Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-экономическое развитие России в первой половине XVI века
1. Сельское хозяйство и крестьянство 2. Развитие феодального землевладения. Бояре и служилые люди 3. Город и городское население 4. Казачество 5. Итоги 1. Россия представляла собой аграрную страну, и из 6 млн жителей в городах к середине XVI века проживало не более 5%. Главное занятие – земледелие. Всё шире использовалась трехпольная система, но из-за сурового климата, низкого плодородия почв урожайность оставалась крайне низкой. Из-за этого земледелие сохраняло экстенсивный характер, то есть шло освоение новых территорий, причем как на север, Приуралье, за Оку уходили крестьяне, так и осваивали новые пашни во внутренних районах страны. Серьёзное усовершенствование пережила соха, став сохой-косулей, которая по своим пахотным возможностям приблизилась к плугу. Суровым природным условиям русские крестьяне противопоставили смекалку, вековой опыт, патриархальные семьи, общину. Первая половина XVI века – это «золотой век» русского земледелия: увеличилась пашня, наделы крестьян составляли от 10 до 15 десятин, выросла численность крестьянской семьи (в среднем до 10 человек). Однако ощущалась нехватка сенокосов и домашнего скота. Крестьяне занимались промыслами и особенно домашними ремеслами. Налоги и сборы были ещё не очень обременительными: крестьяне отдавали до 30% совокупного продукта, а это не сдерживало хозяйственную инициативу. Это означало, что государство и служилое сословие не настолько ещё окрепли, чтобы лишать производителей материальной заинтересованности в результатах труда. А это, в свою очередь, создавало условия для роста производства. Крестьянское хозяйство по своей сути оставалось потребительским. Накопление осуждалось как общинной, так и христианской моралью, и это препятствовало расширению производства. Расширению производства мешали и климатические условия: короткий цикл сельскохозяйственных работ. Крестьяне подразделялись на черносошных, которые несли обязанности только перед государством, и на владельческих, которые несли обязанности и перед государством, и перед владельцем земли, на которой они жили. Владельцами земли могли быть князья, бояре, дворяне, монастыри. Увеличилось число тех крестьян, которые жили на землях дворян-помещиков. В начале XVI века черносошных крестьян было много, даже в центральных уездах, но в связи с ростом помещичьего землевладения, всё большее число черносошных превращалось во владельческих. («Соха» употребляется в двух смыслах: как орудие труда; как площадь обрабатываемой земли, подлежащей налогообложению). До середины XVI века феодалы не стремятся иметь обширную пашню («барская запашка»), поэтому по началу был распространен оброк, а не барщина. Помещик не отбирал у крестьян общинные земли и даже выступал в качестве их покровителя. До середины XVI века российское крестьянство имеет уровень жизни выше своих европейских собратьев. 2. Структура землевладения меняется с конца XV века: боярская вотчина, с одной стороны, мельчала от постоянных семейных разделов, а с другой стороны, боярский фонд земель сокращался в результате перехода части боярских вотчин монастырям, но это угрожало интересам государства, потому что это подрывало военные силы. В условиях бедности России, нехватки денежных средств великий князь искал выход и нашёл в развитии поместного землевладения, когда служилым давали землю с крестьянами с условием их службы. Они должны были обеспечить за счёт поместья себя, своих военных слуг конями и необходимым вооружением. По некоторым данным, на содержание одного конного воина затрачивался труд пяти крестьянских хозяйств. Активная внешняя политика страны и необходимость укрепления государственности требовали увеличить численность армии, а значит, нужно больше земельных раздач. Возможность раздавать поместья из обширного земельного фонда великий князь московский получил в результате объединения страны. Чтобы не «разбазаривались» земли служилых, великий князь запретил им отдавать поместья «на помин души» монастырям. Так складывалась поместная система землевладения. Таким образом, складыванию единого централизованного государства способствовало формирование второй формы феодального землевладения – поместного. (В истории России существовали одновременно две формы феодального землевладения с конца XV века, то есть со времен Ивана III, до начала XVIII века, до петровского Указа «О единонаследии» (1714 год)). Термин «дворяне» по отношению к служилым людям – помещикам – получил распространение позже. Различия между боярским и поместным землевладением нельзя абсолютизировать, потому что они не были значительными. Причем и вотчинники, и помещики были обязаны явиться на зов московского правителя «и конно, и людно, и оружно». Нельзя какую-то из этих форм землевладения считать реакционной или прогрессивной: нельзя считать русских бояр сторонниками сохранения раздробленности, потому что их вотчины, как правило, были разбросаны по разным уездам страны, а значит, они желали объединения страны, как и другие категории населения. Бояре были более независимыми, чем помещики по отношению к княжеской власти. Но эта независимость очень быстро была растоптана деспотизмом московских правителей. Верховным собственником всех земель считался Великий князь, поэтому он мог конфисковать боярские вотчины. С конца XV века социальный статус боярства меняется: из вассалов в подданных. Если ещё в середине XV века «отъезд» от князя не сопровождался потерей вотчин, то теперь он стал расцениваться как государственная измена и, соответственно, было суровым наказание. Многочисленные служилые люди объединяются в местные территориальные корпорации. Для них возникает название «дети боярские». Таким образом, этим понятием объединяется служилая «мелкота». «Верхи» служилых людей наряду с боярством включаются в «Государев двор». Представители «Государева двора» имели право на получение звания командных военных и государственных должностей, тягловых земель и т.п. Между различными группами боярства и служилыми людьми наметились противоречия, что мешало консолидации верхов российского общества. В то же время их объединяло сознание, что только они, несущие ратную службу, имеют право на земли с крестьянами, а также их объединяло презрение к физическому труду. 3. В начале XVI века на огромной российской территории располагалось около 130 поселений городского типа, но только 2 из них можно отнести к крупным городам: Москва (130 тысяч) и Новгород (32 тысячи). Другими крупными центрами были Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород. Общая численность горожан не превышала 300 тысяч человек. Большинство городских поселений сохраняли свой сельский облик. Города – центры ремесла и торговли. Ремесло превратилось в мелкотоварное производство, потому что ремесленники стали работать не на заказ, а на рынок. Потребности сельских жителей в целом обеспечивали не только городские, но и сельские ремесленники. На городской рынок не всем было легко добраться. С этим, в определенной мере, и связано развитие крестьянских ремесел. На пути формирования рыночных отношений стояли натуральный характер крестьянского хозяйства и общая экономическая отсталость страны. В конце XV века в Москве возникла первая мануфактура (мануфактура отличается от ремесленной мастерской разделением труда), которая принадлежала государству и изготавливала пушки и другое огнестрельное оружие («Пушечный двор»). Потребности русской армии эта мануфактура покрыть не могла, к тому же, у России не было разведанных месторождений цветных и благородных металлов, серы, а железо добывали только из бедных болотистых руд. Всё это делало крайне необходимым и развитие собственного производства, и расширение экономических связей со странами западной Европы. А объемы внешней торговли напрямую были связаны с успехами морской торговли. Городское население было пёстрым по своему составу и дефиринцировалось по роду занятий. Ремесленники, мелкие торговцы и огородники объединялись территориально в сотни и полусотни – ремесленных цехов Россия не знала до Петра I. Купцы объединялись в корпорации гостей и суконников. Они обладали большими привилегиями, и по некоторым пунктам их статус сближался с положением бояр. Именно из них избирали руководителей городского самоуправление, которое ведало сбором налогов и организацией отбывания различных повинностей. Однако общее управление городами находилось в руках великокняжеской власти и осуществлялось через его наместников. Формально городская земля считалась собственностью государства, но во многих городах были слободы, населенные ремесленниками, и эти слободы составляли собственность бояр, князей или церкви. Эти слободы назывались «белыми», потому что были «обелены» (освобождены) от уплаты налогов. Белые слободы исчезнут по Соборному уложению 1649 года. В целом в русских городах так и не сложился «городовой строй», аналогичный западно-европейскому, и городское население всё более попадало в зависимость от государства. 4. В XVI веке на южных и юго-восточных границах России продолжалось складывание казачества (казак – от тюркского слова «вольный человек, удалец»). Казачество – это особая социальная группа из местного разноэтнического и беглого крестьянского и посадского населения. Основу хозяйственной жизни казачества составляли промыслы, а земледелием казаки начинают заниматься только в конце XVII века. Видимо, беглецы боялись пашней привлечь сюда сборщиков налогов и помещиков. Казаки предпочитали жить за счёт военной добычи и жалования от государства, которое было заинтересовано в казачестве, как в защитнике границ. Все важнейшие вопросы казаки обсуждали на сходе (на казачьем круге). Они выбирали атаманов и старшин. Сложилась традиция, согласно которой казачья вольница существовала независимо от государства и не возвращали беглых. («С Дону выдачи нет»). Однако часть казачества поступила на службу государству, получали жалование и позже назывались реестровыми (реестр – специальный список, в который вносились состоящие на службе казаки). Казаки, с одной стороны, были нужны российскому государству, а с другой стороны, казацкая вольница не раз сотрясала основы русского государства. По мере того, как укреплялась государственная власть, она стремилась взять казачество под свой контроль и превратить его в свою надежную опору. 5. Русская деревня первой половины XVI века переживала подъем, который был достигнут за счёт колонизации, роста численности населения, занятия домашними ремеслами, относительной внутриполитической стабильности и обеспечения внешней безопасности. В то время государство и феодалы ещё не настолько окрепли, чтобы усилить эксплуатацию сельских тружеников. Получает дальнейшее развитие феодальное землевладение: кроме вотчинного возникает поместное, не имеющее принципиального различия. Боярство и «верхи» служилого сословия объединились в «Государев двор», а их материальное и служебное положение всё более определяется близостью к великокняжеской власти. Служилая «мелкота», распыленная по территории российского государства, получила название «боярские дети». Русский город в целом отстает в своем развитии и не может в полной мере обеспечить потребности государства и общества в промышленной продукции. Вокруг городов складываются местные рынки, но общенационального ещё нет (общероссийский рынок начинает складываться в XVII веке). Города находятся в полной зависимости от великокняжеской власти, в них отсутствуют сословные организации, которые отстаивали бы свои права и свободы. Таким образом, развитие России первой половины XVI века характеризовалось разнообразием социально-экономических укладов и в целом поступательным развитием вперед. Политическую основу этого развития обеспечило объединение страны. Однако государство играло огромную роль, решающим образом воздействовало на все сферы жизни общества и будущее страны попадало в сильную зависимость от политики великокняжеской власти. Это особенно очевидным стало при Иване IV.
|