Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика определения формы и видов осанки.






Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. Зависит она от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса.Различают осанку правильную, сутуловатую, кифотическую, лордотическую и выпрямленную. Для определения осанки проводят визуальные наблюдения над положением лопаток, уровнем плеч, положением головы. Наблюдения дополняются инструментальным исследованием глубины шейнего и поясничного изгибов и длины позвоночника по методу Ковальковой. При правильной осанке показатели глубины шейного и поясничного изгибов близки по значению и колеблются в пределах 3-4см в младшем школьном возрасте и 4-5, 5 см в среднем и старшем; корпус удерживается прямо, голова поднята, плечи распрямлены и находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги прямые. При сутуловатой осанке увеличивается глубина шейного изгиба, но сглаживается поясничный; голова наклонена вперед, плечи опущены. При лордотической осанке увеличивается поясничный изгиб, сглаживается шейный; живот выпячен, верхняя часть туловища несколько откинута назад. Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины как шейного, так и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена кпереди, живот выпячен. Выпрямленная осанка характеризуется сглаживанием обоих изгибов; спина выпрямлена, живот подобран. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 29-30стр)

2. Методика проведения физиометрии. Физиометрия - определение функциональных показателей. При изучении физического развития измеряют ЖЕЛ(спирометрия), мышечную силу рук, становую силу(динамометрия). ЖЕЛ является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц. Измеряется она с помощью водяного или воздушного спирометра. Исследование проводят 2-3 раза и фиксируется наибольший результат. Точность измерения 50-100мл. Мундштук после каждого обследуемого следует дезинфицировать кипячением. Мышечная сила рук характеризует степень развития мускулатуры; измеряется ручным динамометром. Обследуемый стоит прямо, несколько отводит руку вперед и в сторону и, обхватив динамометр кистью, максимально сжимает его. Никаких дополнительных движений в плечевом и локтевом суставах при этом допускать не следует. Производят 2-3 измерения, записывают наибольший показатель. Отсчет ведут по шкале в килограммах. Становая сила измеряется становым динамометром. Обследуемый стоит двумя ногами на платформе, наклоняется, берется за рукоятку динамометра и с усилием выпрямляется. В исходном положении рукоятка динамометра должна быть на уровне колен. Становой динамометр регулируют по росту обследуемого с помощью металлической цепи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24-25стр)

3. Методика проведения соматоскопии. Соматоскопия - при исследовании физического развития наряду с данными, полученными инструментальным путем, учитывают и описательные признаки – данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения и др.) оценивается по трехбалльной системе. Слабое развитие признака обозначается цифрой - 1, среднее – 2, выраженное или большое – цифрой 3. Состояние опорно-двигательного аппарата. Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. При определении формы ног обследуемый ставит пятки вместе и стоит выпрямившись. Форма грудной клетки определяется при рассматривании в профиль и анфас. Различают грудную клетку цилиндрическую, плоскую, коническую. Может быть смешанной формы; встречаются патологические формы грудной клетки (куриная грудь, грудь сапожника, другие деформации и асимметрии). Стопа – орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Развитие мускулатуры характеризуется количеством мышечной ткани и ее упругостью. Степень жироотложения колеблется в значительных пределах и свидетельствует об упитанности обследуемого. Определяется по выраженности рельефа костей и по толщине подкожного жирового слоя. Толщина жировой складки определяется не только на ощупь, ее можно измерить с помощью скользящего циркуля, который состоит из металлической линейки длиной 26см с миллиметровыми делениями по обеим сторонам. Необходимо учитывать неравномерность распределения жировой клетчатки в связи с возрастными и половыми особенностями. Степень полового развития является неотъемлемой частью характеристики физического развития и определяется по совокупности развития вторичных половых признаков: волосистости на лобке и в подмышечной области; кроме того, у девочек – по развитию молочной железы и времени появления менструаций, а у юношей – по развитию волосяного покрова на лице, кадыка и мутации голоса. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр)

4.Методика проведения массы тела ребенка до 1 года. Взвешивание. Масса тела выражает суммарно развитие костно-мышечного аппарата, подкожного жирового слоя и внутренних органов. Взвешивание производят на рычажных медицинских весах типа Фербенкс. Перед взвешиванием весы проверяют и регулируют поворотом специальных винтовых гирь. При взвешивании обследуемый становится на середину площадки весов и стоит спокойно. Перемещением гирь устанавливают равновесие. Точность взвешивания 50г. Взвешивание детей раннего возраста производят на специальных весах в положении лежа или сидя. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 24стр)

5.Методика проведения соматометрии. Соматометрия – включает определение длинников тела, диаметров, окружностей и взвешивание. Длина тела (рост стоя) характеризует состояние пластических процессов в организме. Измеряется с помощью станкового деревянного ростомера или металлического антропометра. Рост сидя в сопоставлении с другими продольными размерами дает представление о пропорциях тела. Длина туловища определяется как разность между высотой стояния над полом верхнегрудинной и лобковой точек. Длина верхней конечности определяется высотой стояния плечевой точки - наиболее латеральной выступающей точки акромиального отростка, и высотой стояния пальцевой точки, соответствующий мякоти ногтевой фаланги III пальца. Длина плеча равна расстоянию между плечевой и лучевой точками. Длина предплечья определяется расстоянием между лучевой и радиальной точками. Длина кисти – расстояние от шиловидной точки до пальцевой. Длина нижней конечности определяется высотой стояния вертельной точки, наиболее выступающей точки в верхней части большого вертела бедра; отыскание этой точки у упитанных детей затруднено. Длина бедра определяется высотой стояния вертельной и верхнеберцовой внутренней точек. Длина голени соответствует расстоянию между верхнеберцовой внутренней и нижнеберцовой внутренней точками. Длина стопы определяется по расстоянию между пяточной точкой – наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и конечной точкой- на конце ногтевой фаланги I и II пальца. Для измерения диаметров применяют толстотные циркули (большие и малые). Диаметры головы – переднезадний и поперечный – измеряют малым толстотным циркулем. Измерение окружностей головы, груди, плеча, бедра, голени производят стальной рулеткой или полотняной прорезиненной сантиметровой лентой. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \12-13стр)

6. Методика проведения плантографии. Плантография – это метод снятия отпечатков подошвы стопы (следа) для оценки состояния ее свода. Стопа - орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. Для определения формы стопы осматривают ее опорную поверхность и обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Кроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. При нормальной стопе перешеек узкий, вертикальные оси расположены по одной линии, строго перпендикулярно к поверхности опоры. При уплощенной стопе перешеек широкий, линия его наружного края несколько выпуклее, вертикальные оси также перпендикулярны поверхности опоры. При плоской стопе перешеек занимает почти всю ее ширину, часто ось пятки с осью ахиллова сухожилия образует угол, открытый кнаружи. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \32-33 стр)

7.Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Состояние опорно-двигательного аппарата. Костяк. О развитии костяка судят по общему впечатлению массивности, по ширине плеч. Различают три типа костяка: тонкий, или узкий(1), характеризуется узкими плечами и грудной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; массивный, или широкий(3), широкими плечами, большими размерами кистей и ступней; средний (2) занимает промежуточное место. Позвоночник выполняет основную опорную функцию. Для определения формы позвоночника проводят осмотр его как в сагиттальной, так и во фронтальной плоскостях, определяют форму линии, образованной остистыми отростками позвонков, обращают внимание на симметричность лопаток и уровень плеч, состояние треугольников талии, образуемых линий талии и опущенной рукой. В норме позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости, анфас представляет собой прямую линию. При патологических состояниях позвоночника возможны искривления как в переднезаднем направлении (кифоз, лордоз), так и боковые (сколиоз). При искривлении в переднезаднем направлении усиливается физиологическая кривизна. Боковые искривления могут захватывать весь позвоночник (полные) и часть его (частичные). В зависимости от направления дуги изгиба различают право – и левосторонние сколиозы. При сколиозах отмечается асимметрия лопаток, уровней плеч и треугольников талии, наличие мышечных компенсаторных валиков. Для определения боковых искривлений позвоночника может быть использован сколиозометр Билли – Кирхгофера, состоящий из плотного кожаного обруча и прикрепленной к нему сантиметровой ленты с грузом на конце. В зависимости от степени искривления различают сколиоз, кифоз и лордоз I, II и III степени.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983 \ 26-27стр)

8. Методика оценки физического развития по шкалам регрессии. В настоящее время наиболее распространен метод оценки физического развития по оценочным таблицам - шкалам регрессии. Этот метод дает возможность производить оценку физического развития по совокупности основных показателей (рост, масса тела, окружность груди). Однако изолированное использование его не отвечает современным требованиям, так как не дает полной характеристики физического развития ребенка. Метод позволяет определить лишь его морфологический статус, но не устанавливает уровень биологического развития. Вместе с тем известно, что темпы индивидуального развития не одинаковы и в любой возрастной группе существуют индивидуумы, значительно опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей относительно невелико, однако этот факт необходимо учитывать. В связи с указанным предложена комплексная схема оценки физического развития, учитывающая как уровень биологического развития так и морфофункциональное состояние организма.

(Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983\ 45-46 стр)

9. Метод сигмальных отклонений. При индивидуальной оценке физического развития детей и подростков до недавнего времени был широко распространен метод определения сигмальных отклонений основных показателей физического развития от взвешенных средних арифметических данной возрастно – половой группы с последующим графическим изображением профиля физического развития. Сущность этого метода заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки и др.) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов. Данные обследуемого, как правило, в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+\ -) делят на среднее квадратическое отклонение (ơ), получая так называемое сигмальное отклонение. Таким путем устанавливают, на какую долю сигмы или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела, окружности груди. По величине сигмальных отклонений судят о степени физического развития. Различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие. Существенным недостатком данного метода является то, что каждый признак физического развития оценивается изолированно, вне их взаимосвяи. (Руководство к лабораорым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва 1983\ 45 стр) 10. Метод процентильных шкал. В последнее время для индивидуальной оценки физического развития предложена использование центильных (процентильных) шкал. Получает расспространение разработка материалов антропометрических исследований методом центильного анализа. Это обосновывается тем, что распределение некоторых показателей физического развития характеризуется правосторонней асимметрией и их анализ целесообразно проводить с использованием непараметрических методов. Одним из таких методов является метод центильного анализа. Сущность этого метода заключается в том, что все варианты изучаемого признака распологают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей. Пятидесятый процентиль называется медианой. Обычно для характеристики выборки используются не все процентили, а только Р3, Р10, Р25, Р75, Р90, Р97. Рядом исследователей показана возможность использования центильного метода для оценки функциональных показателей, числа постоянных зубов, толщины жировой складки. (Гигиена детей и подростков. Под редакцией В.Н.Кардашенко 96-97 стр)

11. Оценка физического развития по шкале Z-скоров. Оценка физического развития по шкале Z-скоров заключается в расчете числа стандартных отклонений, или сигм, на которое исследуемый показатель массы и длины тела отличается от медианы стандартной популяции.Эту величину и принято называть Z-скором.Он вычесляется по следующему уравнению: Величиной Z-скора характкризуют: 1)массу тела для возраста; 2)длину тела для возраста; 3)массу для длины тела; Из уравнения следует, что если данные антропометрии конкретного ребенка меньше медианы стандарта, то Z-скор будет иметь отрицательное значение.Напротив, если масса тела или длина тела ребенка выше медианы стандартной популяции, то Z-скор будет иметь положительное значение.Таким образом, антропометрические данные каждого ребенка мгут характеризоваться своим значением Z- скора. Для группы или популяции детей может быть рассчитано и статистически оценено значение группового Z-скора. Z-скор в стандартной популяции равен нулю.Чем больше Z-скор в исследуемой группе отличается от нуля, тем больше отличие исследуемой группы детей от эталонной популяции.Для обработки антропометрических данных и расчета индексов разработали специальную компьютерную программу ANTHRO(1990) Для оценки антропометрических показателей определены отправные точки Z-скоров. Недостаточная масса или длина тела ребенка устанавливается при значении соответствующего Z-скора меньше -2.Избыточная масса тела и высокий рост характеризуются значением Z-скора более+2. Показатель Z-скора длины тела для ребенка определенного возраста характеризует линейный рост и, по сути, оценивает долгосрочную задержку роста, т.е. Z-скор менее -2 свидетельствует о хронической недостаточности питания, приведшей к задержке роста. Z-скор массы тела при определенной его длине отражает пропорции тела или гармоничность развития, и он очень чувствителен к острому недоеданию у девочек до 10лет и у мальчикоа до 11, 5 года. (Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям: учебное пособие. Кучма В.Р., Ямщикова Н.Л., Барсукова Н.К. и др. / Под ред. В.Р. Кучмы. 2010, 12-14 стр)

12. Комплексная оценка физического развития. Комплексная оценка физического развития учитывает как уровень биологического развития, так и морфофункциональное состояние организма.По данной методике оценку физического развития осуществляют в два этапа. Первый этап устанавливает уровень биологического развития по показателям длины тела стоя, погодовой прибавке длины тела, количеству постаянных зубов, степени развития вторичных половых признаков и сроку наступления менустраций у девочек. Второй этап определяет морфофункциональное состояние организма.С этой целью используются упомянутые ранее шкалы регрессии и возрастные стандарты функциональных показателей. Морфофункциональное состояние оценивают не по абсолютному значению основных показателей, а п соотношению между ними. Учитыватся соответствие массы тела и окружност груди длине тела. Морфофункциональное состояние определятся как гармоничное, дисгормоничное и резко дисгорманичное. Горманичным следует считать состояние при котором масса тела и окружность груди соответствует длине тела или отличаются от должных в пределах одной частной сигмы (õ R). Исключение составляет те случаи, когда масса тела превышает должную более чем не 1 õ R за счет развития мускулатуры. Дисгорманичным следует считать состояние, при котором масса тела и окружность груди менее должных 1, 1- 2, 0õ R, а резко дисгорманичным считают состояние при котором масса тела и окружность груди отстают от должных на 2, 1 õ R и более. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 46-48 стр)

13. Сравнительная оценка физического развития коллективов. Оценку физического развития коллектива производят путем возрастных изменений взвешенных средних арифметических, их средних квадратических отклонений, годичных приростов показателей в различные возрастные периоды, выявления половых различий в динамике показателей физического развития.Однако такая характеристика физического развития коллектива подчас недостаточна.Впрактике работы санитарного врача неизбежно возникает необходимость оценить сдвиги в физическом развитии детского или подросткового коллектива, происшедшие за тот или иной отрезок времени, или сравнить физическое развитие двух разных коллективов.Сравнительную оценку уровня физического развития различных коллективов или одного и того же коллектива ы динамике проводят путем определения различий взвешенных средних арифметических основных признаков.В том и другом случае сравнению подлежат показатели физического развития однородных возростно-половых групп. Достоверность различий средних величин определяется путем расчета критерия t по формуле: T=M1-M2 / m12+m22; Где М1 и М2 -средние арифметические взвешенные; m1и m2 –ошибки средних арифметических.Полученный критерии t оценивается следующим образом если t> 3 то различия средних величин достоверны, если t< 3- различия их недостоверны. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 50стр)

14. Оценка умственной работоспособности. Уровень работаспособности учащихся можно исследовать разнообразными физиологическими методами, которое определяют функциональное состояние различных органов и систем организма в процессе его деятельности. Методики, используемые для оценки работоспособности школьников, не должны нарушать педагогического процесса, отнимать много времени и утомлять детей. Кроме того, они должны адекватно отражать изменения функционального состояния организма детей, возникающие под влиянием доминирующего фактора или совокупности раздражителей. Например: дозирования работы, хронолефлексометрия, определение устойчивости ясного видения, определение электрической возбудимости глаза, динамометрия, эргография, актография, тремометрия. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 60 стр)

15. Дозированные работы. Дозирование работы во времени позволяют получать количественные и качественные показатели так называемой общей умственной работоспособности.Для этого используют специально составленные комплексы арифметических примеров или диктанты и корректурные таблицы. Арифметические задания должны состоять из определленного количества примеров на все четыре действия.Примерное задание (для учащихся 3-го класса) 69+63= 93-37= 23*7= 136/8= Перед началом урока учащимся раздают листы бумаги с написанными параметрами. Подается команда «начинайте» и учащиеся приступают к выполнению задания. В течение 5 минут они решают устно примеры и записывают окончательный ответ. По истечении заданного времени подается команда «кончайте». Учащиеся кончают решать и отдают листы исследователю. То же проделывается в конце урока. Затем учитывает количечтво правильно решенных примеров как до начала урока, так и в конце. Число правильно решенных примеров до начала учебных занятий принимается за 100%.Уменьшение процентного соотношения правильно решенных примеров от начала занятий к их концу расценивается как снижение работа способности, увеличение- как повышение ее. Работа, дозированная во времени, исследуется при помощи буквенных корректурных таблиц А.Г.Иванова-Смоленского и В.Я.Анфимова. Для обработки буквенных таблиц подсчитывают объем выполненой работы, т.е количество просмотренных знаков за все 4 мин- это количественный показатель работоспособности.Для этого подсчитывают полное количество просмотренных строк, умножают на 40 и прибавлают количество букв неполной строки. Разделив весь объем работы на количество букв, просмотреных в первые 2 мин до введения дифферинцированного раздражителя, получаем показатель К.Расчет показателя К записывают на поля таблицы справа. После того как количественный показатель и показатель К подсчитаны и проставлены на каждой работе, приступают к установлению качественных показателей работспособности. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 60 - 68 стр)

16. Хронолефлексометрия. Хронолефлексометрия- методика, широко применяемая для оценки функционального состояния нервной системы. Она позволяет определить скрытое время двигательной реакции обследуемого на зрительный или слуховой раздражатель. Для этого используют многоканальный хронорефлексометр, состоящий из трех частей: измерительной части, блока раздражителей и специального «запоминающего» устройства, которое дает возможность проводить измерения одновременно у нескольких человек. Датчиками прибора служат кнопочные устройства, которые нажимают обследуемые.В момент предъявления того или иного раздражителя они снимают руки с кнопк.Прибор регистрирует время от момента предъявления раздражителя до начала двигательной реакции обследуемых. Перед началом работы датчики-кнопки подключают к прибору. Прибор включают в сеть переменного тока.Тумблер верхней части прибора справа ставят положение «Вкл» и прибор прогревается 3-5мин. Далее устанавливают диапазон измерений: от0 до 0, 25 с или от 0 до 0, 5с.Определяют вид раздражителя и специальный тумблер ставят в положение «Свет» или «Звук».После этой подготовительной части основной переключатель «Сброс-работа» ставят в положение «Работа».Прибор готов к работе.Обследуемые, получив предварительно инструкцию, плотно нажимают свои кнопки.Обследующий кнопкой «Пуск» подает соответствующий раздражатель.После этого снимают показания поочередно на каждом канале.После этого производят сброс показаний, поставив ручку«Сброс-работа» в положении «Сброс».При возврате ручки в положение «Работа» прибор вновь готов для повторного цикла измерения. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 68 -70стр)

17. Определение устойчивости ясного видения. Определение устойчивости ясного видения основано на способности глаза периодически различать под очень маленьким углом зрения то ясно, то неясно очертания деталей или букв, между которыми имеется небольшое расстояние.Для проведения этого исследования обследуемый садится за парту или стол на растоянии 2, 5 м от белого экрана(лист бумаги) на котором изображено черное кольцо с разрывом с одной стороны(кольцо Ландольта) Кольцо имеет следующие размеры: наружный диаметр 3, 5мм, разрыв и толщина 0, 7 мм.Экран должен быть равномерно и достаточно освещен.Условия освещенности должны оставаться постоянными.Голову обследуемого фиксируют при помощи специальной подставки.По указанию обследуемый начинает внимательно смотреть в кольцо.Кольцо бывает видно то ясно и отчетливо, то расплывается и очертания его теряют ясность.При исчезнавении разрыва в кольце обследуемый говорит: «Не вижу» или нажимаетрычаг регистрирующего прибора; при появлении разрыва в кольце говорит: «Вижу»или отпускает рычаг; длительность ясного и неясного видения регистрируется с помощью секундомера или кимографа.Наблюдения проводят в течении 2мин. Показателеем устойчивости ясного видения служит процентное отношение всеговремени ясного видения к общему времени наблюдения.Отклонения в пределах +-10% считают снижением или увеличением показателя. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 69-70 стр)

18.Определение электрической возбудимости глаза. Определение электрической возбудимости глаза основано на том, что при пропускании через глаз переменного тока небольшой силы (до 100мкА) или при замыкании и размыкании цепи постоянного тока в глазу появляется ощущение свечения- так называемый фосфен. Ток наименьшей силы, вызывающий фосфен, называется пороговым. Величина обратная этой пороговой силе тока, и составляет электрическую возбудимость глаза. Электрическую возбудимость глаза определяют с помощью прибора. Прибор состоит микроамперметра, потенциометра и двух серебряных электродов(Е1 И Е2) Вся эта установка питается постоянным током от батареи с электрическим напряжением 8 В. Электрическую возбудимость глаза измеряют при темновой адаптации. Для этого перед началом опыта глаза обследуемого покрывает темной плотной повязкой, электроды (Е1 И Е2)обертывают ватой, смоченной в изотоническом растворе хлориде натрия. После адаптации меньший электрод подводят под повязку и прикладывают к веку закрытого правого глаза, другой электрод дают обследуемому в левую руку. В начале опыта ориентировочно определяют фосфен. Для этого вращаю рукоятку потенциометра, замыкая и размыкая цепь ударами ключа, посылая одиночные раздражения различной силы. Записывают показание гальванометра, когда возникает фосфен. Затем троекратно определяют пороговую силу тока. Из трех замеров вычисляют среднюю арифметическую. Электрическая возбудимость глаза- величина, обратная пороговой силе тока. Ее определяют по формуле: Е=I*1000/I; где Е - электрическая\ возбудимость глаза, I- пороговая сила тока, мкА. Числитель в формуле умножают на 1000, чтобы не было дробных чисел. Электрическая возбудимость глаза выражется в условных единицах. Повышение электрической возбудимости глаза свидетельствует о повышении возбудимости центральной нервной системы. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 70-71 стр)

19. Динамометрия. Динамометрия-определение силы и выносливости мышц рук по показателям статистической работы.Позволяет судить о функциональном состоянии нервно-мышечного аппарата.Для этого используют портативный ртутный динамометр конструкции В.В.Розенблата или гидродинамометр.Схема устройства прибора: резиновая груша, заполненная водой, сообщается с верхним резервуаром прибора, который сверху закрыт винтом, а снизу через резиновую мембрану соприкасается с поршнем.С другой стороны поршня имеется заполненный ртутью или водой резервуар, который сообщается с манометрической трубкой.При сдавливании груши вода давит на поршень, давление передается дальше на ртуть, которая, поднимаясь по трубке, указывает велечину усилия.При проведении исследования обследуемый дважды с максимальной силой сжимает грушу динамометра.Наибольшее показание принимается за исходное.Выносливость мышц определяют по времени, в течение которогообследуемый удерживает столбик ртути на уровне, составляющем ½ максимальной силы сжатия кисти, и держит до полной невозможности продолжать усилие такой интенсивности.Полученный показатель достаточно полно отражает статистическую выносливость двигательного анализатора.Укорочение времени, в течение которого обследуемый способен удерживать показания манометра, расценивается как указание на снижение мышечной выносливости. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 72 стр)

20.Эргография. Эргография - определение силы и выносливости мышц рук по показателям динамической работы.Осуществляется с помощью пальцевого эргографа.Этот прибор дает возможность одновременно измеоять мышечную силу и выносливость, а также определять степень утомления.Исследование производят таким образом.Обследуемый садится на табурет возле стола, на краю которого укреплен эргограф, охватывает I, II, III и V пальцами стержень эргографа, II палец вкладывает в петлю на конце троса и по команде в такт метронома начинает сгибать этот палец до откза и разгибать его.При сгибани 2 пальца поднимается груз и одновременно смещается подвижная часть прибора, которая производят запись на движущейся ленте.Величина груза должна составлять1/8-1/10 средней для данного возраста силы сжатия кисти руки.Производящийй исследование фиксирует время раьоты, подсчитывает общее число сокращений и измеряет амплитуду эргограмм.Время выполнения работы рассматривается как показатель выносливости, максимальная высота подъема-как показатель максимальной силы. Обработка эргограмм производится по способу М.В.Лейника.Этот способ, кроме выносливости и максимальной силы позволяет определить степень утомления по формуле: (а-б)/а*100; Где а-высота первого подъема, б- высота последнего подъема на 60-й секунде.Эта методика позволяет получить характерные изменения работаспособности учащихся. (Руководство к лабораторым занятиям по гигиене детей и подростков, В.Н.Кардашенко Москва1983, 72-73 стр)

21. Актография. Актография- объективная регистрация «двигательного беспокойства». Позволяет определить раннее утомление, выражающееся в охранительном возбуждении. Для проведения исследования на сиденье и спинке стула и на внутренней поверхности крышки стола монтируют пневмодатчики, соединенные резиновыми трубками с капсулами Моррея.

Изменения давления в системе, возникающие при каждом движении учащегося или при использовании им дополнительной опоры (крышка стола), регистрируются на равномерно движущейся ленте. Записи обычно ведутся в течение всего учебного дня. На актограмме регистрируются колебания разной амплитуды. Колебания малой амплитуды соответствуют движениям, связанным с учебным процессом, а колебания большой амплитуды связаны с изменением положения тела, Таким образом, по частоте колебаний и величине амплитуды можно судить о динамике «двигательного беспокойства» от начала к концу занятий.

«Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»

В.Н. Кардашенко, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В. Прохорова, Е.П. Стромская, З.Ф. Степанова (73б)

22. Треморометрия. Треморометрия - определение координации и точности движений. Позволяет установить изменение функционального состояния нервно-мышечного аппарата мелких кисти рук. Исследования проводят на фонотремометре ФТ-2В конструкции Ю.Н.Верхало, состоящем из металлического планшета с фигурным отверстиями, счетчика импульсов и металлического щупа в виде тонкой спицы.

При проведении исследования обследуемый удерживает металлическую спину электрощупа в отверстии панели прибора (диаметр отверстия 5мм) в течение 30 с, стараясь не касаться стенок отверстия. Рука обследуемого находится на весу в вытянутом горизонтальном положении. Каждое касание регистрируется электросчетчиком. Определяют общее количество касаний за 30с. Существенное нарастание тремора указывает на неблагоприятные функциональные изменения в центральной нервной системе.

«Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков»

В.Н. Кардашенко, Л.П. Кондакова-Варламова, М.В. Прохорова, Е.П. Стромская, З.Ф. Степанова(74б)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал