Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ремесло
Уже в 10 веке известны 42 ремесленные специальности у славян. Основными были гончары, кузнецы, ювелиры, оружейники, кожевенники. Ремесленники объединялись по специальностям, уходили в людные места, где постепенно возникали города.
4. Славян называли «людьми, живущими по берегам рек». Действительно, они устраивали свои поселения на крутом, обрывистом берегу реки. Реки были для них не только источником пищи, но и водными дорогами, что в условиях лесистой местности было крайне важно. Кроме того, постоянно воюя, славяне вынуждены были строить свои поселения в наиболее безопасных местах. Реки являлись естественной преградой для противников. Неукреплённые посёлки состояли из 3-5 домов. Укреплённые поселки назывались городища, где находился один большой дом, в котором жил весь род. Жилища Жилые постройки славян были 2ух видов: северные и южные. Северные жилища были наземными со срубными стенами, деревянным полом, двускатной кровлей, большой печью. Нежилое помещение – подполье (подклеть, подизбица) располагалось под домом. Это была кладовая и хлев. Сам дом строили окнами, фронтоном к улице. Окна украшали резьбой. Дом топился по-чёрному, дым выходил в отверстие под крышей – волоковое окно. В северных жилищах окна и двери были маленькие. Южный тип жилищ называют полуземлянкой. Пол таких домов был углублён в землю, крыша опиралась прямо на землю. Стены плели из ивовых веток, камыша и обмазывали глиной, затем засыпали землёй. Пол был земляной, печи глиняные в виде очага. Дом выходил на улицу длинной глухой стеной. Часто такие жилища были круглыми. Топились по-чёрному, дым выходил через дверь. Но к 12 веку этот тип жилища был почти вытеснен. Во всех жилищах было несколько выходов. Пища Русская кухня складывалась непросто. Каждый вид пищи занимал в жизни наших предков особое место, связанное с обрядовым значением того или иного продукта. Например, блины – это праобраз солнца. На похороны варят кисель – жидкую пищу мёртвых. Пироги пекли на праздники. Пирог – это доказательство изобилия и богатства в доме. Именно пирогом, раскрошенным, посыпали головы новобрачных. Все славянские племена ели одно и то же: мясо, птицу, рыбу, овощи. Овощами называли и фрукты. Ели молочные продукты, каши. Из пряностей использовали укроп, анис, уксус. Главным продуктом был хлеб. Делали хмельные меды, пиво, квас. На севере употребляли много орехов, ягод. Одежда Славяне делали одежду из льняного и конопляного полотна - грубый холст, отбеленное полотно. Употребляли шерсть, из неё ткали толстое сукно для верхней одежды, делали войлок для шапок и обуви (на севере – валенки, на юге – лапти). Преобладающим цветом в одежде был белый и красный. Окрашивали ткани при помощи растений: дубовой коры, листьев ольхи, свёклы. Большую роль играла кожаная одежда. Мастеров называли кожемяки, которые были недюженной силы. Самая распространённая одежда – рубаха из полотна. Штаны носили только мужчины, мальчикам не разрешалось надевать штаны до 15 лет. (До первого посвящения). Штаны были до колен. Обязательной частью одежды считался пояс. Считалось, что он придаёт силу человеку и защищает его, без него нельзя было даже спать. Женщины носили головные уборы, полностью закрывавшие волосы (убрусы, кички). Одежда украшалась лентами, бусами, подвесками, застёжка фибула. Пуговиц не было. Брак Наиболее древне формой брака у славян было многожёнство. Это было вызвано постоянной военной опасностью, что могло привести к исчезновению рода. В родовой общине трудно было найти себе жену, поэтому возник обычай умыкания невест. Существует 2 противоположных мнения древних авторов о положении женщин у славян: одни свидетельствуют, что женщины-славянки были на положении рабынь, другие – что они пользовались личной свободой, имели право даже носить оружие. Возможно, коренные женщины-славянки были свободны и равноправны, но мужчины покупали себе женщин-рабынь, женились на них, и они не были свободными. Славянские жёны отличались верностью и зачастую добровольно восходили на погребальный костёр. Рабыни должны были это делать обязательно. У славян была распространена кровная месть, но в 11 веке в Русской правде вводится денежная плата за убийства. Священным обычаем у славян было гостеприимство. Кроме того, историки подчёркивают неразвращённость и простоту нравов славян.
5. Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы можно было выполнить только большим коллективом. В задачу этого коллектива входило следить за правильным распределением и использованием земли. Первая община была родовая, но к моменту образования государства на смену родовой постепенно пришла соседская. Община называлась мир (на севере) или вервь от слова «верёвка», которой мерили землю. Каждая соседская община владела определённой территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на 2 части: общественные и личные. Личная собственность: дом, скот, инвентарь, урожай, собранный с земли, приусадебный участок. В общем пользовании находились пахотные земли, луга, леса, водоёмы, промысловые угодья. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Поскольку земля была разного качества, то ежегодно производился передел земель с тем, чтобы каждая семья имела возможность поддержать свой достаток за счёт хороших земель. Возник порядок распределения черезполосица. Такая форма общины была очень мало подвержена разложению и имущественному расслоению. Т.е. социальное неравенство в общине проявлялось очень слабо. Постепенно складывались феодальные отношения. Военные вожди и участвовавшие в походах воины имели возможность обогатиться за счёт грабежа, а старейшины – за счёт подношений соплеменников. Таким образом, создавались первоначальные богатства, которые позволили князьям и старейшинам выделиться из общей массы рядовых общинников. Вожди, превратившие походы в своё ремесло, на полученные средства начинают содержать постоянную дружину, которую используют не только для походов, но и для захвата земли и подчинения себе общин. Таким образом, князья получают право на владение землей, общины становятся зависимыми. Иногда общины сами добровольно уходили под власть феодалов, которые брали на себя обязанность защищать их. Так начинает складываться феодализм. Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее вынуждены были платить подати государству, которое становилось для них верховным феодалом. Именно из них постепенно на Руси сложилось сословие черносошных крестьян. Государство же оказывало поддержку таким общинам, так, например, поляне при помощи князей сбросили иго хазар и перестали им платить дань. На севере родоплеменные отношения существовали дольше, т.к. там земля особой цены не имела. Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный характер. Общины обеспечивали себя всем необходимым и не работали на рынок. Но постепенно появляются излишки, поэтому начинают складываться торговые центры, их роль стали играть города.
- центров ремесла и торговли; - центров культуры; - политических центров;
|