Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туризм.






Широкие связи с другими странами были характерны для Великобритании еще до Второй мировой войны, когда английские колонии и доминионы охватывали 1/4 земного шара. Высокий жизненный уровень основной массы населения, широкое распространение в мире английского языка, многообразие культурно-исторических памятников и природных достопримечательностей, отличные условия для получения образования, близость и легкая досягаемость основных европейских туристских центров — эти и некоторые другие причины способствуют высокой популярности страны на мировом туристском рынке.

В целом Великобритания как туристский район характеризуется следующими чертами:

— преобладанием познавательного и транзитного туризма;

— слабым развитием курортного туризма, что объясняется неблагоприятными для этой цели климатическими условиями;

— важным местом в потоках круизных туристов, совершающих морские путешествия вокруг Европы, по Атлантике и т.д.

Кроме того, Великобритания славится как один из мировых центров обучения, главное внимание уделяется английскому языку.

Внутренний туризм. По данным социологических исследований, три четверти экономически активного населения Великобритании проводит свой отпуск вне постоянного места жительства, причем большая часть - в пределах страны (около 25 млн.).

Если рассматривать виды отдыха, характерные для внутреннего туризма, необходимо подчеркнуть, что посещение объектов культурно-исторического наследия страны всегда было широко развито. Огромное значение имеет интерес британцев к своему прошлому, к своей национальной культуре, к традициям. Многие объекты культурно-исторического наследия, музеи и достопримечательности, в числе которых немало памятников эпохи промышленной революции, интересны широким слоям населения и имеют большое воспитательное значение. Однако интерес к наследию и традициям постепенно снижается, уступая место новым достопримечательностями развлечениям.

Несмотря на значительные изменения в сфере внутреннего туризма, наряду с познавательным туризмом сохраняется традиционный для британцев отдых на морских курортах своей страны. Создание таких курортов началось с середины XVIII ft* их расцвет пришелся на конец XIX — первую половину XX в. Традиционные английские курорты (обычно их называют «bucket-and-spade resort») возникали на морских побережьях на месте рыбацких поселков или даже на пустом месте сначала как места отдыха и лечения аристократии, затем в связи с развитием железных дорог — как места массового семейного отдыха. Для этих курортов была характерна традиционная планировка, стандартный набор услуг и развлечений, традиционные виды отдыха и лечения. В стране насчитывалось более 100 таких курортов, которые до начала 60-х гг. XX в. были основным местом проведения отпусков для большинства британцев.

Рост уровня благосостояния, изменения требований к качеству и содержанию отдыха, уровню обслуживания, широкое развитие транспорта, развитие других видов туризма и многие другие причины привели к переориентации британцев на проведение отпусков за границей, в первую очередь на курортах Средиземноморья.

Однако несмотря на это, британские морские курорты сохранились и действуют, хотя и подверглись существенным изменениям. Сегодня широкое распространение автомобильного транспорта привело к тому, что посещения курортов стало кратковременными (на один день или уик-энд). Учитывая то, что большинство морских курортов располагаются в 60—80 км от крупных городов, можно говорить о формировании новых потоков туристов на побережье. Многие семьи, продолжая следовать традициям, используют морские курорты для «второго отпуска», т.е. более короткого отдыха во время праздников или иных выходных.

Изменились и требования к средствам размещения. Большинство туристов теперь предпочитают «самообслуживание» (собственные «дома на колесах», проживание в мотелях или на специальных стоянках и др.) традиционному размещению в гостиницах и пансионах. Это связано с повышением мобильности туристов и способствует расширению набора видов и мест отдыха, а также его удешевлению. Таким образом, сейчас организуется более двух третей поездок британских туристов по стране. Это привело к упадку гостиничного бизнеса в приморских курортах и вызвало необходимость их коренной перестройки.

Необходимость коренной реорганизации всей сферы обслуживания курортов связана и со сменой требований, предъявляемых современными туристами к отдыху на побережье. Если раньше основной и часто единственной целью было лечение морской водой и воздухом, то сейчас для отдыха необходим широкий набор развлечений и услуг на любой вкус, создание которых требует значительных капиталовложений и усилий со стороны владельцев курортов и местных властей. Реконструируются и включаются в состав новых развлекательных центров архитектурные и исторические достопримечательности курортов, в частности курортные павильоны, пирсы. железнодорожные станции, строятся закрытые бассейны и аквапарки, которые дают возможность забыть о недостатках британского климата, появляются новые плошали для проведения конгрессов, конференций и выставок, создаются новые торговые Центры с использованием исторических сооружений и интерьеров, расширяются площади и необходимые элементы инфраструктуры для неорганизованного отдыха. Примерами такой реорганизации могут быть открытый в 1992 г. в Блэкпуле центр отдыха и развлечений, включающий пляж и реконструированную башню конца XIX в., центры развлечений в Саутпорте и Ярмуте, выставочные и конгресс-центры в Борнмуте, Брайтоне и т.д.

Ставшие лишними отели и пансионы перепрофилируют в дома для пожилых и больных людей, в офисные помещения, а в некоторых случаях, в частности в Брайтоне, их с успехом используют для размещения прибывающих сюда по программам образовательного туризма. Именно образовательный туризм, наряду с деловым, внес значительный вклад в сохранение приморских курортов. Он предлагает новые возможности для их развития.

Таким образом, британские морские курорты не сдали свои позиции. Они смогли вовремя отреагировать на изменения потребностей туристов, продемонстрировали свою гибкость и устойчивость, а также подтвердили приверженность британцев своим традициям в отдыхе. Ценой значительных капиталовложений, в результате коренной реконструкции и благодаря активному обсуждению этой проблемы в средствах массовой информации крупные морские курорты Великобритании удержались на рынке внутреннего туризма и продолжают оставаться одним из вариантов традиционного отдыха жителей страны. Их вклад в индустрию туризма весьма значителен. Так, в 2002 г. было осуществлено 27 млн поездок на приморские курорты, которые обеспечили 115 млн ночевок и 4, 9 млрд ф. ст. поступлений. В то же время мелкие курорты не смогли удержаться на рынке, и число посещающих их туристов резко сократилось.

Приморские курорты развиваются, в основном, по побережью Англии и Уэльса, но и в Шотландии на них приходится до 17% поездок. Крупнейшим морским курортом Великобритании является Блэкпул, который ежегодно принимает более 10 млн туристов. Более 5 млн человек ежегодно посещают Брайтон, Борнмут, Скегнесе, Скарборо, Саутпорт и Грейт Ярмут, по 2, 5 млн посетителей приезжают в Ллэндудно, Торкуэй и на о. Уайт.

Другим традиционным видом отдыха для британцев является активный отдых с пешими прогулками, горными походами, рыбалкой, водными видами отдыха и т.п. Значительное место во время отпуска и в выходные дни у жителей Великобритании занимает спорт. Особенно развит парусный: в стране свыше 30 тыс. яхтсменов и 2 млн. членов ассоциации парусного спорта. Распространены также верховая езда, рыбная ловля и охота. И в этой сфере происходят некоторые изменения, связанные со сменой потребностей и интересов туристов. Туристская индустрия становится все более диверсифицированной и предлагает широкий спектр туристских продуктов, в том числе природоориентированные поездки. Особую роль здесь играют национальные и тематические парки. Среди них наибольшей известностью пользуется национальный парк Пик Дистрикт, созданный в 1951 г. в южной части Ленинских гор, который ежегодно принимает более 22 млн туристов. Это один из наиболее посещаемых парков мира. Пользуются популярностью национальный парк Лейк Дистрикт, парк Сноудония в Уэльсе, уникальные парки морского побережья и вересковых пустошей, традиционных для Англии. Страной активного отдыха продолжает оставаться Шотландия, где до половины путешествий составляют пешие прогулки, а недавно были организован национальный парк Лох-Ломонд. Общей для этого вида отдыха проблемой является превышение допустимых нагрузок на природу в результате масового посещения парков и других природных объектов, особенно в пик летного зона. Экосистемы болот, песчаных дюн, известняковых гор и береговых скал являются очень хрупкими и не рассчитаны на массовый наплыв туристов. Необходим более равномерное распределение туристов по территории. В таких условиях определенное значение имеет развитие сельского туризма, а также создание специальных мест для размещения туристов.

Свыше 10% территории Англии занимают национальные парки и так называемые ландшафтные территории, они есть во всех частях страны. Самые крупные по размерам национальные парки расположены в Шотландии (Нортумберленд, Нордворкмурс, Ворюдир Далее), Уэльсе (Эксмур, Дартмур) и Северной Англии (Дервент). Ежегодно их посещают свыше 15 млн. человек, особенно в выходные и праздничные дни.

До половины путешествий внутренних туристов в Великобритании так иначе связаны с сельской местностью и ее достопримечательностями. Сельский туризм предоставляет более широкие возможности самостоятельной организации отдыха, что необходимо современным туристам. Он способствует сохранению традиционных видов деятельности населения, поддержанию экономики территории и охране природы, более чем другие виды туризма, соответствуя принципам устойчивого развития территорий. Традиции сельской местности являются одной из ярких составляющих образа Великобритании, и в связи с этим возможно его развитие и для целей въездного туризма. В разных частях страны насчитывается до 60 тыс. коттеджей, предоставляемых в аренду любителям сельского туризма. Увеличивается и число «вторых домов», покупаемых горожанами в сельской местности. Основным недостатком этого вида туризма является его ярко выраженная сезонность.

Более 70 лет назад было положено начало созданию «holiday camp» — специально организованных мест с полным набором услуг, необходимых для отдыха туристов. С 1987 г. в Великобритании создаются развивающие эту идею центры отдыха «holiday village» — по сути курорты, новые туристские анклавы со всей необходимой для отдыха инфраструктурой, которые предлагают разнообразные возможности для отдыха и развлечений, объединенные некоторой идеей. Это может быть Шервудский лес, тропический остров или участок первозданной природы. Наиболее популярными стали «Лесные оазисы» («Oasis Forest Village») в Кумбрии и Кенте, открытые в середине и конце 1990-х гг. Они были созданы в не освоенных туристами районах с хорошо сохранившимися природными комплексами. Предоставляя широкие возможности для самостоятельного отдыха, соединяя в одном месте все возможные варианты отдыха и развлечений (в том числе и для детей), подчеркивая особое внимание к экологической составляющей проекта и принципам устойчивого развития используемой территории, такие центры могут стать серьезной альтернативой традиционным британским и зарубежным курортам.

Однако предпринимаемые усилия по развитию тех или иных видов отдыха не давали в начале 2000-х гг. существенных результатов. В обществе возникло осознание того, что для их достижения необходимы изменения в имидже страны, которые способствовали бы повышению ее привлекательности как для своих, так и для иностранных туристов. Необходим поиск нового, привлекательного образа страны взамен консервативного и, очевидно, устаревшего образа «традиционной Британии» как страны королевских замков, джентльменов, бобби, пудингов, файф-о-клоков и т.п. Правительство лейбористов во главе с молодым и активным премьер-министром Г. Блэром как нельзя лучше подошло для этой роли.

Выездной туризм. Британские туристы выезжают в южные альпийские районы Германии и Швейцарии в зимнее время на горнолыжные курорты. В последние годы увеличивается выезд британцев в США, Канаду, Австралию, а из европейских стран - в Португалию и Грецию, где летний отдых обходится дешевле, чем в Испании, Франции и Италии.

Благоприятствуют такой географии британского выездного туризма, являются близость стран Западной Европы и удобная связь с ними.

Из других стран Западной Европы больше всего британские туристы посещают Германию, Нидерланды, Бельгию и Данию. Кроме познавательного, в этих странах большое значение имеет деловой, конгрессный и спортивный туризм.

В южные альпийские районы Германии и Швейцарии британские туристы выезжают в зимнее время на горнолыжные курорты. В последние годы увеличивается выезд британцев в США, Канаду, Австралию, а из европейских стран — в Португалию и Грецию, где летний отдых обходится дешевле, чем в Испании, Франции и Италии. Факторами, благоприятными для такой географии британского выездного туризма, являются близость стран Западной Европы и удобная связь с ними.

Британские туристы любят посещать и далекие экзотические страны Карибского бассейна, а также Таиланд, Зимбабве, Кению, Австралию.

До Второй мировой войны и в первые десятилетия после нее выездной туризм в Великобритании был по количеству туристов больше въездного. Начиная с середины 60-х годов, положение изменилось. Темпы роста въездного туризма были значительно выше, чем у выездного.

Въездной туризм. Начиная с 1970-х гг. и до настоящего момента количество британских туристов, выезжающих за рубеж, превышает число туристов, приезжающих в Великобританию. Сильная национальная валюта, которая делает Великобританию дорогой страной для иностранных туристов, также способствует тому, что выездной туризм здесь доминирует над въездным. В начале 60-х годов в Великобританию ежегодно приезжали около двух миллионов иностранных туристов. В 90-х годах их стало в десять раз больше — порядка 20 млн человек в год.

Общее число зарубежных туристов, посетивших Великобританию в 2007 голу, возросло на 4% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года (с 31, 6 млн. до 32, 9 млн. посетителей). При этом из стран ЕС приехало 21, 7 млн. туристов, из стран Северной Америки - 4, 5 млн. В тоже время 70, 1 млн. британцев посетили другие страны, из которых 51 млн. человек отправились в страны ЕС, а 4, 6 млн. граждан посетили страны Северной Америки.

В 2004 г. Великобритания заняла 4-е место в мире по количеству международных туристских прибытий. В этом году было зарегистрировано 27, 8 млн посещений. Доля страны в общем количестве прибытий в мире составляет 4.2% при коэффициенте туристского отбытия 1020%о и коэффициенте туристского прибытия 521%о. Около половины иностранных посетителей приезжают из стран Европейского союза, из них 40% составляют отпускники и 26% — бизнес-туристы. Другим важным генерирующим рынком является Северная Америка. Американские туристы, прибывающие с целью проведения отпуска, составляют 43%, с деловым визитом и с целью посещения родственников и друзей — по 21%.

Бизнес-туристы являются основной частью иностранных посетителей крупных городов Великобритании, прежде всего столицы страны. На долю Лондона приходится 49% всех прибытий в страну и 63% туристских поступлений.

Одним из важных факторов, негативно влияющих на привлекательность страны, является сильная национальная валюта, которая делает страну дорогой для иностранных посетителей.

Доходы от международного туризма Великобритании в 2004 г. превысили 28.2 млрд долл. Это 5-я позиция в мире.

Примечательно, что средняя продолжительность пребывания британцев в зарубежных странах 11-12 дней, а иностранных туристов в Великобритании - 15-16 дней. Учитывая, что стоимость проживания в британских гостиницах выше, чем в гостиницах такого же класса в других странах, цены на продукты и тарифы на услуги выше, расходы иностранных туристов превышают расходы британских туристов за рубежом. Следовательно, туристский баланс Великобритании положительный: туризм дает 4-5% ВВП и 8, 6% экспорта, и является важнейшим каналом получения иностранной валюты [15, с. 67].

Развитие туризма рассматривается как важное средство решения проблемы занятости в сельских районах, особенно в северной и островной Шотландии. В 2004 г. международный туризм обеспечил работой 14, 5% экономически активного населения страны.

Британский туризм обладает ярко выраженным своеобразием. Британская индустрия туризма медленно реагирует на запросы иностранных гостей, вследствие чего, по прогнозам ЮНВТО, в 2020 г. Великобритания займет 7-е место в мире но приему туристов (52, 8 млн прибытий). Главной силой притяжения останется богатейшее культурно-историческое наследие страны, накопленное ею за многие столетия.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал