Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В поисках положительного 3 страница






Лезгинские и табасаранские мастера ковроделия принимали участие во Всесоюзном конкурсе ковровых изделий в 1938 г., на котором были высоко оценены работы ковровщиц Микрахской и Хучнинской артелей, а также в выставке, приуроченной к открытию Всесоюзного совещания работников ковровых промыслов в 1939 г. в Баку.

В 1939 году в республике состоялся конкурс ковровых экспонатов для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Он также активизировал творческие поиски ковровщиц, о чем свидетельствовали работы К.Кадыровой (Ортастальская артель) и М. Магомедовой (Хучнинская артель), отмеченные дипломами первой степени [23]. В 1940 г. ковровщицы Южного Дагестана приняли участие в республиканской выставке, посвященной 20-летию провозглашения автономии ДАССР. Среди экспонатов выставки был и ковер А.Карабековой из селения Ахты с портретным изображением В.И.Ленина. Эта работа свидетельствовала о новых решениях в художественном ковроделии.

Как известно, лезгины и кумыки были административно разделены в 1860 году царской Россией при создании Дагестанской области. В 1920 году Дагревком добился передачи в состав Дагестана Хасавюртовского округа, входившего в то время в Терскую область. В архивах содержится переписка Н.Самурского, Д.Коркмасова с Г.Орджоникидзе. В одной из телеграмм Н.Самурского (17 июля 1920 г.) на имя последнего говорится: " Прошу подтвердить Ваш приказ о присоединении Хасавюртовского округа к Дагестану" [5].

Вопрос о воссоединении лезгинских земель стоял не менее остро. Об этом говорят архивные документы. В частности, 19 августа 1925 года состоялось общее собрание жителей С. Куруш, на котором присутствовал председатель ДагЦИК — Н. Самурский. На нем говорилось, что жители Куруша живут только кочевым скотоводством, в силу этого пастбища имеют для них исключительное значение. До революции курушцы были в достаточной степени обеспечены пастбищами.

На южных склонах Шахдага и в Кубинском уезде курушцы имели более 50 яйлагов, большая часть из них принадлежали им, остальные брали в аренду. Курушцы жалуются, что им не только не предоставляют яйлаги в аренду, но и отняли у них принадлежавшие им. В связи с этим просят правительство срочно выяснить вопрос о границах и вернуть Дагестану территории, раньше принадлежащие им; просят закрепить за ними все яйлаги, которыми они пользовались [24].

В связи с изложенным возникает вопрос, почему Н. Самурский не сумел решить лезгинскую проблему, хотя у него была достаточная власть в Дагестане и знакомства в высших эшелонах Советской власти в Москве?

Партия большевиков и ее руководители захватившие власть в России в 1917 году, не обладали ни опытом работы в государственных структурах власти, ни в области международных отношений. До 30-х годов Россия пребывала в хаосе, которым активно воспользовалась Турция. Последняя в 1918 году создала не только протурецкую республику Азербайджан, но активно повлияла на те процессы, которые шли на Кавказе и в Средней Азии.

В 1922 году создается Совет Закавказских Советских Республик и во главе его оказывается турок Нариман Нариманов. Вслед за этим последний становится одним из сопредседателей ЦИК СССР. До 30-х годов Советская власть и ее руководители оказывали Турции активную помощь в ее становлении, особенно в военном деле. Благодаря Советской власти, Турция стала самостоятельным государством. В этих условиях, конечно, Н.Самурскому не просто было решать проблему воссоединения лезгин. Как увидим ниже, ему все же удалось зафиксировать в официальных документах Дагестана (в решениях Съезда народов Дагестана и в Конституции Дагестана) проблему разделения лезгинского народа и необходимости его решения.

История теперь повторяется. На разломе СССР на Восточном Кавказе идут все те же процессы, что и в первые годы Советской власти — открытое проникновение Турции на Кавказ. Фактически Дагестан, особенно, Южный Дагестан, где проживают лезгиноязычные народы, оккупирован эмиссарами Турции в лице так называемых азербайджанцев. Как и в 20-е годы, они здесь прово-дят разрушительную работу: грабят грабят экономику, развращают молодежь наркотиками, сажают последних в тюрьмы за малейшие провинности, убивают неугодных им людей…

Нынешние руководители Дагестана, ставя перед собой узконационалистические задачи, фактически отдали Дагестан пантюркистам: во главе правительства Республики стоит тюрок, да и многие структуры власти, особенно определяющие политику республики, напичканы тюрками, пантюркистами. Возьмем, например, министерство юстиции. Министр и его основной заместитель — тюрки (кумык и азербайджанец). Последний был назначен на место лезгина!

Тюрками напичканы не только важные структуры власти Дагестана, но и России. Азербайджанские тюрки захватили не только торговые рынки России, извлекая из них колоссальные дивиденды, развращая россиян подкупами и другими неблаговидными делами, но внедрились во многие структуры власти. Тюрки неплохо сидят в МИДе России, в министерстве юстиции и в структурах власти, определяющих национальные и межнациональные отношения. Интересно было бы знать, чьи интересы они там блюдут: России или Турции?

Представители некоторых народов Дагестана в высоких структурах власти ошибаются, думая, что на антилезгинской волне, подавив последних, они создадут для себя широкое поле деятельности, сумеют расширить свои территории… Это глубокое заблуждение. Турки, поглотив лезгинские земли, не остановятся на этом… Да, вообще, какому народу турки принесли свободу? Около миллиона дагестанцев и более трех-четырех миллионов кавказцев живут в Турции. Что они там имеют? Имеют ли кавказцы автономию или другие национальные структуры, чтобы сохранить себя? Ничего подобного! В Турции шли и идут полномасштабные ассимиляторские процессы и кавказский дух там дышит на ладан.

Об этом мы знаем, об этом открыто пишут. Так, например, редакция журнала " Наш Дагестан" [25], чтобы обратить особое внимание на положение эмигрантов-переселенцев дагестанцев в Турции, с эпиграфом " Не нужен мне берег турецкий" — северокавказские эмигранты хотели бы вернуться на родину", опубликовал статью " Возвращение на родину. Судьбу северокавказской эмиграции". Автор статьи турок-дагестанец Яшар Баг. Как видим, у третьего-четвертого поколения дагестанцев в Турции даже фамилия пишется по-турецки. Автор пишет: " Кто ломал голову над тем, как избежать ассимиляции, чтоб не исчезнуть бесследно с лица земли, кто вчера и сегодня пытался и пытается найти выход из этого положения, страдая от безысходности и ностальгии, для них пока все остается по-прежнему. Невозможно что-либо изменить на данном этапе, не из-за недостатка желающих, а скорее из-за " сложности, трудности проблемы".

В том же номере журнала " Наш Дагестан" Загир Арухов пишет: " Туркам удается создавать впечатление, что их страна по национальному составу почти однородна. Это давало и ныне дает Турции возможность без шума и внешнего вмешательства ассимилировать проживающие там народы, составляющие около треть всего населения страны. Создавшееся о Турции представление, будто она является страной сравнительно однородной по национальному составу, ошибочно. Это представление связано с тем, что в официальных источниках, в том числе и в материалах переписи, национальные меньшинства не выделяются. В Турции кроме турок, проживают курды, арабы, туркмены, греки, евреи, ингуши, татары, гагаузы, армяне, лезгины, аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы, черкесы, грузины, адыгейцы, кабардинцы, убыхи, чеченцы, абазины, сербы, албанцы, айсоры, цыгане, итальянцы и французы. Жизнь двенадцати миллионов курдов, лишенных здесь самых элементарных прав, является свидетельством того, за кем идти не следует" [25].

Такого мнения и известный ученый Али Каяев, который еще в 1917 году в статье " Две разные ориентации", писал: " До русской революции в нашем крае существовали две разные ориентации. Одна — на приобщении Дагестана к русской культуре, другая — к тюркоязычной культуре.

Самодержавное правительство открыло в крупных дагестанских аулах начальные и средние школы. Окончившие эти школы получали хорошие должности в правительственных учреждениях. Они, естественно, пропагандировали русскую культуру, за что, в свою очередь, оказывались обласканными властями. Постепенно они отрывались от родной культуры и приобщались к культуре русской.

Сторонники другой ориентации, в основном выходцы из Южного Кавказа, хотели тюркизировать дагестанские народы, ввести здесь турецкий язык, ввести делопроизводство на этом языке. Но до революции они не могли открыто проводить свою линию. После революции, которая изменила существующий строй и дала возможность народам свободно избирать язык и культуру, пантюркисты открыто ведут свою пропаганду на Кавказе. Они утверждают, что кавказские мусульмане должны изучать турецкий язык, вести на нем обучение во всех школах. Они считают, что в Дагестане наиболее подходящим языком общения и делопроизводства является турецкий язык, так как он считается наиболее распространенным языком на Кавказе. На вопрос: " Почему турецкий, а не арабский? " — отвечает, что арабский язык трудный, что он имеет значение лишь в сфере религии. На вопрос: Почему не русский? — отвечают, что это язык гяуров, неверных. А языки Дагестана в силу своей многочисленности, якобы, не могут стать языками межнационального общения. Следовательно, делают вывод пантюркисты, наиболее подходящим остается турецкий язык.

На эту удочку попало много людей из Дагестана и других мест, они искренне считают, что только турецкий язык способен спасти положение. Они согласны объявить турецкий язык языком обучения и общения и уже ввели его в Самурском, Кайтакском и Табасаранском округах. Некоторые лакцы также согласились с идеей пантюркистов. Они не заметили за красивыми словами коварный замысел пантюркистов: умертвить родные дагестанские языки, тюркизировать дагестанские народы, превратить дагестанцев в потомков Чингиз-Хана и его последователей, которые в свое время разрушали мусульманскую культуру. Пантюркизм прямо направлен против арабской культуры.

Многие говорят, что цель пантюркистов не является поглощение Дагестана Турцией. Они, якобы, пекутся лишь о процветании и просвещении горцев… Азербайджанский богач Тагиев пожертвовал 1000 рублей на подготовку учителей турецкого языка для Дагестана. Попробуй пойти к нему и выпросить сотую долю этих средств для школ на родном языке, он тебя прогонит. Тагиев знал, что до сих пор в Дагестане были арабо-язычные медресе и знал, что и мударристы. и муталлимы нуждаются в средствах. Разве слышал кто-либо из дагестанцев, что Тагиев пожертвовал копейку на развитие дагестанских школ? Кази-Кумухцы несколько лет тому назад хотели открыть в селе медресе с обучением на арабском языке. Они выделили человека, которому поручили собирать пожертвование с богатых людей Кавказа. Он побывал в крупных городах, в том числе в Баку, у Тагиева. Никто из них не захотел помочь. Но сказали: " Если поставите обучение на турецком языке, то средства дадим". Пусть умные люди сделают вывод, почему они поступили так. Если бы богатые пантюркисты хотели бы бескорыстно способствовать просвещению горцев, то не придали бы значение языку обучения. А ведь они раньше восклицали, что обучение детей в начальных школах на русском языке является угнетением дагестанцев, что они ведут русификаторскую политику. Но когда даге-нцы захотели открыть нерусские школы, предприняли попытку ввести турецкий язык" [26]. Как далеко смотрел этот лакец Каяев! К сожалению, история повторяется. В Дагестане теперь эйфория относительно Турции и турецкого языка: открываются университеты, колледжи, другие учебные заведения на турецком языке, созданы и создаются кружки и группы для изучения последнего. Турками наводнен Дагестан. Последние не скрывают своих целей и задач. На рис. 9.6 приведена схема, срисованной с обложки учебника турецкого языка, имеющего широкое хождение в Дагестане. На нем четко отмечены, где включены " турецкие национальные прожекторы" на территории бывшего СССР. Скоро такой прожектор зажгут и в Дагестане!

В связи с изложенным хочу спросить, кому же в пасть мы толкаем Дагестан и дагестанцев? Почему забыты прошлые уроки истории и мы теперь действуем в разнобой? Почему лезгинские земли отданы туркам на разграбление и там осуществляется полный произвол во всех сферах жизнедеятельности человека.

Хочу с самого начала сказать, что лезгины ничего другого не хотят, кроме как спокойно и с достоинством жить и работать на собственной земле. Это неотъемлемое право каждого народа и оно отнято у нас!

Лезгинская проблема — ключевая не только для Дагестана, Кавказа, но и для России, поскольку только лезгинские территории от Каспийского моря до Грузии, Армении отделяют турок от других, тюркских народов Дагестана, Северного Кавказа и Поволжья. Сейчас турки очень близки к заветной мечте — созданию Великого Турана!

Оценивая деятельность Н. Самурского, не могу назвать ее положительной, поскольку он практически мало что сделал для своего народа. Хотя в начале он был против объявления республика Дагестан в 1920 г., затем, став ее руководителем, недостаточно сделал для воссоединения лезгинского народа, положение которого теперь стало катастрофическим.

Можно поставить и другой вопрос: оценивают ли положительно деятельность Н. Самурского представители других дагестанских народов, для которых, как показано выше, он сделал очень много во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в социально-экономическом и культурном областях? С сожалением приходится констатировать, что все хорошее забыто, уже на щит поднимают те промахи, которые он допускал в своей работе.

Годы, когда Н. Самурский работал первым лицом в Дагестане, были исключительно тяжелыми и острыми во всем бывшем Советском Союзе, наиболее страшными страницами тех лет были репрессии. Жертвой произвола стал и Н. Самурский. Он был арестован и расстрелян в 1937 году, реабилитирован посмертно.

Хас-Булат Аскар-Сарыджа. Описывая деятельность Н. Самурского мы в значительной мере ознакомились с парадной стороной советской действительности. О второй стороне последней мы в какой-то мере узнаем, если коснемся деятельности выдающегося художника Х.-Б. Аскара-Сарыджи.

Успешно окончив в 1927 г. ВХУТЕИН, молодой скульптур вскоре был откомандирован в Италию для продолжения учебы, где изучал памятники классического европейского искусства, работал в мастерской известного болгарского скульптора Н.Николаева. После возвращения из Италии Х.-Б.Аскар-Сарыджа активно включается в работу по созданию монументальных произведений в Дагестане. " Дагестан, — пишут авторы " Очерков истории советского искусства Дагестана (1927-1941), — не имевший раннее станковой скульптуры как вида изобразительного искусства, в лице Х.-Б.Аскар-Сарыджи обрел родоначальника национального ваяния. Его работы отличались удивительной точностью в отборе типажей, национальной характерностью, конкретностью в обрисовке облика моделей. Вместе с тем, они несут на себе и печать выразительной монументальности" [11].

Представляя читателям скульптурный портрет Магомеда Ярагинского, газета " Зов предков" (N2, 1992) пишет: " Таким вот представлял себе ваятель проповедника мюридизма на Кавказе, духовного вождя тариката накшбанди в Дагестане и Чечне шейха Мухаммада-эфенди ал-Яраги.

И впервые образ проповедника был воплощен в жизнь художником Х.-Б. Аскар-Сарыджой. Скульптура была создана в годы " Свободного" волеизявления народов, когда повсюду свирепствовал беспощадный ленинский приговор: " Религия — опиум для народа". Этим все и сказано. По той же причине десятки лет образ " Муллы" находился под негласным арестом.

Мы смело можем констатировать тот факт, что Х.-Б. Аскар-Сарыджа стоял на голову выше многих именитых художников того периода. Он был личностью. Одаренный самой природой, ваятель творческий путь начал с создания таких исторических произведений, как " Ахульгинки". " Голова мюрида", портреты из композиции " Последний защитник Гуниба", " Мулла", " Мой отец", в которых были воплощены образы легендарных личностей из героического прошлого Дагестана. Но скульптор был бессилен противостоять разрушительной мощи тоталитарного режима. На месте таких героических образов, как " Ахульго", он скрипя сердце вынужден был " выдавать на гора" искусственные образы людей из " бывшей отсталой окраины царской России". Он вынужден был зарабатывать на хлеб насущный с помощью типичных трафаретных образов того периода таких, как шахтер, чабан, доярка… Выполнял он и заказы на оформление фасадов домов и административных зданий.

Что я этим хочу сказать. При жизни ему не дали возможности проявить свой талант, истинный дар природы ваятеля.

Кто во всем этом виноват? Виновных много… и ни одного… Такова наша история.


Рис. 9.8. Скульптор Х.-Б.Аскар-Сарыджа. Шейх Мухаммед ал-Яраги.

И наконец, скульптурный портрет, изображающий известного алима, учителя и сподвижника трех имамов Мухаммада-эфенди ал-Яраги, который по негласному указанию " сверху" на долгие годы был заточен в каземат советского музея. Слава Аллаху, что не уничтожили совсем… И вот теперь скульптура Мухаммада Яраги, которую ее создатель мечтал превратить в прекрасный бронзовый памятник устазу, получила долгожданную реабилитацию.

И будем надеяться, что в скором времени известная лишь узкому кругу специалистов работа Х.-Б. Аскар-Сарыджи займет свое достойное место среди экспонатов Музея искусства Дагестана.

Умер у стаз там же в Согратле, где он и похоронен…

Так или иначе первый художественный образ Мухаммада Яраги, созданный первым профессиональным скульптором Дагестана, большим патриотом своего края Х.-Б. Аскар-Сарыджой, должен найти себе достойное место на нашей земле. Ибо слишком долго ждал и надеялся художник этого дня… Уж слишком долго оставался шейх в забвении. Пора, наконец восторжествовать правде забытого имени великого проповедника и ученого, философа и поэта".

В связи с изложенным возникают и ряд других вопросов. Кто возьмет под свою опеку огромное его наследие, которое уже теряется и разрушается. Кто предоставит помещение, чтобы открыть музей Х.-Б. Аскара-Сарыджи, чтобы нынешняя молодежь и потомки могли ознакомиться с произведениями этого выдающегося мастера?

Когда у тебя отняли Родину, когда в ней хозяйничают другие, иноплеменники, так и получается: разламываются семьи, теряются таланты. Об этом говорят судьбы братьев и сестер Х.-Б. Аскар-Сарыджи. Асланбей многие годы был кинооператором Мосфильма. Бейбулат стал кинорежиссером, директором азербайджанской студии кинохроники. Саят стала артисткой. Другая сестра Сафият рано посвятила себя киноискусству. В 1926 г. Она сыграла роль второй жены Ивана Грозного-Марии Темрюковны в фильме " Крылья холопа" …

Не менее безвестна судьба другой лезгинки — Аллы Джалиловой. Недавно Дагестанская правда" писала о ней: " А. Джалилова родилась в 1908 г. В сел. Ахты Ахтынского района. Человек богатого дарования, она всю свою жизнь посвятила служению большому искусству".


Рис. 9.9. Сафият Аскарова в кинофильме " Крылья холопа". 1923 г.

В 1927 г. после окончания Московского хореографического училища она была принята в балетную группу Большого театра СССР. На сцене прославленного театра раскрылся яркий, самобытный талант артистки. Здесь она становится солисткой балета. Лучшими партиями, исполненными А.Джалиловой, стали Мерседес в " Дон Кихоте", Айя в " Баядерке, " Цага в " Половецких плясках" (" Князь Игорь"), танцовщица со змеей в " Золушке". Великолепно исполняла танцы: цыганский (" Русалка" и " Травиата"), испанский и восточный (" Лебединное озеро и " Щелкунчик") венгерский (" Раймонда"), индусский (" Лакме") идр…

Оставив в 1951 г. сцену Большого театра, А.Джалилова долгие годы преподавала народно-характерный танец в Московском хореографическом училище, театральном училище им. Б.В.Щукина. При ее непосредственном участии было подготовлено несколько групп артистической молодежи для Дагестана и республик Северного Кавказа…" Готфрид Гасанов — отец дагестанской музыки. 22 июня 1923 г. в Махачкале состоялся концерт, посвященный творчеству Ф.Шопена. Исполнителем был А.Гасанов, " выступление которого стало выдающимся явлением в музыкальной жизни дагестанской столицы" [11]. Газета " Красный Дагестан" откликнулась на концерт обстоятельной рецензией, в которой указывалось, что " молодой музыкант — один из первых представителей новой, советской национальной художественной интеллигенции" [27]. " Говоря о программе концерта, мы не можем не сказать несколько слов о самом концертанте, — пишет рецензент — Пианист Г.Гасанов представляет собой такую музыкальную величину, которая достойна всякого внимания и которым смело может гордиться Дагестан, как своим единственным музыкальным детищем. Прекрасная техника составляет далеко не всю ценность его таланта, проявляющегося, главным образом, в глубоком понимании и изумительной передаче исполняемого. Вдохновенная, серьезная и вдумчивая игра еще очень молодого пианиста производит сильное, незабываемое впечатление" [28].


Рис. 9.10. Готфрид Гасанов.

Огромен вклад Г. Гасанова в становление музыкальной культуры аварцев, кумыков, лакцев и другие народов Дагестана. Первая музыкально-художественная экспедиция по собиранию народной музыки, возглавляемая Г. Гасановым, отправилась из Буйнакска по маршруту Араканы — Кудутль — Гергебиль — Могох — Хунзах — Чох — Согратль и собрала интересный материал: 120 поэтических текстов и 100 народных мелодий, записанных на фонографические валики [29]. " Поездка с фонографом имела сама по себе характер сплошного триумфа, — писал Гасанов в отчете об экспедиции. Жители селений битком наполняли помещения, в которых производились записи, в свою очередь сопровождавшиеся нескончаемыми выражениями удовольствия и изумления. В Могохе мы получили совершенно искренние комплименты по адресу Советской власти, интересующейся творчеством крестьянства" [30].

" Результатом экспедиции явилось также исследование Г.Гасанова " Песни аварцев", законченное в 1927 г." [31]. Представляя собой по форме отчет о поездке, оно, в сущности, подвело итог знакомству с музыкой аварцев в 1921-1927 гг. и подводило научные основы исследования музыкальной культуры аварцев. " Содержание работы отмечается большой широтой, смелостью и насыщенностью обобщений. В первой части приведено обстоятельное описание наиболее распространенных аварских музыкальных инструментов: кумуза (тамура), чаганы, лалу, зурны, их устройства, настройки, техники исполнения, технологии их изготовления, народно-музыкальной терминологии и т.п. Второй раздел труда Г.Гасанова раскрывает музыкальную структуру аварской песни, общую классификацию аварского песенного фольклора" [11].

Публикация Г.Гасанова получила высокую оценку: зачитанная как доклад на заседании этнографической секции Государственного Института Музыкальной науки в Москве в августе 1927 г., она принесла автору признание научной общественности. Ему была присвоена степень члена-корреспондента ГИМНа. В " Песнях аварцев" Г.Гасанов заложил основы методики научного исследования народного творчества и значительно обогатил аварскую музыкальную фольклористику внесением в нее элементов лезгино-дагестанских мелодий. " Идеи этого исследования интересны и в наши дни" [11].

В том же году был напечатан сборник " Мотивы дагестанского танца: 12 лезгинок, исполняемых зурнами", составленным Г.Гасановым, М.Джамаловым. Это первое издание лезгино-дагестанских мелодий, а также первый и до настоящего времени единственный сборник народной танцевальной инструментальной музыки. " Мы считаем, что издаваемые двенадцать танцевальных мотивов являются неоспоримым музыкальным богатством, требующим фиксации во избежание исчезновения, тем более что некоторые из них уже не играются вовсе" — писали составители в предисловии к сборнику [32].

Им удалось отобрать художественно совершенные и разнохарактерные образцы национальных плясов, наигрышей под лезгинку. Указанный сборник определил важнейшие принципы и формы собирания, нотирования и публикаций Восточно-Кавказской народной музыки, ставшие направляющими для развития фольклористики; отбор наиболее привлекательных образцов, " обобщающие" приемы нотной записи, условная запись переменной метроритмической структуры, отсутствие сопровождающих, " аккомпанирующих" инструментов (в данном случае — ударных) и т.д." [11].

Как отмечено выше, под руководством Г. Гасанова в 1926 году был открыт музыкальный техникум.

" Важнейшее значение Г.Гасанов придавал разработке методики работы с учащимися-горцами по музыкально-теоритическим предметам, а также созданию специального дидактического материала и художественно-педагогического репертуара на фольк-лорной основе. Выдвинутая им идея " изучения музыкальной теории на основе изучения родных мотивов была новаторским явлением в музыкальной педагогике тех лет" [9]. Уже в 1927 г. музыкальным техникумом был издан сборник фортепианных пьес Е.Юдиной " Дагестанским детям". В предисловии к сборнику Г.Гасанов писал: Нетрудно также понять, почему мы избрали народные песни в качестве материала для педагогической работы: во-первых, нашим ученикам-горцам эти мотивы уже знакомы и вполне вяжутся с культурным миром той среды, которая создала этих детей; следовательно, ознакомление их с приемами гармонизации (с точки зрения развития вкуса) гораздо лучше построить на знакомом и близком материале, чем на мотиве придуманном, а порой и национально чуждом; во-вторых, выпуском настоящего сборника дагестанский мотив выдвигается из народных гущ к эстраде, хотя бы ученической, что, безусловно, имеет немалое культурное значение в направлении развития и обогащения местной музыки" [33].

К работе в техникуме Г.Гасанову удалось привлечь не только наиболее опытных местных педагогов, но и выпускников музыкальных вузов Москвы и Ленинграда. Классы фортепиано вели Д.Далгат, Е.Юдина, О.Тимушева, скрипки — И.Сафанов, В.Клин, сольного пения — М.Андреева — Петровская, В.Зайцева, духовых инструментов — А.Клейзмер. Наличие довольно большого числа специалистов — музыкантов высокой квалификации обеспечивало высокий уровень преподавания и позволило развернуть интересную концертную просветительную деятельность. В программах концертов Дагмузтехникума звучало много произведений музыкальной классики-сочинения И.С.Баха, Л.Бетховена, Ф.Шуберта, Н.Метнера, М.Равеля, фортепианные концерты Р.Шумана, П.Чайковского, С.Рахманинова. Здесь же исполнялись сочинения на дагестанские темы Г.Гасанова, Д.Далгат, Е. Юдиной и И.Сафанова.

Г. Гасанов подготовил таких выдающихся музыкантов, как С. Агабабов, М. Кажлаев, Ш. Чалаев и др.

Г.Гасановым написаны детский балет " Карачач", опера " Хочбар", песни для пьес " Айгази", " Любовь Асият" и др., прочно укрепившиеся в репертуаре Кумыкского театра. Его концерт для фортепиано с оркестром часто и в настоящее время исполняется оркестрами России и в других странах зарубежья. Творчество Г.Гасанова высоко оценило правительство СССР. Он дважды удостоен звания лауреата Государственной премии, имеет почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и ДАССР.

К сожалению, и Г. Гасанов предан сейчас забвению, его музыкальное наследство варварски используют представители других народов, даже не ссылаясь на его опубликованные произведения…

Не менее трагична сложилась судьба музыкального творчества другого выдающегося композитора — Зейнала Гаджиева, уроженца селения Куруш Ахтынского района. Он окончил Казахскую государственную консерваторию, после чего работал в знаменитом ансамбле Моисеева в Москве…

" Мне посчастливилось работать с Зейналом Гаджиевым, — говорит И.Матаев. — З.Гаджиев был композитором, яркий талант которого внес большой вклад в развитие музыкальной культуры Дагестана. Его прекрасные произведения " Мой Дагестан", " Самур-Дивичи-Канал", " Лезгинская колыбельная", сотни музыкальных произведений, написанных им для ансамбля " Лезгинка", снискали большую любовь дагестанских народов. Каждое его музыкальное произведение пронизано любовью к своему народу, выражает думы и чаяния простого человека" …

" Зейнал Микаилович, — говорит далее Иосиф Матаев, — в своих произведениях старался отразить самое сокровенное и поэтому каждое его произведение воспринималось как событие музыкальной культуры. Он был демократическим композитором, будь ли это песня или аратория, или музыкальная сценка — в его произведениях превалировал мелодизм. От малого до велика пели его песни. Можно сказать, что он основатель современной хореографической музыкальной культуры Дагестана" …

В 1957 году 3. Гаджиев переехал в Махачкалу, сперва работал в ансамбле " Песни и танцы Дагестана", а с созданием Хореографического ансамбля " Лезгинка" — в последней. В " Лезгинке" 3. Гаджиев работал до последних своих дней (умер в 1971 г.).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал