![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследования письма и письменной речи
Освоение письма связано с развитием двух взаимообуслов- ленных навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка — почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь — это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк — отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков. При исследовании письма анализу подвергается весь ком- плекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графи- ческая стороны, хотя по ним решаются различные задачи: по письменной речи устанавливается автор документа, а по почерку — его исполнитель. Возможность установления автора и исполнителя рукописного текста базируется на индивидуальности (неповторимости) и по- стоянстве (устойчивости) письменно-речевых и графических на- выков. Их проявление в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учени- ем о высшей нервной деятельности человека. Формирование письма зависит от условий обучения; общест- венной среды, в которой вращается человек; специфики его тру- довой деятельности и психофизиологических способностей лич- ности. На устойчивость навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в высшей нервной системе. Чем выше эта сте- пень, тем труднее перестройка навыка. Сохранение привычного стереотипа проявляется и при попыт- ках преднамеренного искажения особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального письма при этом ни использовался, собственные навыки, закрепленные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме. Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно осущест- вляется в обычных условиях. Резкое их изменение (физические или психические перегрузки, преднамеренное искажение письмен- ной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированно- сти письма, к его выполнению под усиленным контролем сознания. Однако ввиду кратковременности новых условий сложившаяся ранее манера письма не разрушается. § 1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи Индивидуальность и постоянство проявлений в письме осо- бенностей письменно-речевых и графических навыков позволяют идентифицировать личности автора и исполнителя документа. Под письменной речью понимается отражение в рукописном изложении психофизических и интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего. Объекты криминалистического исследования письменной ре- чи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор доку- мента, а идентифицирующим — документ, отобразивший призна- ки письменной речи его составителя. У человека в зависимости от условий обучения, культурного и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, теат- ра, радио формируется словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования средств языка. В письменной речи различают содержание и форму. При озна- комлении с содержанием анализируются его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники и использованные материалы; упоминания автора о себе. Содержание документа не имеет столь четкой индивидуаль- ности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа можно опреде- лить: какую цель преследовал автор при его составлении; причину, побудившую к составлению анонимного документа; наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям. Форма документа — внешнее выражение его содержания — характеризуется грамматическими, лексическими и стилистиче- скими признаками. Грамматические признаки отражают степень соблюдения ав- тором грамматических норм языка. Они усваиваются с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 280 грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией. Орфографические особенности письменной речи — это пра- вильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях. Под синтаксисом криминалисты понимают привычный харак- тер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допус- каемые автором при письме, связанные с построением предло- жений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепричастными оборотами, и др. Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препинания, посредством ко- торых производится смысловое членение письменной речи. Авторы документов, как правило, по-разному пользуются зна- ками препинания — одни расставляют их грамотно, другие допус- кают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми наруше- ниями правил даже в примитивных предложениях. Привычный способ построения предложений, а также ста- бильность грамматических ошибок или отсутствие таковых — все это в совокупности с другими особенностями письма способству- ет идентификации автора письменной речи. В зависимости от наличия в документе грамматических оши- бок общий уровень грамотности пишущего определяется как низ- кий, средний или высокий: низкий — присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического и пунктуационного характера; средний — отсутствие грубых ошибок в простых слу- чаях правописания, но наличие их в сложных; высокий — отсут- ствие орфографических и синтаксических ошибок, обоснованная расстановка знаков препинания. Лексические признаки — это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности их использова- ния пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средст- ва. Лексика рассматривается как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как правило, выражается в неоправданном повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике свидетельствуют свободное использование сино- § 1. Научные основы криминалистического исследования письма и письменной речи нимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т.д. Вместе с тем в ней могут быть выявлены особенности, имеющие значение идентификационных признаков. Это: устаревшие слова (архаизмы), например, «чадо», «око»; новые слова (неологизмы), например, «менеджер», «брокер»; историзмы — слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существую- щие. Например, «сыск», «волостной писарь», «дыба»; профессионализмы — слова, употребляемые лицами, объе- диненными по роду своей деятельности. Например, «осмечи- вать» — составлять сметы; жаргонизмы — слова из лексики определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотреби- мых слов и выражений. Например, «баксы», «ксива»; диалектизмы — слова, характерные для жителей определен- ного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие слова, как «зараз» — сейчас, «держак» — черенок для вил или лопаты и др.; варваризмы — неправильно употребляемые слова и выраже- ния, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке; вульгаризмы — слова грубые, нелитературные; идиомы — своеобразные обороты речи, свойственные какому- либо языку и непереводимые дословно на другой язык. Напри- мер, «чудеса в решете», «елки-палки». Фразеология — это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крыла- тые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа «сломя голову», «ловить рыбу в мутной воде», «плясать под чужую дудку» можно считать присущими лю- бому русскому человеку, в то время как «геркулесовы столпы», «лебединая песня», «сизифов труд» — типичны для лиц образо- ванных и начитанных. Изобразительно-выразительные средства — это выраже- ния, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистиче- ские фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вво- Глава 14. Криминалистическое исследование письма и письменной речи 282 дятся для усиления речи, придания ей образности. Создавая за- поминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима. Стилистические признаки включают совокупность лексиче- ских, фразеологических и изобразительных средств языка; мане- ру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора. Стиль в определенной степени отражает личность автора тек- ста, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности и привычки. Стиль может быть научным, публицистическим (журнально- газетным), официально-документальным (канцелярским), произ- водственно-техническим, художественно-беллетристическим и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным при- вычкам и наклонностям автора. На основании анализа признаков письменной речи может быть высказано предположение об авторе анонимного докумен- та: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительст- ва и др. Когда в результате следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации автора анонимного документа. К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются определенные требования: объем, происхожде- ние, время исполнения и тематика. Рекомендуется объем до пяти страниц машинописного и до десяти — рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных осо- бенностей навыков письменной речи автора. По происхождению различают свободные и эксперименталь- ные образцы письма. Свободными образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы лично- го дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы. § 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков почерка 283 Экспериментальные образцы — это тексты, выполненные подозреваемым по предложению следователя. Получение экспе- риментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов произво- дится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста. В этих образцах должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и исследуемый документ. При анализе письменной речи экспериментальные образцы могут быть использованы только для проверки грамматических, но не лексических и стилистических признаков. При автороведческих экспертизах перед экспертами можно по- ставить следующие вопросы: не является ли автором анонимного документа гражданин «Н», образцы письма которого представле- ны; одним или разными лицами составлен представленный текст; какие данные о личности автора документа можно получить путем анализа признаков письменной речи и др.
|