Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические требования к педагогическому оцениванию






Известный педагог Герасимова Н.А. говорила, что оценка педагога является не только важным средством регуляции и контроля учебной и трудовой деятельности, стимулирует учащихся на выполнение произвольных действий, но, что не менее важно, формирует у них ценностное отношение к результатам своего труда, а через них и к самому себе, т.е оказывает влияние на самооценку школьника [11, с. 32].

Многочисленные исследования, проведенные по проблеме педагогической оценки, показывают, что существует прямая зависимость между характером оценочных воздействий педагога и самочувствием ребенка в процессе учения, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Если оценки (положительные или отрицательные) на протяжении значительного периода повторяются, то естественно повторяются и вызываемые ими чувства. На фоне хорошего эмоционального состояния, обусловленного преимущественно положительными оценками, создается благоприятная почва для формирования познавательных мотивов учения, развития трудолюбия. Положительные эмоции от педагогической оценки в начальных классах вообще являются главным стимулом приложения усилий для получения новых знаний. Так закладывается основа трудолюбия, " надо" превращается в " хочу". Иная картина наблюдается, если преобладает отрицательная оценка. Она вызывает чувство неудовлетворенности, неуспеха, неудачи, дети теряют надежду на успех, к их и без того слабым возможностям присоединяется неуверенность в себе - всё это выступает тормозом на пути к знаниям. Школьники, которых учитель все время осуждает и порицает, стремятся избегать контактов со своими наставником, стараются привлекать к себе как можно меньше внимания, предпочитают пассивные формы работы. Недальновидная тактика учителя оборачивается полным отключением ребенка из учебной работы, формированием робости, скрытности, пассивности [Там же, с. 34-35].

Во избежание неблагоприятного воздействия педагогической оценки на ученика психологами и педагогами была разработана система требований, которым должна удовлетворять оценка [18, с. 386-388].

Во-первых, это объективность - оценивание действительных успехов и недостатков работы учащихся, отсутствие предвзятости в оценке.

Во-вторых, субъективность - учёт при оценивании реальных возможностей учащегося, его уровня здоровья и приложенных им к выполнению задания усилий.

В-третьих, всесторонность - учёт при оценивании уровня полноты, осмысленности знаний, умений и навыков школьников, форм подачи информации (культуры речи, образности, эмоциональности), также учёт различных видов работы ученика на протяжении всего урока.

В-четвёртых, открытость (гласность) - чёткая обоснованность оценки и выставленной отметки, которая доступна пониманию ребёнка.

В-пятых, действенность - воспитательное влияние оценки, которое выражается в советах и указаниях по улучшению учебных результатов.

И, наконец, системность - оценивание ученика должно проводится не время от времени, а регулярно для того, чтобы выявить, каких успехов он добился.

Кроме этого, по мнению Л.Б. Близнюк [6, с. 201-202], педагогическая оценка должна быть: стимулирующей (побуждать к продвижению вперёд), дифференциальной (должна разделятся на отдельные, частные оценки, содержащие в себе чёткие указания как на достоинства, так и на недостатки), заинтересованной (выражающей интерес учителя к личности ребёнка, радость по поводу его успехов, огорчение из-за неудач, веру в возможности ученика), выразительной (показывающей искренность мнения педагога), уважительной (вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинств ученика).

А.О. Сухомлинский утверждает, что педагогическая оценка должна способствовать всестороннему и гармоничному развитию учащихся, повышению уровня их знаний и воспитанности, формированию мотивов учения [22, с. 335].

Удовлетворить на практике всем предъявленным требованиям не так легко. С этим связаны ошибки, которые допускают педагоги при оценивании учащихся.

И.П. Подласый [18, с. 390] выделяет несколько видов субъективных ошибок оценивания:

- ошибки " великодушия" или " снисходительности", проявляющиеся в выставлении педагогом завышенных оценок;

- ошибки " центральной тенденции", которые проявляются в стремлении избежать крайних оценок, например, в школе - не ставить двоек и пятерок;

- ошибки " ореола", связанная в тенденции оценивать положительно тех школьников, к которым учитель лично относится положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное;

- ошибка " контраста" состоит в том, что знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, насколько эти же характеристики выражены у самого педагога, например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью;

- ошибка " близости" проявляется в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятерку, при неудовлетворительном ответе " отличника" учитель склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения.

- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку), когда за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки.

- оценка по настроению.

Несмотря на все противоречия, оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса. Методы и формы оценки должны определяться учителем в зависимости от целей обучения, темы, предмета, возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки. Давая оценку, учитель должен думать о дальнейшем росте ученика. Все переживания учащегося, связанные с учебным трудом, обязательно отражаются на его взаимоотношениях с учителем [22, с. 350].

Таким образом, педагогическая оценка должна удовлетворять ряду основополагающих критериев. Учителю необходимо быть хорошим психологом, способным предвидеть все положительные и отрицательные последствия оценки, ее воспитательный эффект. Оценка должна создавать условия для успешной учебной деятельности, формирования положительных устремлений. Если она не удовлетворяет этим условиям, то такая педагогическая оценка лишается своей ценности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал