Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автоматизированные методы анализа устной речи






 

Опыт практической идентификации лиц по устной речи показывает, что среди выделяемых признаков есть такие, которые однозначно связаны с внешними характеристиками говорящего и достаточно рельефны. Подобные задачи решаются с использованием компьютерных средств.

Автоматизированные комплексы на базе компьютера дают возможность получать объективную информацию при анализе устной речи, связанную с социальными характеристиками субъекта (образование, профессия, уровень культуры); эмоциональным состоянием (спокоен, возбужден, подавлен); регионом формирования устной речи (диалект, акцент); биологическими характеристиками (пол, возраст, рост); психофизиологическими особенностями (разные отклонения от нормы, возникающие при определенных заболеваниях) и способами произнесения речи (чтение, декламация, спокойная речь).

Такие комплексы позволяют оператору-эксперту исследовать речевую информацию в диалоговом режиме, осуществляя при этом диагностику лиц на основе классификации обликовых характеристик, выделенных из устной речи при формализованном описании. Они состоят из двух основных частей: аппаратурной (процессор, клавиатура управления, внутренняя и внешняя память, устройство ввода-вывода речевой информации) и программной (системное обеспечение управления обработкой и анализом речевых сигналов, их описания и принятия решения по классификации). Конкретные алгоритмы диагностики дают возможность с приемлемой для практики надежностью определять обликовые характеристики субъекта при анализе звукозаписей его устной речи. Подобного типа автоматизированные системы в сочетании с исследованием устной речи при помощи слуха, проводимым специалистами в области языкознания, психологии, медицины, позволяют с высокой степенью надежности определить как объективные характеристики диктора, так и идентифицировать его по голосу.

Подготовка материалов для экспертного исследования фонограмм заключается в изъятии магнитных фонограмм и звукозаписывающих средств, которые, как и любые другие вещественные доказательства, подлежат осмотру и приобщению к делу постановлением следователя.

Основная особенность осмотра фонограмм состоит в том, что выявлению и фиксации подлежат не только внешние признаки, но и содержание записи. Поэтому при составлении протокола осмотра фонограмма должна быть прослушана, а ее содержание дословно записано и удостоверено.

При хранении фонограмм следует соблюдать некоторые предосторожности. Например, нельзя помещать их вблизи источников магнитных полей. Недопустима и эксплуатация звукозаписывающей аппаратуры до окончания экспертного исследования. Поэтому после осмотра и изъятия ее целесообразно упаковать, опечатать и в таком виде препроводить эксперту.

Образцы для сравнительного исследования готовятся в случае назначения идентификационных исследований. Прежде чем приступить к получению образцов, следователь должен выяснить:

1) условия и обстановку, в которых получена исследуемая фонограмма; когда и в каком помещении произведена запись, а если это было на открытом воздухе, то где, в какое время и при каких метеорологических условиях;

2) какая аппаратура была при этом использована;

3) не применялись ли при записи дополнительные усилительные и другие устройства.

Для получения образцов необходимо использовать (по возможности) ту же самую аппаратуру, на которой производилась подлежащая исследованию запись, соблюдать аналогичные условия. Если это невозможно, следует принять меры к получению максимально качественной записи. Магнитную ленту для изготовления образца нужно брать такого же типа, какой использован для исследуемой фонограммы, а запись производить с той же скоростью протяжки.

Если имеющийся на фонограмме текст не содержит секретных данных или нецензурных выражений, то он может быть использован для образца целиком, без изменений, в противном же случае необходимо готовить новый текст. Для этого нужно проанализировать первоначальный текст и выбрать из него наиболее характерные по звучанию слова. Из этих слов и их сочетаний с другими составляется экспериментальный текст. Общий объем его определяется с учетом рекомендаций эксперта.

Закончив подготовку текста и аппаратуры, выбрав место для получения образцов, следователь вызывает надлежащее лицо и приступает к изготовлению экспериментальной фонограммы.

После того как экспериментальная запись будет закончена, ее следует воспроизвести, убедиться, что она получилась доброкачественной, и отразить это в протоколе. В протоколе также должно быть указано: кто, где, когда, в чьем присутствии, у кого получил образцы, какая аппаратура была применена, тип ленты, скорость протяжки, место записи, а также начало и окончание экспериментального текста. Сам экспериментальный текст, заверенный подписями участников следственного действия, прилагается к протоколу.

При назначении фонологических экспертиз могут быть поставлены следующие вопросы:

не произнесен ли текст, зафиксированный на имеющейся фонограмме, лицом, образец голоса которого представлен;

голос одного человека или нескольких лиц записан на имеющихся магнитных лентах, пленках, дисках. Не являются ли эти лица теми, которые интересуют следствие и образцы голосов которых представлены. Какие части текста произнесены каждым из них;

не являются ли сигналы, зафиксированные на фонограмме, звуками, исходившими от конкретного источника;

какой звукозаписывающий аппарат использовался при изготовлении фонограммы;

на одном или разных аппаратах записаны фонограммы, интересующие следствие;

не была ли записана фонограмма на представленном аппарате;

одним или разными лицами произнесена речь, записанная на фонограмме;

сколько лиц принимало участие в разговоре;

мужским или женским голосом произнесены отдельные части записанной речи;

какие данные о личности говорящего можно получить путем анализа фонограммы (примерный возраст, родной язык, место рождения или преимущественного проживания, профессия и т.д.);

какова давность изготовления фонограммы;

какова характеристика помещения, где производилась звукозапись;

что можно сказать о профессиональном уровне лица, производившего звукозапись;

является представленная на исследование фонограмма оригиналом или копией;

является ли записанная на фонограмме речь свободной, заученной ранее и произнесенной наизусть либо чтением письменного текста;

имеются ли на фонограмме какие-либо интересующие следствие сигналы (устная речь, музыка, звуки, издаваемые животными, и пр.);

нет ли на данной фонограмме признаков каких-либо изменений ее первоначального состояния, каков характер этих изменений;

могут ли выявленные изменения образоваться в процессе обычной эксплуатации фонограммы или они являются следствием преднамеренных действий;

не являются ли представленные на исследование фрагменты звуковой записи частями единой фонограммы; имеется ли возможность восстановить первоначальное состояние поврежденной фонограммы.

Экспертизой звукозаписывающих средств возможно разрешение различных вопросов. Например: каковы фирменное наименование и назначение данного видеозвукозаписывающего устройства; каковы его технические характеристики; исправен ли данный видеозвукозаписывающий аппарат; пригоден ли он для работы в определенных условиях.

 

Литература:

Бугров В.А. Теория фонограмм. М., 1984.

Ложкевич В.А., Снетков В.А., Чиванов В.А., Шаршумский В.Л. Криминалистическое исследование магнитных фонограмм. М., 1976.

Минаев В.А. Речевые технологии в криминалистической фоноскопии: Учебное пособие. Краснодар, 1997.

Салтевский М.В., Жариков Ю.Ф. Современные возможности исследования голоса человека в криминалистической практике. Киев, 1982.

Топорков А.А. Криминалистическая фоноскопия//Криминалистическое исследование нетрадиционных криминалистических объектов. М., 1994. С. 49-64.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал