не последнюю роль в этом сыграли так называемые «философские пароходы».«Философские пароходы» – это кампания правительства РСФСР по высылке неугодных власти интеллектуалов России за границу в сентябре и ноябре 1922 г. Она проводилась по инициативе Ленина, предложившего заменить наиболее активным противникам советской власти смертную казнь на высылку за границу. Среди высланных осенью 1922 г. наибольший процент составили преподаватели вузов и в целом лица гуманитарных профессий: профессора, юристы, экономисты, литераторы, религиозные деятели. Л.Д.Троцкий так прокомментировал эту акцию: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

В то же время часть леворадикальной интеллигенции поддержала новую власть, встала на путь профессионального сотрудничества с ней. Среди них естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов, художники А.М. Васнецов и В.Д. Поленов и др. Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной власти, в осуществление мероприятий культурной революции.

Наркомпрос. Проводил идеи культурной революции в массы Народный комиссариат просвещения (Наркомпрос) во главе с Анатолием Васильевичем Луначарским. В 20-30-х годах он контролировал практически все культурно-гуманитарные сферы: образование, библиотечное дело, книгоиздательство, музеи, театры и кино, клубы, парки культуры и отдыха, охрану памятников архитектуры и культуры, творческие объединения, международные культурные связи и др.

Наркомпросу подчинялись созданные при местных Советах отделы народного образования. В составе Наркомпроса в ноябре 1920 г. был образован Главный политико-просветительный комитет, сокращенно Главполитпросвет. В его обязанность входило руководство массовым политическим просвещением взрослых, организация школ и курсов для взрослых (ликвидация неграмотности), клубов, библиотек, изб-читален и т.д.

Главным направлением деятельности Наркомпроса была организация школьного образования по новым программам. С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного образования. Все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения, казенные, общественные и частные, числящиеся в различных ведомствах, переводились в ведение Наркомпроса «со всеми помещениями, имуществом и капиталами, находящимися в их пользовании, а также ассигновками и кредитами».

Наркомпрос взял курс на унификацию школьных заведений и централизацию управления деятельностью сети учреждений системы народного просвещения. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы. На их месте создавалась единая для всей страны трудовая школа из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась. Из системы народного образования были удалены такие школьные предметы, как: богословие, логика, латинский и греческий языки и некоторые другие гуманитарные предметы.

Наркомпрос сыграл важную роль в спасении культурного наследия в годы войны и разрухи. Для охраны художественных и исторических ценностей был создан Государственный совет по заведованию музеями и дворцами республики. В его обязанность входил контроль над деятельностью музеев, которых в стране насчитывалось свыше 150. К работе совета были привлечены многие известные деятели искусства, в частности художники А.Н. Бенуа, А.М. Васнецов и В.Д. Поленов, архитекторы Р.И. Клейн и В.А. Щуко. При их участии проводилась национализация частных художественных собраний, театров, предприятий фото- и кинопромышленности. Государственными музеями объявлялись Зимний дворец (Эрмитаж), Третьяковская галерея, Музей изящных искусств. Были закрыты частные издательства и создано государственное издательство, осуществлявшее публикацию учебной литературы, сочинений русских классиков и т.д.

Под руководством Наркомпроса на местах были приняты меры для борьбы с неграмотностью трудящихся.

Ликвидация неграмотности. Накануне Октября 1917 г. примерно 3/4 всего взрослого населения России не умели ни читать, ни писать. Особенно много неграмотных было в сельской местности и национальных окраинах страны.

В конце 1919 г. правительство приняло декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Закон обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Вместе с Наркомпросом она возглавила развернувшуюся в стране работу но обучению грамоте населения. В городах и сельской местности создавались пункты ликбеза для обучения неграмотных чтению и письму. Однако эта работа осложнялась недостатком финансовых средств, слабостью материальной базы, нехваткой педагогических кадров. В этих условиях большую помощь в борьбе с неграмотностью оказали общественные организации. В 1923 г. возникло общество «Долой неграмотность». Свыше 1, 2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры.

В условиях НЭПа были увеличены ассигнования на развитие образования и на работу по ликвидации неграмотности. В 1925 г. правительство приняло закон, предусматривавший введение в стране всеобщего начального обучения и расширение сети школ. Проведенная в 1926 г. Всесоюзная перепись населения зафиксировала значительное увеличение числа лиц, умеющих читать и писать. Численность грамотного населения в возрасте старше 9 лет достигла 51, 1% (в 1897 г. – 24%). Несколько сократился разрыв в уровне грамотности между жителями города и деревни.

