Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС.Стр 1 из 30Следующая ⇒
Для студентов высших учебных заведений по дисциплине БЖД Г. Воронеж Год
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС. 2. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС 3. Оповещение 4. Проведение эвакуационных мероприятий. Эвакуация 5. Коллективные средства защиты. 6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. 7. Средства индивидуальной защиты кожных покровов. 8. Медицинские средства индивидуальной защиты. 9. Организация дозиметрического, химического и бактериологического контроля.
Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС. Правовое регулирование в любой области имеет первостепенное значение. В нашей стране и за рубежом создана большая законодательная и нормативно-правовая база в области ЧС. На международном уровне принято более 100 многосторонних соглашений в области защиты населения от стихийных бедствий и катастроф. Основными из них являются: - «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г. в Нью-Йорке на Ассамблее ООН; - «Стратегия Иокогамы и план действий по обеспечению более безопасного мира», принятая 147 странами в 1994 г; - «Повестка дня XXI века», принятая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро; - Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., в статье 72 предусматривается осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацию их последствий.
Также по проблемам ЧС имеется ряд федеральных законов. В процессе реализации положений этих законов в их тексты вносится ряд изменений. 1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. 2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ. 3. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ. 4. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № З-ФЗ. 5. «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. 6. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 6.02. 1997 г. № 31-ФЗ. 7. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 46-ФЗ. 8. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ. 9. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ. 10. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ. 11. «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФЗ. 12. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.
Также в данном вопросе действует целый ряд постановлений Правительства Российской Федерации в области ЧС, а именно: 1. «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149. 2. «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999 г. № 782. 3. «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040. 4. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841. 5. «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29 ноября 2000 г. № 1309. 6. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 11. 7. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 74. 8. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304. 9. «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны» от 21 мая 2007 г. № 305. 10. «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации» от 26 ноября 2007 г. № 804. Ряд приказов и нормативных актов по вопросам практической работы по гражданской защите населения и территорий в ЧС издало Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС): 1. «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля» от 27 мая 2003 г. № 285. 2. «НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» от 18 июня 2003 г. № 314. 3. «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» от 25 октября 2004 г. № 484. 4. «Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» от 21 июня 2005 г. № 575. 5. «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» от 23 декабря 2005 г. № 999.
Все мероприятия по защите населения регламентированы государственным стандартом Р 22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения», где определены основные понятия, источники ЧС, классификация и номенклатура поражающих факторов, предупреждение ЧС, методика и прогнозирование ЧС, аварийно-спасательные работы и др. Все вышеперечисленные документы создают основу для продуктивной и полноценной деятельности в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Россия признала международные нормативно-правовые акты и стала членом следующих международных организаций: МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), ЮНДРО (отдел координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий), АФЕМ (Европейский учебный центр подготовки к стихийным бедствиям), ЕЦПП (Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ЮНЭП (Программа ООН по окружающей среде). В 1986 г. ЮНЭП предложила программу АПЕЛЛ, которая включает обязательное информирование населения о потенциальных опасных производствах и сотрудничество общественности, администрации и производственников в деле предотвращения и ликвидации последствий ЧС.
Защита населения — это комплекс взаимосвязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или предельное снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей. Защита населения от ЧС является важнейшей задачей РСЧС, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности. Безопасность людей в ЧС обеспечивается: 1) повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения; 2) организацией и проведением защитных мероприятий; 3) ликвидацией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружающей среды, подвергшихся воздействию факторов ЧС. Предупреждение и минимизация последствий ЧС основывается на проведении ряда мероприятий: 1. Идентификация и мониторинг опасных объектов, ведение реестров. 2. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности в ЧС. 3. Проведение плановых комплексных мероприятий по повышению безопасности и устойчивости объектов в условиях ЧС. 4. Подготовка персонала предприятий к действиям в ЧС. 5. Подготовка населения к действиям в ЧС. 6. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств. 7. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС. 8. Заблаговременная подготовка средств защиты. 9. Организация надежного информационного обеспечения. 10. Проведение эвакуационных мероприятий в ЧС. 11. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ. 12. Обеспечение устойчивости функционирования объекта экономики в ЧС. 13. Наличие разработанной нормативно-правовой базы в области ЧС. 14. Контроль выполнения требований законодательных и нормативных правовых актов. 15. Организация системы предупреждения и ликвидации ЧС мирного и военного времени. Приказом № 484 Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 г. утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований (РГ2.12.04 № 267). Этот документ развивает идею декларирования опасностей, которая уже реализована в области промышленной безопасности. В паспортах территорий учитываются все виды потенциальных опасностей, а также силы и средства защиты, которые имеются в регионе. Паспорт утверждается руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ (главой муниципального объединения).
Основные принципы и способы защиты населения в ЧС
К основным принципам защиты населения относятся следующее: – защите подлежат все граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, находящиеся на территории РФ; – универсальность; – комплексность; – заблаговременность проводимых мероприятий; – дифференцированный подход к характеру и объему этих мероприятий. Основу организации защиты населения составляет принцип универсальности проводимых мероприятий, обеспечивающий снижение или исключение поражающего эффекта при природных и техногенных катастрофах. Этот принцип состоит в том, что при защите населения используется технология, обеспечивающая его применение, как в мирное, так и в военное время. Комплексность проводимых мероприятий заключается в эффективном применении способов и средств защиты в сочетании с согласованным выполнением всех других задач, осуществляемых РСЧС и ГО в интересах защиты населения. Соблюдение принципа комплексности проводимых мероприятий обеспечивает наибольшую надежность защиты населения. Важнейшим принципом защиты населения является заблаговременное проведение органами РСЧС и ГО организационных, инженерно-технических и всех других мероприятий, призванных максимально предупредить воздействие на человека поражающих факторов аварий и катастроф мирного и военного времени. Не менее значимым является принцип дифференцированного проведения мероприятий по защите населения в регионах страны с учетом их особенностей по прогнозируемой обстановке в зависимости от политического, экономического и оборонного значения городов и объектов экономики, с учетом местных условий (город или сельская местность) и, особенно, с учетом возможных природных техногенных катастроф. В зависимости от вышеперечисленных факторов определяется конкретный характер и объем мероприятий по защите населения.
Основными способами защиты населения являются: своевременное оповещение; мероприятия противорадиационной, противохимической и противобактериологической защиты; укрытие в защитных сооружениях; использование средств индивидуальной защиты и медицинской помощи; проведение эвакомероприятий (рассредоточение, эвакуация и отселение населения из зон ЧС). Наибольший эффект по защите населения в ЧС мирного и военного времени достигается при комплексном использовании средств коллективной и индивидуальной защиты, а также четком и оперативном проведении всех других мероприятий по защите. Мероприятия по защите разрабатываются на основе задания вышестоящего штаба ГО ЧС и отражаются в планах защиты объекта на мирное и военное время. Эти мероприятия проводятся при объявлении угрозы нападения противника, при возникновении ЧС и ликвидации последствий катастрофы.
|