Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука и культура Лезгистана в XI — XV ВВ.
В этот период арабский язык по-прежнему монопольно господствует в рукописях и сочинениях богословского и другого содержания. Из мусульманских стран Востока в Лезгистан поступала обширная литература на арабском языке. Они охватывала различные стороны богословия, мусульманского законоведения, основанного на коране, а также историю, географию и точные науки. Местные алимы усердно переписывали эти книги, пользовались ими и бережно хранили в личных библиотеках. Конечно, преобладающей была литература, посвященная исламу, различным догмам ислама, законам шариата. Так, например, в XIII в. в Цахуре широкое распространение имели две книги средневековых арабских авторов: " Китаб ал-имам аш-Шафии" (" Книга имама аш-Шафии") и " Мухтасар ал-Музани фи фурай ал-шафийиа" (" Компендий Музани по отделам шафиитского учения") [25]. Первая — многотомное сочинение имама Шафии (767 — 820 гг.), основателя одного из правоверных толков ислама — шафиитского. Книга эта о главных догматах ислама. Второе сочинение также является одним из важных пособий шафиитов и принадлежит Исмаилу ибн Яхъе ал-Музани (умер в 877 — 878 гг.), одному из первых, наиболее популярных писателей шафиитского толка. Эти книги, переписанные местными алимами, хранились в их личных библиотеках. На арабском языке создавались произведения местных авторов, в частности исторические. Особой популярностью пользовалась региональная историография. Знатоки арабского языка собирали сведения, относящиеся преимущественно к истории какого-либо населенного пункта, области. Эти хроники передавались от отца к сыну, от ученого к ученому, дополнялись фактами, принимали новую редакцию. К таким произведениям относится, как было отмечено выше, хроника древнейшего лезгинского аула Ахты — " Ахты-наме" (X в.). Около 1106 года в Дербенте была составлена его история под названием " Тарих Бас ал-абваб". В этом сочинении рассказывается не только о Дербенте, но и о других районах. Лезгистана. Имя автора до нас не дошло Оригинал сочинения также не найден. Оно было в сокращенной форме переписано знаменитым турецким историком Ахмедом ибн-Лут-Фуллахом, прозванным Мюнеджим баши (" главный астроном"), который включил сведения о Дербенте в свой многотомный труд. Большой популярностью на Восточном Кавказе пользовалась хроника, условно названная " История Абу Муслима". Еще до недавнего времени она ходила во многих списках в горных селах Восточного Кавказа Списки ее обнуражены в Риче, Гельхене. Цудахаре. Автор " Истории Абу Муслима" не известен. В различных списках хроники даются две различные даты сочинения: начало XIII в., а также первая половина X в. Проф. А.Шихсаидов считает, что последняя дата более правдоподобна [9]. Приведенные данные показывают, что честные авторы интересовались не только чисто религиозной литературой и историей, но также другими науками, далекими от учения ислама. Особо важно то обстоятельство, что эти авторы живо интересовались историей своего народа. Лезгистан дал ряд выдающихся ученых, известных за его пределами. В исторической и географической литературе сохранился о них ряд сведений. В XII в. Насир Хосроу, автор известного " Сафар-наме", пишет об Абу-у-Фадле Халифе ибн Али, который родом из Дербента как о крупном ученом-философе, жившем в Восточных странах. Знаменитый путешественник Ибн Бутту-та (умер в 1377 г.) оставил интересные сведения о столице Золотой Орды — Сарае, где между наставниками из шифиитов есть там правовед, достойный имам Садредин Сулей-ман ал-Лакзи, один из отличнейших людей" [27]. Иакут также рассказывает об ученом Мусе ибн Юсуф ибн Хусейн ал-Лакзи, ученом из Лакза (Лезгистана), " городка" близ Дербента [28], который жил на Арабском Зостоке. Иакут в своем " Словаре стран" сообщает также о Хакиме ал-Лакзи ад-Хунлики ад-Дербенди, жившем в середине XII в. в Бухаре [9]. Назовем еще одно имя — Авзал ад-Дин Хунеджи (1193-1248 гг.). О его научных интересах говорят названия его работ: " Алмуд-жез фи-л-мантиг" (" Очерки по логике"), Джумел фи-л-мантиг (" Фразы по логике"), Кашф ал-асрар ан гамавид ал-афкар" (" Раскрытие тайн в темных местах мыслей"), " Макала фи-л-худуд ва-р-русум" (" Статья о хвалах и изобретениях"), " Шарх ма калеху ар-Раис Ибн Сина фи-и-набд" (" Разъяснения высказываний Раиса Ибн Сина о пульсе"), " Анвар ал-хамийат" (" Природа температуры") и другие [5]. В Албании (Лезгистане) при шахе Ибрагиме I Дербенди и его преемниках были известны еще ряд ученых в различных областях науки и литературы. Назовем некоторых из них: Абу-Омар из Дербента, Абу-Фази из Гянджи, Юсуф из Ширвана, Камал-уд-Дин из Ширвана, Мухаммед из Ширвана, Юсуф из Куткашека, Мелик из Кюры, Ибрагим из Мюшкюра, Факир из Мискинджи, Мухаммед из Мюшкюра, Эк-бер-Вели из Ахцаха и другие. [10]. Выходцы из Лезгистана становились государственными деятелями в других странах. Один из них — Мехмет Шукруллах Ширван. Он был влиятельным государственным деятелем, приближенным падишаха, служил Фатихху Султан Мехмету (Турция). Умер в 1485 году в Стамбуле. Могила находится на территории мавзолея шейха Вафа [29]. В 1454 году в Баку умер Великий ученый и богослов — Яхья Ширвани. Последний был основателем и наставником организации " Халватийа" накшбендийских тарикатистов. Его произведения: " Аслар ат-талибин", " Шифа ал-асрар", " Асрар ал-вахи", " Кашф ал-кулуб", " Маратиб ал-асрар ал-калб", " Асрар ал-Вуду", " Румузат ал-Ишарат", " Маназилал-Арифин", " Шархал-асма Саманийа", " Шарх ал-суалат Гюльшан-Зар", " Атвар ал-калб", " Илм ал-лудун". Крупным ученым математиком своего времени был Фетуллах Ширвани. Он скончался в 1453 году в Кастаману. Его произведения: " Хай-ийа-талвих", " Хашийа Мувафик", " Шарху Ашкали Тасис", " Ха-шийа-и шархи Чагмин". Большинство албано-лезгинских поэтов и в рассматриваемое время продолжали создавать свои произведения на персидском языке. Наиболее ранним из них является Зульфугар Ширвани. Он родился в 1190 г. в г. Шемахе. Зульфугар Ширвани написал " Диван" из десяти тысяч бейтов [30], посвященных различным сторонам жизни. В конце XIV — начале XV века жил и творил также персоязычный албано-лезгинский поэт Бадр Ширвани, родившийся в гор. Шемахе в 1387 г. Характерной чертой его творчества является изложение исторических событий своего времени, в частности, разгрома гор. Шемахи [30]. Трудно без волнения читать стихи Мелика Кюреви (1340 — 1410 гг.), который на себе испытал татаро-монгольское иго. Как отмечает Г.Гашаров [31], когда Тамерлан вторгся в Лезгистан, Куьре Мелик жил в Курхуьре. Поэт попытался организовать сопротивление татаро-монголам, немало успел в этом деле, однако враги схватили его, его товарищей и стали издеваться над ними. Мелика подвергали физическим истязаниям, обжигали его раны и глаза огнем, вследствие чего он ослеп. Когда захватчиков погнали лезгинские отряды, Мелика Кюреви нашли в темнице истерзанного и ослепленного. Произведения Мелика Кюреви в основном и ориентированы на призыв к защите Отечества. КЪУЛ ХУЬЗ ЭКЪЕЧ1 Эй, лезги халькь, душман винел атана, И душманар киц! ерилай пехьи я, Татар ханар, магьул ханар ац/ана, Гьар са натай япуз кьвезва гьарай, гуж. Лезгидин тур хци я хьи ч1ар ат1уз, Куьре Мелик кузва хьи ц1ай акьуна,
|