Вгоды предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в годы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3, 6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3, 5 года. Неграмотных рабочих насчитывалось почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования.

Высшая школа. Преобразования коснулись и высшей школы. Были введены новые правила приема в вузы, зачисление студентов проводилось без экзаменов и без документов о среднем образовании. Преимуществами при поступлении в высшую школу пользовалась молодежь из среды рабочих и крестьян. В 1919 г. с целью повышения общеобразовательной подготовки для поступающих в вузы создавались рабочие факультеты (рабфаки). Реформа высшей школы должна была способствовать созданию новой, рабоче-крестьянской интеллигенции.

В годы НЭП и первых пятилеток были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки, вместо них расширилась сеть высших учебных заведений. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным – с 288 тыс. до 1, 5 млн. К началу 40-х гг. в стране насчитывалось 4600 вузов.

Одной из черт общественного сознания 30-х гг., отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.) и вузах. На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Наука. В РСФСР, а затем и в СССР уделялось большое внимание развитию научного потенциала страны. В условиях Гражданской войны, голода и нехватки ресурсов отдача от работы исследовательских институтов была невелика. Правительство предпринимало попытки по улучшению быта ученых путем введения натуральных пайков, повышенных окладов. Но меры эти были эпизодичны и не могли изменить тяжелого положения научных кадров. Лишь после окончания Гражданской войны появились условия для становления науки. Были основаны новые институты в системе Российской Академии наук, которая с 1925 г. стала именоваться Академией наук СССР.

Были открыты новые научно-исследовательские институты. Среди них – действующие поныне Физико-химический, Физико-технический (сейчас – имени А.Ф. Иоффе), Центральный аэрогидродинамический (ЦАГИ) институты. Участие в организации новых исследовательских центров приняли известные ученые: крупный теоретик в области авиации Н.Е. Жуковский, физик А.Ф. Иоффе и др. Создавалась библиотека Социалистической академии общественных наук, преобразованная позднее в Фундаментальную библиотеку общественных наук АН СССР (с 1969 г. Институт научной информации по общественным наукам – ИНИОН).

В годы НЭПа и первых пятилеток продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х гг. в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Пролеткульт. Октябрьская революция оказала глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имажинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. «Пролетарская культура», сокращенно Пролеткульт, представляла собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г.

Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей предшествовавшей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы – «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего». В 1920 г. в пролеткультовском движении участвовали около 400 тыс. человек.

Создавались и довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917–1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить происшедшие события пытались в своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).

Театр. О значении театра для молодой советской республики говорит Декрет «Об объединении театрального дела», который в годы Гражданской войны (в августе 1919 г.) подписал В. И. Ленин. Для развития театрального дела еще в январе 1918 г. был создан театральный отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР – TEO Наркомпроса. ТЕО активно боролся за создание нового революционного театра с новым репертуаром, за освоение культурного наследия прошлого в рамках господствующей идеологии настоящего. В состав ТЕО входили историко-теоретическая, репертуарная, режиссерская, педагогическая секции.

Театральный отдел Наркомпроса организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки лучших драматических произведений, занимался учетом и охраной частных театральных библиотек, музеев и коллекций. Декретами Совнаркома в ведение ТЕО были переданы Театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве (в феврале 1919 г.) и Институт истории искусств в Петрограде (в 1920 г.). В работе театрального отдела активное участие принимали А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд и другие.

Об успехах в постановке театрального дела можно было судить хотя бы по таким данным. Если до революции во всей России было всего 82 театра, то к 1921 г. в одной только Москве насчитывалось 150 театральных подмостков. И если театральное искусство измерять количеством театров, то драматическое искусство в советской России процветало даже в годы Гражданской войны. В театрах ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к утверждению агитационно-пропагандистских форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.

Литература. Художественная жизнь 20-х гг. развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как на средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х гг. возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП).Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Многие писатели и драматурги 20-х гг. обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»). Тема минувшей Гражданской войны заняла большое место в творчестве писателя М.А. Булгакова (роман «Белая гвардия», пьеса «Бег») и драматурга К.А. Тренева (пьеса «Любовь Яровая»).

Внутренняя перестройка произошла в поэзии С.А. Есенина и Н.Н. Асеева. В их произведения прочно вошла тема повседневной жизни.

Во второй половине 20-х гг. увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей, Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Крупные литературные группы образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. Ей были посвящены романы Ф.В. Гладкова «Цемент» и Ф.И. Панферова «Барсуки», очерки К.Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз, насчитывавший 2500 человек. В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А.М. Горький.

Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей Союза писателей СССР в 30-е гг. находились А.М. Горький и А.А. Фадеев.

Искусство. Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в состав пролетарских творческих групп художники стремились отразить в своем творчестве современную им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и «Тачанка» М.Б. Грекова.

К концу 20-х гг. в творчестве подавляющей части художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему предшествующему искусству.

Начиная со второй половины 20-х гг. искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д.Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С.С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

Культура в годы НЭПа. С переходом к НЭПу наметились новые тенденции в развитии культуры. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о роли религии, о судьбах интеллигенции в новой России. Оживилась деятельность ранее созданных научных обществ (философских, исторических). Возникали новые общественные объединения – научные, творческие, культурно-просветительные. Тысячи людей участвовали, например, в работе Международной организации помощи борцам революции (МОПР), в шефских рабочих организациях, Обществе друзей радио и т.п.

В крупных городах действовали частные и кооперативные издательства («Былое», «Огни», издательство Гржебина и др.). В негосударственных издательствах, которых в 1922 г. насчитывалось свыше 200, печатались философские и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Процесс либерализации общественной жизни был непоследовательным и противоречивым. Руководители страны опасались, что свобода мнений может привести к расширению деятельности противников советского режима. С целью противостояния буржуазной идеологии были организованы политшколы, совпартшколы и т.п. С середины 20-х гг. работа частных издательств, так же как и общественных организаций, стала ограничиваться. Был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров.

Советская архитектура. Индустриализация конца 20-х – начала 30-х гг. способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины.

Советские зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду – театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы – столицы СССР – и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т.д.).

Литература и искусство в годы первых пятилеток. На рубеже 20–30-х гг. в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е гг. широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовскис ситцы» и «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. В трилогии «Хождение по мукам», начатой в 1922 г. Алексей Толстой стремился представить большевизм как имеющий национальную и народную почву. Его роман «Гиперболоид инженера Гарина, написанный в 1925-1927 гг., стал классикой советской научной фантастики. Главными героями произведений Александра Фадеева («Разгром», «Последний из Удэге») становятся коммунисты и красные партизаны.

Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С.М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В.М. Петрова, «Суворов» В.И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н.Ф. Погодина, Н.Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П.Д. Кориным и М.В. Нестеровым, Р.Р. Фальком и П.Н. Филоновым. Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А.С. Пушкина.

Идеологизация культуры в годы первых пятилеток. С конца 20-х гг. усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения вместо Луначарского был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в армейской системе (РККА). Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии.

В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству. В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронте».

После этого партийного документа начались поиски классовых врагов среди историков, литераторов и на других «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е.В. Тарле и С.Ф. Платонов, литературовед Д.С. Лихачев. В 30-е гг. были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (О.Э. Мандельштам, П.Н. Васильев и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Русское зарубежье. Составной частью отечественной культуры 20–30-х гг. является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1, 5 млн человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Оторванные от родины, люди стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Берлине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И.А. Бунина, М.И. Цветаевой, В.Ф. Ходасевича, И.В. Одоевцевой, Г.В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от России, они пытались осмыслить ее роль и место в общей цивилизации. Н.С. Трубецкой, Л.П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С.Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х гг., публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х гг. на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги культурной революции были значительны. Была ликвидирована массовая неграмотность населения. К 1939 г. грамотность советских людей достигла 70 %. В результате работы техникумов и вузов, других образовательных учреждений увеличилась численность специалистов, создавалась советская техническая и художественная интеллигенция, численность которой перед войной достигла 14 млн человек. В результате осуществления культурной революции в СССР до начала 1940-х гг., согласно официальной государственной информации, наблюдался расцвет науки и искусства.

Советские ученые сделали много открытий мирового уровня, часть из них была удостоена престижной Нобелевской премии. За годы культурной революции были созданы новые художественные произведения советских литераторов, написаны картины, созданы замечательные скульптуры, построены по замыслам архитекторов новые здания. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии культуры.

Следует отметить, что деятели культуры смогли воспитать в народе патриотизм, самоотверженность и другие высокие качества, которые проявились в годы Великой Отечественной войны.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал