Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политико – правовые взгляды Фомы Аквинского.
Фома Аквинский (1226 – 1274 гг.) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма. Доминиканец. Схоластика отличается от патристики тем, что опирается на философию Аристотеля, а не Платона. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего – в сверхъестественном откровении. По мнению Фомы Аквинского, пользовавшегося аристотелевскими понятиями формы и содержания, в Боге форма и содержание не соединяются, в отличие от тварного мира. Поскольку случайности нет, но всё происходит по причине, то первопричина всего – это и есть Бог в понимании Фомы Аквинского. Это его первое и самое главное доказательство. Фома Аквинский объявил естественное право выражением божественного разума. Согласно Фоме Аквинскому люди и по божественным законам и в силу естественного права от своего рождения неравны, а поэтому низшие должны повиноваться высшим. Право в понимании Фомы Аквинского – это сфера правды и справедливости, которую он представлял как воздаяние каждому своего. Право создано Богом для регулирования жизни людей и даруется человеку через пророков, или царей. Все законы мира Фома Аквинский разделил на четыре части в порядке от высшего к низшему: 1. Вечный закон, заключённый в Боге и существующий сам по себе, то есть сам божественный разум, управляющий вселенной, его универсальные нормы и общие принципы; 2. Естественный закон, то есть отражение вечного закона в человеческом разуме, включающий в себя законы общежития, предписывающий стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывающий искать истину, то есть Бога и уважать достоинство людей; 3. Человеческий закон, то есть позитивное право, а именно – действующее феодальное право, постоянно изменяющийся во времени, в отличие от неизменного и вечного естественного закона, которому никакой другой закон не может противоречить (предназначение человеческого закона – силой принуждать людей избегать зла и стремиться к добродетели, он может быть различным в разных государствах – все сходства между человеческими законами всех государств мира образуют право народов, все различия – право граждан); 4. Божественный закон, то есть Библия, который необходим, так как человеческий закон не способен полностью истребить зло, а из – за несовершенства человеческого разума люди сами без Библии не могут придти к единому представлению о правде). По мнению Фомы Аквинского государство возникает потому, что человек сам в одиночку удовлетворить свои потребности не может. Целью же государственности Фома Аквинский считал «общее благо». При этом всякое общество должно оставаться сословным. Народ согласно Фоме Аквинскому вправе свергнуть тирана, если он обложил его чрезмерными налогами, а если действует вопреки церкви, то свергнуть его сам Бог велел.
|