![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Порядок работы. 1. Поставить задачу на проведение исследования (придумать самостоятельно, имея в виду ограничения наличия материала
1. Поставить задачу на проведение исследования (придумать самостоятельно, имея в виду ограничения наличия материала, т. е. объектов и признаков в базе данных программы «Монада»). 2. Составить описание требований к выборке и данным, т. е. сформулировать предмет исследования (что исследовать) и требования к составу испытуемых (кого исследовать). 3. Отобрать выборку из психодиагностической системы «Монада» по заданным признакам (не менее 100 человек). Для этого: 3.1. запустить психодиагностическую систему «Монада»; 3.2. в режиме «данные об обследуемом»/«отбор по биосоциальным признакам» вписать требуемые формальные признаки к испытуемым например: а) все испытуемые должны иметь высшее техническое образование - в окне «образование» надо выбрать «высшее техническое»; б) все испытуемые должны быть мужчинами - в окне «пол» надо выбрать «муж», и т. д.; 3.3. в режиме «данные об обследуемом»/«отбор по психологическим признакам» в окне «методика-фактор-код-условие» задать нужные психологические признаки (см.п. 2) и отобрать нужных испытуемых из выборки, сформированной по биосоциальным признакам (операция «отбор»). 4. Экспортировать шкальные оценки этих испытуемых по нужным методикам тестирования в текстовые файлы в режиме «данные об обследуемом» / «вывод данных и списка обследуемых» с помощью операции «оценки», предварительно выбрав методику тестирования и фактор в окнах «методика» и «фактор» соответственно. Данные будут сохранены в подкаталоге ТХТ с расширениями *.lst (список обследуемых и их шкальные оценки) и *.num (только шкальные оценки). Выйти из психодиагоностической системы «Монада». 5. Импортировать данные в статистическую программу. Для этого: 5.1. запустить Windows, затем запустить программу Statistica; 5.2. в программе Statistica выбрать режим Data Management; 5.3. в верхнем меню Fail/Import выбрать файл для импорта (с расширением *.num), указать кодировку ASCII, параметры таблицы (т. е. количество переменных и испытуемых), полученную таблицу сохранить с расширением *.sta; 5.4. повторить п. 5.3 для всех импортируемых файлов; 5.5. соединить все импортированные файлы в одну таблицу и сохранить ее. 6. Обработать. Для этого: 6.1. перейти в режим Basic Statistics and Tables; 6.2. рассчитать первичные статистики (Descriptive Statistics), сделать выводы о характере распределения; 6.3. рассчитать корреляционный анализ (Correlation matrices); 6.4. перейти в режим кластерного анализа (Cluster Analysis), построить два дерева кластеризации: по шкальным оценкам и по испытуемым. 7. Проинтерпретировать полученные результаты, учитывая смысловые нагрузки, стоящие за переменными, так как только зная и понимая природу признаков можно объяснить характер выявленных статистических закономерностей, а простая констатация наличия связи не есть ее интерпретация. Пример Обнаружена корреляция между переменными А и В или А, В и С. Зная, что стоит за этими переменными, можно проинтерпретировать полученные результаты. Ниже даны 5 примеров: 1. А зависит от В - психомоторное развитие зависит от возраста, но не наоборот. 2. В зависит от А - речь зависит от возраста. 3. А зависит от В, а В зависит от А - психомоторное развитие зависит от деятельности и наоборот. 4. А влияет на С, а С влияет на В - возраст влияет на внимание, а внимание влияет на развитие интеллекта, при этом С (внимание) не изучалось. 5. А зависит от С, В зависит от С - А - размер обуви, В - интеллект, С - возраст. корреляция есть, а реальной (физической) связи нет.
8. Результаты оформить в любом текстовом редакторе. Контрольные вопросы 1. По каким параметрам можно обнаружить различия между выборками при совпадении математического ожидания и как их проинтерпретировать? 2. Как может быть проинтерпретирована корреляция между стажем работы и каким-либо показателем по ОСТ (направление зависимости)? 3. О чем свидетельствует близость переменных при кластерном анализе? 4. О чем свидетельствует близость объектов при кластерном анализе?
|