Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Письменное наследие Оптинских преподобных






Амвросий Оптинский, преподобный. Молитвенное правило преподобного Амвросия Оптинского, читаемое во время скорби и искушений. М., 1996.

Амвросий, преподобный. Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим и мирянам: В 3 ч. М., 1995.

Амвросий, старец Оптинский, преподобный. Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN и настоятельницам N общины. Оптина пустынь, 1997.

Анатолий (Зерцалов) Оптинский, преподобный. Письма Оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). Оптина пустынь, 1998.

Антоний, игумен. Письма к разным лицам. [М.], 1996.

Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы с духовными детьми. Машинопись.

Варсонофий Оптинский, преподобный. Беседы старца Варсонофия с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии. М.; Рига, 1995.

Варсонофий Оптинский, преподобный. Духовные стихотворения. М., 1996.

Варсонофий Оптинский, преподобный. Жизнеописание схимонаха Оптиной пустыни Николая исповедника, изложенное с его слов преподобным старцем Варсонофием Оптинским. ТСЛ, 2003.

Василий (Росляков), иеромонах. " Скажи ми, Господи, кончину мою" (Пс. 37, 5). Стихотворное переложение псалмов святого пророка Давида. Б. м., б. г.

Василий (Росляков), иеромонах. " Хотим или нет, но величит нас Бог…": Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова). М., 2002.

Василий (Росляков), иеромонах. Я создан Божественным Словом: иеромонах Василий: [Проповеди, статьи, интервью, богослужебные тексты, стихотворения; воспоминания о нем]. М., 2002.

Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев: В 2 т. Оптина Пустынь, 2000.

Иларион Оптинский, преподобный. Письма. Оптина Пустынь, 1998.

Иосиф (Литовкин), иеросхимонах. Н. В. Гоголь, И. В. Киреевский, Ф. М. Достоевский и К. Леонтьев пред " старцами" Оптиной пустыни. М., 1898.

Иосиф Оптинский, преподобный. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. Оптина Пустынь, 2005.

Лев Оптинский, преподобный. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. Оптина пустынь, 2002.

Макарий Оптинский, преподобный. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского / Сост. архимандрита Иоанна (Захарченко). Оптина Пустынь, 1997.

Макарий Оптинский, преподобный. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву. М., 1997.

Макарий Оптинский, преподобный. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. Письма к мирским особам. СПб., 1993.

Макарий Оптинский, преподобный. Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария к монашествующим. СПб., [1994].

Никон (Беляев), преподобный. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного Оптинского старца Никона) [1907–1910 гг.]. М., 2004.

Никон Оптинский, преподобный. Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998.

Никон Оптинский, преподобный. Завещание Оптинского старца преподобного Никона. М., 1996.

Никон Оптинский, преподобный. Письма, проповеди, поучения. Машинопись.

Прошу тебя отеческим гласом. Письма преподобного Иосифа Оптинского и воспоминания о нем. М., 1998.

Путеводитель по письмам Оптинского старца Макария. Предметный указатель к " Собранию писем блаженной памяти Оптинского старца Макария к монашествующим" / Сост. И. В. Дубинина. М., 2001.

Советы Оптинских старцев христианам, живущим в миру. М., 1996.

 


[1] Литература, использованная при составлении данного издания, указана в библиографии в конце книги

[2] Федотов Г. П. Святые Древней Руси // Собрание сочинений: В 12 т. Т. 8. М.: " Мартис"; " Sam & sam", 2000. С. 199

[3] Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 538; ср.: Житие Оптинского старца Нектария. Оптина пустынь, 1996. С. 128

[4] Здесь и далее в тексте до 1918 года даты указаны по старому стилю; после 1918 года — по старому и новому стилю. В подзаголовках также приведены оба стиля.— Ред.

[5] Законы Российской империи предписывали ряд правил для желающих поступить в монастырь. Эти правила касались различных обязательств перед государством и обществом, регулировали социальные, имущественные, семейные и другие отношения. Уходящий в монастырь должен был исполнить все свои обязательства и получить разрешение (увольнение) от общества. Подробнее об этом см.: Смолич И. К. Русское монашество 988–1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999. С. 257–269.— Ред.

[6] Василий (Родзянко), епископ. [Из выступления на пресс-конференции, состоявшейся в Московском Свято-Даниловом монастыре 28 апреля 1993 года] // Московский церковный вестник. 1993. № 9–10 (96–97). С. 4.— Ред.

[7] Гоголь Н. В. Письмо гр. А. П. Толстому от 10 июля 1850 года. См.: Барсуков Н. Жизнь и труды М. П. Погодина. Кн. 11. СПб., 1897. С. 145–146. Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 594; см. также: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М., 1952. Т. 1. С.194–195.— Ред.

[8] Богданов Д. П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей // Исторический вестник. 1910. Цит. по: Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. ТСЛ, 1995. С. 594–595.— Ред.

[9] Вероятно, не отцу Макарию, а отцу Амвросию, так как Достоевский побывал в Оптиной в 1878 году, а преподобный Макарий почил о Бозе в 1860-м.— Ред.

[10] Публ. по изд.: Оптинская Голгофа. К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996. С. 23–25; " Хотим или нет, но величит нас Бог…". Дневники, духовные беседы, стихи иеромонаха Василия (Рослякова). М., 2002. С. 24–29; Монахи — возлюбленные дети Господни: Книга воспоминаний о иеромонахе Василии (Рослякове) и о иеромонахе Рафаиле (Огородникове). М., 2003. С. 228–231.— Ред.

[11] Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Поучение второе: О смиренномудрии. Изд. Оптиной пустыни, [1991]. С. 43–44.— Ред.

[12] Слова из тропаря общего священномученику.— Ред.

[13] Из жизни святого Нифонта Цареградского. Ответ 4 // Варсануфий Великий, Иоанн Пророк, преподобные. Руководство к духовной жизни в ответах на вопросы учеников. М., 1855. С. 654.— Ред.

[14] Крилос, крылос — устар.: клирос.— Ред.

[15] Есенция (эссенция — от лат. essential) — здесь: крепкий напиток, настойка.— Ред.

[16] Игнатий Брянчанинов, епископ. О монашестве разговор между православными христианами, мирянином и монахом // Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: [В 6 т.]. Т. 1: Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 482, 487.— Ред.

[17] Ишурия (от тат. ischuria) — задержка моче, или мочеиспускания.— Ред.

[18] Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца Макария. М., 1862–1863.— Ред.

[19] О нем см. ниже, на с. 370–371 настоящего издания.— Ред.

[20] Череда, или чреда — порядок (расписание) служения священников. Чередной (чредной) иеромонах — служащий в свою чреду.— Ред.

[21] Артос — хлеб, который особой молитвой освящается в день Святой Пасхи, затем в течение Светлой седмицы находится перед иконостасом, а в светлую субботу раздробляется и как святыня раздается верующим. Артос напоминает о пребывании с нами воскресшего Спасителя.— Ред.

[22] Публ. по изд.: Преподобный Никон Оптинский: Жизнеописание и духовные наставления. М., 1998. С. 7–19.— Ред.

[23] Ср.: Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Слово 26-е: О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Гл. 236.— Ред.

[24] Презорство — презрение, пренебрежение, непослушание, строптивость, надменность.— Ред.

[25] О нем см. ниже, на с. 436 настоящего издания.— Ред.

[26] Рухлядная, или рухольная (от устар. рухло, рухрядь – добро, пожитки, скарб) — помещение, где шьют, ремонтируют и хранят (на складе) монашескую одежду и обувь.— Ред.

[27] Экклесиарх — церковноначальник, ключарь церковный. Здесь: благочинный Успенского собора Киево-Печерской Лавры.— Ред.

[28] Во время тяжелой болезни инок Павел (Плиханков) был пострижен в мантию тайно, келейно. Его постриг был открыт с благословения священноначалия только в декабре 1902 года.— Ред.

[29] Аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение (Сир. 2, 1).— Ред.

[30] По другим сведениям, иерейская хиротония отца Исаакия состоялась в том же 1898 году.— Ред.

[31] Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113–114.— Ред.

[32] В 2002 году, 19 мая, состоялось торжественное прославление в лике святых преподобномученицы схимонахини Августы (Защук). Ее имя было внесено в церковные святцы и в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память ее празднуется 26 декабря /8 января.— Ред.

[33] Так в источниках, вероятно, ошибочно. Иначе получается, что допрос длился и после вынесения обвинительного акта, и после вынесения приговора.— Ред.

[34] Опечатка в документе. Фамилия старца — Бобриков.— Ред.

[35] См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь. М., 1906. С. 93–98.— Ред.

[36] См.: Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 472–478; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 137–138.— Ред.

[37] В источнике не установлен возраст схимонаха Вассиана (100, 90, 97 лет).— Ред.

[38] Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 220–224.— Ред.

[39] Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 364–372.— Ред.

[40] Гяур — т. е. собака; так мусульмане называют иноверцев.— Ред.

[41] См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 338–341.— Ред.

[42] См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1910. С. 148–151.— Ред

[43] См.: Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 432–434; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 22–25.— Ред.

[44] См.: Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 336–345; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 65–69.— Ред.

[45] Ср.: 1 Тим. 2, 4.— Ред.

[46] См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 326–328.— Ред

[47] Левый придел Введенского собора монастыря, освященный в 1989 году в честь преподобного Амвросия Оптинского.— Ред.

[48] См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 237–240.— Ред.

[49] Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 497–514.— Ред.

[50] Пс. 131, 14.— Ред.

[51] Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 113.— Ред.

[52] См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 212–216.— Ред.

[53] См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 230–232.— Ред.

[54] См.: Жизнеописания почивших скитян // Неизвестная Оптина. СПб., 1998. С. 426–432; см также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 16–17.— Ред.

