Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задание 45.






Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства

И государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Уральский институт управления

Факультет государственного и муниципального управления

Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра экономики и управления.

(название кафедры)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

«Региональная экономика и управление территориальным развитием. (Региональная экономика и управление) »

(название дисциплины)

Вариант №2.

 

Выполнил:

студент 2 курса, группы ГМУ-032

заочной формы обучения

 

Мелехин С.Б.

(Ф.И.О. студента)

Подпись_______________________

 

Проверил проф.Разорвин И.В.

______________________________

(Ф.И.О. преподавателя)

 

 

Оценка_______________________

 

Екатеринбург 2016

Оглавление.

Часть 1 – 3стр.

Часть 2 – 12стр.

Часть 3 – 19стр.

Список литературы – 31стр.


ЧАСТЬ №1

Задание 15.

Представьте, что Вы – депутат Государственной думы. Какие дополнения и изменения, позволяющие повысить эффективность взаимодействий Центра, регионов и муниципальных образований было бы целесообразно внести в Бюджетный кодекс РФ?

В сложившихся экономических условиях, при которых затруднено выполнение плановых заданий, осуществление возвратов (зачетов) налогоплательщикам излишне уплаченных сумм за счет остатка средств на счете бюджета регионов и муниципальных образований, не позволяет обеспечить исполнение первоочередных социальных расходных обязательств, связанных с выплатой заработной платы и поддержанием жизнедеятельности бюджетной сферы, публичных нормативных и иных социальных обязательств.

Кроме того, отсутствие сведений об изменении налоговой базы и неопределенность факторов перерасчета по налоговым платежам, ввиду нахождения крупных налогоплательщиков республики на налоговом учете в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, усугубляет ситуацию и не позволяет выработать стратегию по возврату доходов из бюджета в сложившихся условиях.

Учитывая изложенное, для обеспечения исполнения запланированных расходных обязательств и во избежание социальной напряженности предлагается на период неблагоприятных экономических условий рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации, с целью осуществления возвратов (зачетов) плательщикам в порядке, действовавшем до 1 января 2008 года.

В этой связи, предлагается приостановить действие абзаца 20 статьи 166.1 и абзаца 6 статьи 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также внести соответствующие изменения в абзац 4 пункта 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2008 года №92н.

Кроме того, согласно статье 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) устанавливаются единые нормативы отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

В этой связи, предлагается в целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в осуществлении работы по мобилизации финансовых поступлений в бюджеты всех уровней, расширения возможностей муниципалитетов по стимулированию увеличения налогооблагаемой базы, уменьшения встречных финансовых потоков, а также для более гибкого подхода при формировании бюджетов и передачи полномочий внести изменения в статью 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части возможности установления законами субъектов Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации.

При этом предоставление субъектам Российской Федерации права установления дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты по федеральным налогам, в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации, позволило бы существенно укрепить доходную базу местных бюджетов, обеспечить соответствие расходных полномочий муниципальных образований доходными источниками и создать надежную собственную налоговую базу местных бюджетов.

В целях устранения причин начисления пеней и штрафов, налагаемых на физических лиц в случаях несвоевременной уплаты транспортного налога, а также обеспечения своевременности и полноты поступления, повышения собираемости данного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации предлагается в главе 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации предусмотреть возложение на органы, осуществляющие регистрацию, перерегистрацию, снятие с учета, технический осмотр транспортных средств, обязанностей по требованию у владельцев транспортных средств – физических лиц квитанций (платежных поручений), свидетельствующих об уплате транспортного налога за истекший налоговый период при проведении указанных регистрационных действий и прохождении технического осмотра.

В части законодательства о перераспределении полномочий между федеральным центром и регионами с целью повышения оперативности принимаемых решений предлагается включить в действующее федеральное законодательство нормы, предусматривающие предоставление права органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах средств, утвержденных Законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год, принимать решения о софинансировании федеральных мероприятий и программ в пределах региональных инвестиционных и иных программ, при необходимости с последующим внесением соответствующих изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации.

Сегодня одним из условий предоставления федеральных субсидий на реализацию отдельных мероприятий является принятие решения о финансовом обеспечении аналогичных мероприятий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом либо согласно федеральным законам, либо по поступающим от руководителей федеральных органов исполнительной власти рекомендациям правовой формой решения является внесение изменений в законы о бюджетах субъектов.

Например, такие требования выполняются республикой по средствам Фонда содействия реформированию ЖКХ и средствам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

Однако установленный регламент и процедура принятия законопроекта, необходимость получения заключения Контрольно-счетной палаты региона снижает возможность оперативного реагирования на требования федеральных органов и своевременного получения средств.

Также, ситуация зачастую осложнена отсутствием доведенного до субъекта Российской Федерации точного объема субсидии из федерального бюджета либо определением этого объема уже после представления подтвержденной законом заявки на конкурсной основе.

Кроме того, правилами предоставления и методиками расчета объемов субвенций по реализации ряда переданных субъектам Российской Федерации федеральных полномочий не предусмотрены расходы на администрирование исполнения соответствующих полномочий. С учетом установленных критериев оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается рассмотреть вопрос о компенсации затрат на обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и учреждений, находящихся в их ведении, в связи с осуществлением переданных им полномочий Российской Федерации.

В целях государственной поддержки предприятий субъектов Российской Федерации в условиях нестабильности экономической ситуации и значительного снижения объемов банковского кредитования предлагается приостановить действие четвертого абзаца пункта 1 статьи 93.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации, предоставив право субъектам Российской Федерации предоставления юридическим лицам бюджетных кредитов.

Значительный рост тарифов на коммунальные услуги для бюджетных учреждений и жилищно-коммунальные услуги для населения связан с выполнением условий софинансирования адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда, установленных Федеральным законом от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающих ликвидацию перекрестного субсидирования по тарифам на тепловую энергию, холодную воду, водоотведение, очистку сточных вод.

Продление указанного срока до 2017 года позволит осуществить ликвидацию перекрестного субсидирования в коммунальном комплексе без значительного ежегодного роста тарифов для отдельных групп потребителей.

В связи с чем, предлагается рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в вышеуказанный Федеральный закон.

 

Задание 38.

Какие основные элементы должны входить в состав комплексного прогноза регионального развития? Какие задачи регионального развития призваны решать технологический и информационный прогнозы?

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

Прогнозирование социально-экономического развития региона – предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.[1] Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

Прогнозирование региональных процессов – важнейшая и неотъемлемая часть сложного процесса управления. От него в значительной мере зависят экономические, социальные и экологические последствия регионального развития, полнота использования трудовых, природных и материально-вещественных ресурсов.

Прогнозирование – одна из форм плановой деятельности, состоящая в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанная либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий период, либо на использовании нормативных расчетов.

В основе методологии регионального прогнозирования лежит познание и использование тех законов, которые действуют не только на уровне всей государственной социально-экономической системы, но и на уровне ее составляющих. Структура регионального прогноза включает как аспекты воспроизводства, так и различные уровни агрегирования производства и расселения в регионе. Взаимоувязка всего спектра прогнозов с учетом действия прямых и обратных связей обеспечивает в совокупности обобщенный региональный прогноз, на основе которого формируются концепция и стратегический план региона. Разработка региональных прогнозов базируется на двух универсальных подходах. Генетический подход обосновывает направления развития исходя из достигнутого уровня развития производительных сил региона, наметившихся региональных проблем. При нормативно-целевом подходе пути развития региона ставятся в зависимость от предварительно сформулированных целей.

В частных прогнозах оцениваются[2]:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал, труд, инвестиции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и
  • услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:

  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории России;
  • перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач. В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов.[3]

Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения.

Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Региональная система национальных счетов обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что в основном раскрывает сущность происходящих процессов в экономике рыночного типа. Она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа.[4] Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования. Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.

 

Задание 45.

Чем вызвано широкое употребление в русском языке двух родственных понятий «район» и «регион» и каково семантическое различие между ними? Почему трудно сформулировать универсальное определение региона, пригодное для всех ситуаций? В чем заключаются особенности политико-административной, философской, исторической, геополитической и экономической трактовок понятия «регион»?

Традиционное употребление в русском языке этих двух родственных терминов имеет запутанную историю.

Проникновение обоих терминов в русский язык относится ко второй половине XIX в. В географическую литературу термин «район» введен в 1879 г. А.С. Ермоловым, предложившим сетку сельскохозяйственных «раюнов» для России, а «регион» предположительно впервые получил «права гражданства» в Словаре иностранных слов И.Ф. Бурдона и А.Д. Михельсона еше в 1877 г. Этим самым аргументы сторонников «русского» термина «район» становятся и вовсе шаткими.

При этом предпринимавшиеся попытки вытеснения термина «регион» как иноязычного оказались столь же безуспешными, сколь и неоправданными. Во-первых, кажущийся русским термин «район» на самом деле имеет иностранное происхождение. Особенно употребим он во французском и испанском языках. Во-вторых, за многие десятилетия употребления каждый из терминов приобрел свою неустранимую специфику (хотя элементы общности до сих пор превалируют, что позволяет их зачастую использовать как синонимы). Более универсальным и соответственно менее строгим термином является «район», диапазон значений которого варьирует весьма широко: от выражения «европейский район» до таких словосочетаний, как «районная овощная база», «районная поликлиника», «районная библиотека» и т.д. Характерным атрибутом многих его значений является привязка к политико-административному делению России, где он выполняет «монопольные» функции.

Термин «регион» в русском языке используется для обозначения достаточно крупных физико-географических, экономико-географических, геополитических и других территориальных таксонов и немыслим в таких выражениях, как, например, региональная овощная база. Конечно, в ряде случаев регионы могут объединять даже несколько низовых административных районов, однако это скорее исключение из общего правила. В соответствии с укоренившейся в последние годы традицией, минимальным по территории административно-территориальным ареалом, именуемым регионом, является субъект Российской Федерации.

Разумеется, эти нюансы имеют скорее академический интерес, поскольку в переводе на большинство языков мира упомянутые понятия «сливаются» воедино, как бы демонстрируя тот факт, что это лишь наша – искусственная «русская боль».

Подходы к определению региона. Универсального определения региона, пригодного «на все случаи жизни», не существует, если не считать известного из литературы его теоретического толкования: «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории» (Э.Б.Алаев, 1983).

Приведем еще несколько определений региона, встречающихся в географической литературе (А.С. Макарычев, 1997).

1.Регион – это комплекс, состоящий из земли, воздуха, флоры, фауны и человеческого населения, которые могут рассматриваться в их особых отношениях друг с другом и которые составляют вместе определенную и характерную часть поверхности Земли.

2.Регионы – это те зоны, которые заключают в свои рамки существенную однородность доминирующих физических условий и соответственно преобладающих «укладов обитания».

3.Регион – географический термин для описания такого типа окружающей среды, в котором географические элементы соединены друг с другом определенными и постоянными отношениями.

4.Регион – группа близлежащих стран, представляющих собой отдельный экономико-географический или близкий по национальному составу и культуре, или однотипный по общественно-политическому строю район мира.

5.Регион – область, район; часть страны, отличающаяся от других областей совокупностью естественных и (или) исторически сложившихся, относительно устойчивых экономико-географических и иных особенностей, нередко сочетающихся с особенностями национального состава населения и т.д.

6.Регион – средство отбора и изучения пространственных сочетаний сложных комплексов явлений, встречаемых на земном шаре. Любой участок или часть земной поверхности можно считать регионом, если они однородны с точки зрения условий данного пространственного сочетания. Однородность региона определяется на основании показателей, отобранных с целью выделения из всей массы тех земных явлений, которые необходимы для характеристики или освещения данного их сочетания в пределах выделяемой географической единицы. В таком определении регион не является объектом ни независимо существующим, ни данным от природы.

Попытки сформулировать универсальное определение региона сводятся на нет его своеобразными интерпретациями в других отраслях знания. Так, административно-территориальная (политико-административная или юридическая) трактовка региона как субнациональной единицы может вовсе не соответствовать его вышеприведенному теоретическому толкованию, поскольку административная сетка нередко носит произвольный, а значит, субъективный характер. Юридическая природа такой трактовки объясняется тем, что права и обязанности административно-территориальных образований обычно прописаны в Конституции или определены специальными законами.

Философская трактовка региона ассоциируется с особым «миром», которому присущи свой менталитет, образ мышления, традиции, мировоззрение, мироощущение. Историческая интерпретация региона обычно указывает либо на утраченную со временем идентичность (Галиция, Трансильвания, Буковина, Банат и др.), либо на какие-то генетические признаки («привязку» в прошлом к определенным церковным приходам, епархиям, муниципалитетам и т.д.). Геополитическое понимание региона исходит из пространственной дифференциации различных политических сил и движений, центров «мощи» и «слабости». Здесь обычно регион представляет собой группу стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами.

Экономический регион – это территория, обладающая четко выраженной специализацией производства и определенной хозяйственной целостностью. Имеются попытки и синтетических определений: регион – это исторически эволюционирующее компактное территориальное сообщество, которое содержит в себе физическое содержание, социоэкономическую, политическую и культурную среду, а также пространственную структуру, отличную от иных регионов и территориальных единиц, таких, как город или нация.

Подобный разброс трактовок оставляет слишком мало надежд на поиск такого определения региона, которое устроило бы абсолютно всех. По мнению известного американского экономико-географа У.Айзарда, по мере углубления в чисто пространственное теоретизирование, регион как дефиниция исчезает вообще и появляется лишь в связи с конкретизацией задачи. Иначе говоря, иерархию регионов определяет только научная проблема.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал