Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Военнослужащие как истцы и ответчики в суде
Военнослужащий – лицо исполняющее обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решать задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами, не имеющими гражданство иностранного государства в Вооруженных Силах Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту)[16]. К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту[17]. Согласно ст. 21 Федерального закона РФ “О статусе военнослужащих” Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления расходов военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по уплате государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Не правомерные решения и действия (бездействия) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Однако, как говорится, " повторение - мать учения". Обратимся к истории вопроса. С того времени как военнослужащие фактически и юридически получили право на обжалование (оспаривание) действий, бездействия и решений органов военного управления и воинских должностных лиц, возник вопрос о виде производства, в рамках которого военные суды должны рассматривать гражданские дела. Военные суды разрешали их как в порядке производства по делам, возникающим из административных правоотношений (гл. 22 и 24.1 ГПК РСФСР), а затем в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23, 24 и 25 ГПК РФ), так и в порядке искового производства. Во многом порядок определялся не существом правоотношений, а формой заявления военнослужащего в суд: подавалось исковое заявление - рассмотрение производилось в порядке искового производства, подавалась жалоба (заявление) - в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений[18]. Общеизвестно, что наиболее эффективным средством защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов военнослужащих является институт судебного контроля за деятельностью органов военного управления и воинских должностных лиц. Конституция Российской Федерации (ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Согласно конституционным нормам решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления, нарушающие права и свободы граждан и их объединений, могут быть обжалованы в суд. Впервые данный принципиально новый унифицированный юридический механизм, призванный обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов граждан, включая военнослужащих, путем судопроизводства по жалобам, был создан в нашей стране с принятием Закона Российской Федерации " Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г. N 4866-1. Данное право законодательно закреплено в ст. 21 Федерального закона " О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, где сказано, что военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как показывает судебная статистика, военнослужащие довольно активно пользуются рассматриваемым правом. Так, если в 1993 г. Военные суды рассмотрели около 3 тыс. заявлений об оспаривании неправомерных действий органов военного управления, командиров (начальников), то в 1994 г уже более 13 тыс. жалоб, а в 2001 г. свыше 211 тыс. В 2011 г. военные суды рассмотрели 75 256 гражданских дел об оспаривании военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, действий (бездействий) и решений должностных лиц органов военного управления, ущемляющих их права и законные интересы[19]. По официальным данным, 85 процентов жалоб военнослужащих военными судами удовлетворяется [20] Судопроизводство по делам об оспаривании действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц осуществляется военными судами в рамках гражданского судопроизводства. Порядок данного судопроизводства урегулирован Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (ГПК РФ), в структуре которого имеется специальный подраздел “Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений” Но, нормы данного подраздела утратила силу 15 сентября 2015 г. С 15 сентября 2015 г. вступила в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ, в связи с чем подобного рода дела рассматриваются военными судами по правилам административного судопроизводства. Многолетняя практика судопроизводства по административным делам в рамках гражданского процесса выявила ряд противоречий, обусловленных коренным различием правовой природы дел по исковым и административным делам. На необходимость создания в нашей стране административной юстиции и особого, отдельного от гражданского, административного судопроизводства отечественные ученые указывали давно. Так, известный ученый-правовед Н.М. Коркунов, характеризуя место и роль административного судопроизводства, еще в 1899 г. писал: “Необходимость существования особых административных судов обусловлена тем, что ни устройство, ни порядок производства уголовных и гражданских судов не соответствует особенному характеру административных исков”. Как справедливо отмечает И.Б. Цымбаренко, “судопроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, в том числе по заявлениям (жалобам) на действия, нарушающие права и свободы граждан, а тем более военнослужащих, существенным образом отличается от гражданского искового производства. Это предполагает необходимость введения специальной процедуры по делам такого рода, которая была бы отделена по отраслевому принципу от процедуры рассмотрения дел, связанных со спорами сугубо гражданского характера”[21]. Указанный автор пришел к обоснованному выводу о невозможности в полной мере " приспособить" гражданские процессуальные нормы путем их выборочного применения в соответствии с нормами ГПК РФ по заявлениям граждан, в том числе военнослужащих, которое по своей сути является административным судопроизводством, предусмотренным ст. 118 Конституции Российской Федерации в качестве одного из направлений осуществления судебной власти. Главное отличие искового производства от производства по делам, вытекающим из административных и иных публичных правоотношений, состоит в том, что в первом случае суд рассматривает спор о праве, возникший между равными, автономными, независимыми друг от друга субъектами; в административном же судопроизводстве суд по заявлению заинтересованного лица (военнослужащего) проверяет законность и обоснованность решений и действий органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом стороны такого спора находятся в отношениях власти-подчинения. На необходимость учета данного различия обращает внимание судов Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении " О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 29 мая 2014 г. N 8. В п. 5 этого акта указывается, что при подготовке гражданских дел к судебному разбирательству необходимо учитывать, что процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, возникающих из публичных и иных правоотношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон. Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. Поэтому правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Таким образом, нормы, предусмотренные подразд. II разд. II ГПК РФ, применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из публичных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих, в том числе связанные с восстановлением нарушенных прав, например, на выплату денежного и иных видов довольствия, должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии с ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме[22]. В тех же случаях, указывает Пленум Верховного Суда Российской Федерации, когда оспариваемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства. Как указывалось выше, с 15 сентября 2015 г. в Российской Федерации вступила в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (КоАС РФ), т.е. теперь в судах общей юрисдикции, включая военные суды, функционирует полноценное административное судопроизводство. Как представляется, в связи с этим многие проблемы, рассмотренные выше, будут разрешены. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КоАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органоввоенного управления (выделено нами. - В.К.), органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством (ч. 1 ст. 4 КоАС РФ)[23]. Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик: а) административный истец - это лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций; б) административный ответчик - это лицо, к которому предъявлено требование по спору, возникающему из административных или иных публичных правоотношений, либо в отношении которого административный истец, осуществляющий контрольные или иные публичные функции, обратился в суд. Наряду с указанными выше новыми для отечественного процессуального права понятиями " административный истец" и " административный ответчик", КоАС РФ содержит и ряд других новелл. Так, в соответствии со ст. 42 КоАС РФ предусмотрена возможность предъявления в суд коллективного административного иска, чего нет в гражданском процессе. Условиями обращения в суд с коллективным административным иском являются: 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия); 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований; 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков); 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав. Другим новшеством является предусмотренный ст. 85 КоАС РФ институт применения мер предварительной защиты по административному иску. Такие меры могут быть применены судом по заявлению административного истца или лица, обратившегося в суд в защиту прав других лиц, в случае, если: - до принятия судом решения по административному делу существует явная опасность нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или неопределенного круга лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано административное исковое заявление; - защита прав, свобод и законных интересов административного истца будет невозможна или затруднительна без принятия таких мер. В числе таких мер защиты КоАС РФ называет приостановление полностью или в части действия оспариваемого решения; запрет совершать определенные действия; иные меры. Другой важной особенностью административного судопроизводства являются повышенные требования, предъявляемые к представителям сторон, участвующим в процессе. Согласно ч. 1 ст. 55 КоАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Если обратиться к нормам ГПК РФ и АПК РФ, регулирующим представительство в гражданском и арбитражном процессах, то в них не содержится требования об обязательном наличии у представителя высшего юридического образования. Предъявление данного требования к представителю в административном процессе обусловлено, на наш взгляд, необходимостью обеспечить более квалифицированную юридическую помощь представляемой стороне, поскольку предметом судебного разбирательства по административным делам выступает деятельность государственных органов, органов военного управления, воинских должностных лиц. По мнению Корякина В.М. более подробного рассмотрения требует такая новелла КоАС РФ, как административный иск, который можно определить как спорное правовое требование одного лица к другому (административного истца к административному ответчику), вытекающее из материально-правового или служебного правоотношения, основанное на юридических фактах и предъявленное в суд для рассмотрения и разрешения строго в определенном процессуальном порядке, установленном КоАС РФ. Административный иск оформляется в виде официального письменного документа - административного искового заявления, которое согласно ст. 124 КоАС РФ может содержать требования: а) о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком; б) о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия); в) об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца; г) об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий; д) об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом. Сравнительно-правовой анализ норм ГПК РФ и КоАС РФ позволяет выделить следующие признаки административного иска по делам с участием военнослужащих и военных организаций, отличающие его от иска в гражданском процессе: 1) административный иск содержит специальный предмет обжалования: решения и действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц; 2) неравноправное положение участников административного процесса: одной стороной выступает орган военного управления или воинское должностное лицо, наделенные властными полномочиями по отношению к другой стороне - военнослужащему (гражданину, уволенному с военной службы); 3) административный иск рассматривается только судом общей юрисдикции, в том числе военным судом. В гражданском процессе отдельные категории исков подсудны также мировым судьям; 4) судопроизводство по административным искам осуществляется в порядке, предусмотренном КоАС РФ, а по искам, вытекающим из гражданских правоотношений, - в соответствии с нормами ГПК РФ и АПК РФ; 5) функцией суда при рассмотрении дел по административным искам является не разрешение спора о праве, как в исковом производстве по гражданским делам, а в осуществлении судебного контроля за законностью действий органов военного управления и воинских должностных лиц. Таким образом, можно без преувеличения сказать, что принятие и вступление в силу специального кодифицированного правового акта - Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - знаменует собой новый уровень судебной защиты прав и законных интересов граждан, включая военнослужащих, а также юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений. Административный иск станет действенным средством защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих. Во время гражданского судопроизводства военнослужащие руководствуются теми же нормами что и гражданские истцы и ответчики, но так же и нормами характерными их профессиональной деятельности. К этим нормам можно отнести: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне”. 2) Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих’. 3) Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”. 4) Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1999 года “Положение о порядке прохождения военной службы”. 5) Общевоинские уставы Вооруженных сил Российской Федерации. Устав внутренней службы, дисциплинарный устав, гарнизонной и караульной службы в соответствии с Федеральным законом РФ “Об обороне” утверждены Указом Президента РФ – Верховного Главнокомандующего ВС РФ 14 декабря 1993г. Строевой устав Вооруженных сил РФ введен в действие приказом министра обороны РФ от 15 декабря 1993г. № 600.
|