[55] См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 224–230; см. также: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1910. С. 77–82.— Ред.

[56] Страшный Суд и адские мучения обычно изображаюся на западной стене храма.— Ред.

[57] См.: 4 Цар. 2, 11–15.— Ред.

[58] Вениамин (Федченков), митрополит. Божьи люди: Мои духовные встречи. М., 1997. С. 118–120.— Ред.

[59] Там же. С. 114–115.— Ред.

[60] Там же. С. 118.— Ред.

[61] См.: Кавелин Л. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Оптина пустынь, б. г. С. 242–244.— Ред.

[62] См.: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М., 1908. С. 330–338.— Ред.

[63] См.: Архив УФСБ по Курской обл. Д.П-11015; Архив УФСБ по Тверской обл. Д.24937-С. Цит. по: https://www.pstbi.ru.— Ред.

[64] Информация нуждается в уточнении, т. к. в расстрельных списках Тверской епархии в его личном деле об Оптиной пустыни не упоминается. См.: https://www.memo.ru/memory/tver/tv-20.htm.— Ред.

[65] См.: Мученики и исповедники Оренбургской епархии ХХ века / Сост. прот. Н. Стремский. Кн. 1. Саракташ, 1998. С. 197–226; Кн. 3. Оренбург, 2000. С. 229–262.— Ред.

[66] См.: Андрей Безбородов, священник. Годы испытаний: (История Православной Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 год). Калуга, 2001. С. 18; База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ " Мемориал". М.: Звенья, 2004. 282420; Из бездны небытия: Книга памяти репрессированных калужан. Т. 1–4. Калуга, 1993–2003. Цит. по: https://www.pstbi.ru. См. также: https://karizha.ru/kaluga/a_avg.htm (в статье о священномученике епископе Августине (Беляеве).— Ред.

[67] Лядвия (ц.-сл.) — мясо на чреслах, мускулы в чреслах, ляжки; внутренние поясничные мышцы около почек (см.: Лев. 3, 9; 2 Цар. 2, 23; 3, 27).— Ред.

[68] Ключарев Феодор Захарович (†21 июля /3 августа 1872) — надворный советник, тульский предводитель дворянства, почетный гражданин г. Козельска, потомственный благотворитель Оптиной пустыни. В скит поступил в 1860 году. Скончался схимонахом Феодором.— Ред.

[69] На момент составления жизнеописания, т. е. в начале XX века. Здесь и далее в этой главе при упоминании подобных мелких деталей в описании монастыря и скита следует иметь в виду начало XX века.— Ред.

[70] Сице — так, таким образом.— Ред.

[71] Формы, иначе стасидии — специальные сидения для братии в манастырских храмах с откидывающимися досками. Распространены в греческих монастырях.— Ред.

[72] Темная вода — простонародное название глаукомы.— Ред.

[73] Сажалка, садок — запруда, в которую сажают рыбу и разводят ее. Здесь: небольшой пруд на северо-западной стороне скита.— Ред.

[74] Инфлуэнца (итал. influenza) — грипп.— Ред.

[75] Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред.

[76] Т.е. зимой 1856 года.— Ред.

[77] Память преподобного Макария Алтайского празднуется 18/31 мая.— Ред.

[78] Преподобного Илариона, старца Оптинского.— Ред.

[79] Т. е. на их глазах.— Ред.

[80] Монах Астион (Голосов; †6/19 января 1856) подвизался в Оптиной с 1834 г. Исполнял послушания столярного мастера, пономаря, переплетчика книг, трудился в больнице. 20 декабря 1854 г. в связи с неизлечимой болезнью выбыл за штат.— Ред.

[81] Или 20 октября /2 ноября.— Ред.

[82] Свет Оптиной. Жизнеописание подвижника XX века Калужского старца Амвросия (Иванова Василия Федоровича). Спас-Прогнань, 1998. С. 21–23.— Ред.

[83] Цит. по: Симеон (Холмогоров), архимандрит. Един от древних. Повесть о жизни и подвигах схиархимандрита Гавриила (Зырянова). М., 1996. С. 21.— Ред.

[84] Сведения о многих лицах, упоминаемых в этой статье, почерпнуты из издания: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: [В 13 кн.]. М., 1906–1910.— Ред.

[85] Публ по изд.: Московский церковный вестник. 1993. № 9–10 (96–97). С. 4–6; [в сокращении].— Ред.

[86] Публ. по изд.: Оптинская Голгофа. К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996. С. 9–12.— Ред.

[87] Это слово на отпевании было произнесено за 5 лет до церковного прославления тринадцати Оптинских старцев.— Ред.

[88] Публ по изд.: Московский церковный вестник. 1993. № 9–10 (96–97). С. 5.— Ред.

[89] Публ. по изд.: Оптинская Голгофа. К убийству иноков на Святую Пасху. М., 1996. С. 16–17.— Ред.

[90] Свято-Троицкая Сергиева Лавра.— Ред.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал