Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Страноведение–научная основа международного туризма






I. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ

И ТУРИЗМА

Глава 1.

CТРАНОВЕДЕНИЕ КАК ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

Страноведение–научная основа международного туризма

Страноведение – одна из старейших наук, которая еще на заре человеческой цивилизации предоставляла разнообразные сведения о других странах и народах, расширяя знания людей об окружающем мире и составляя основу географии, т.е. «землеописания». Мореплаватели, путешественники, купцы, пилигримы по крупицам собирали и приносили в свои страны новые сведения об окружающих территориях, о населяющих их народах, о товарах, которые производятся или пользуются спросом в далеких краях. Так накапливались сведения о странах и народах мира. На определенном этапе они потребовали обобщений и систематизации. Возникло разделение знаний на направления и отдельные ветви: сведения о путях в другие страны, о природных условиях, о населении ближних и дальних стран, о языках и обычаях других народов, об особенностях их хозяйства и товаров. Так зародилось и развивалось «древо географии», корнем которого, несомненно, является страноведение.

Развиваясь вместе с географией, страноведение пережило периоды популярности и забвения, но в современных условиях вновь востребовано жизнью как наука, учебная и прикладная дисциплина. Главной задачей современного страноведения, как «ядра всей системы географических наук», как важного синтетического раздела географии, является разработка целостных комплексных географических характеристик различных территорий, прежде всего стран и регионов мира, на основе изучения их природы, населения и истории развития хозяйства.

Среди известных географов, основоположников российской школы страноведения – профессор Лев Семенович Берг (1876-1950), занимает ведущее место (рис.1). Он возглавлял кафедру страноведения в Петербургском университете в 1925-1931 гг. Являясь сторонником природной основы страноведения, он считал, что «страноведение - есть наука о странах, или, точнее, о географических аспектах (или ландшафтах), и за ней-то и должно быть удержано название географии». При этом, основную задачу страноведения он видел в изучении природных стран в их естественных границах.

Один из ведущих основателей экономической географии и отечественного страноведения, выдающийся географ – профессор Николай Николаевич Баранский (1881-1963) (рис.2) полагал, что основным объектом изучения в географии является страна и район во всем их своеобразии – природном, хозяйственном, культурном, политическом. Однако, в его исследованиях упор делался на социально-экономические аспекты изучения стран и регионов, но с учетом природно-ресурсных основ территорий.

Современное страноведение, вобрав в себя важнейшие разработки основателей географических школ, является комплексной и проблемной дисциплиной, изучающей широкий круг вопросов, отнесенных к территориям стран и регионов. Прежде всего, это вопросы, касающиеся природы и природных ресурсов страны, истории её формирования, особенностей её населения, хозяйства, политики, рекреации и др. Поэтому, как утверждал известный географ-страновед Я.Г.Машбиц, страноведение органично вписывается в современный этап развития географии, когда возрастает значение фундаментальных и прикладных географических исследований. Важное основополагающее научное значение страноведения по отношению к сфере рекреации и туризма в своих работах утверждают Н.С. Мироненко, Ю.Г.Липец, Э.П. Романова, Э.Л.Файбусович и другие географы.

Туризм в современном мире, с одной стороны, становится все более распространенным видом активного отдыха, а с другой – это важный вид экономической деятельности, как в масштабах отдельных государств, так и в мировой экономике в целом. Одни люди путешествуют, другие занимаются организацией и обслуживанием многочисленных путешественников, помогая им осуществлять свою потребность в отдыхе и к перемене мест. Количество путешествующих людей и обслуживающих эти путешествия и отдых растет год от года. И всех этих людей объединяет одно сложное и многогранное понятие – туризм.

Изучение международного туризма, его вклада в освоение и экономическое развитие территорий стран и регионов, в создание новых рабочих мест, в развитие инфраструктуры и подъем экономики регионов –актуальное научное направление для современной России – страны с богатейшим туристским потенциалом, который пока используется не достаточно эффективно. Знание закономерностей развития международного и внутреннего туризма необходимо для того, чтобы Россия заняла достойное место на мировом рынке туризма и стала привлекательной страной для въездного туризма.

Туризм – (фр. – tourisme, tour – поездка, прогулка, поход; англ. – travel, trip – поездка, путешествие) – вид отдыха, спорта, познания окружающего мира, торговли и иные сферы деятельности, связанные с временным перемещением человека в иную местность, страну или континент, отличные от его обычного местонахождения или проживания. Он приобрел большое значение в современной жизни как вид экономической и рекреационной деятельности. Согласно определению Гаагской декларации по туризму 1989 г. – туризм это всевозможные свободные перемещения людей от места их постоянного проживания и работы, а также сфера услуг, созданная для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений. Таким образом, туризм – это вид отдыха и рекреационной деятельности людей, а также и сфера туристских услуг в мировой экономике. Участниками туризма являются туристы, потребляющие туристский продукт (тур); организаторы туризма (туристские фирмы, туроператоры, турагенты); государство, получающее налоги от туризма как сферы экономической деятельности.

И все же главным лицом в туризме является сам турист: путешествующий а) в целях туризма, б) в свободное время, в) для удовольствия и отдыха. Надо понимать, что туристом является человек, путешествующий и временно ночующий вне своего постоянного места жительства, территории или страны, независимо от его гражданства, национальности, пола, возраста, языка и религиозных убеждений. Туризм и туристы в современном мире становятся все более важной экономической категорией.

Считается, что туризм как бизнес, как сфера экономики возник в Англии. Как утверждает М. Б. Биржаков, основоположником современного туризма, который первым понял выгодность организованных массовых путешествий и перемещений путешественников был Томас Кук. В 1843 г.он организовал первый экскурсионный железнодорожный тур для 570 человек в соседний город, а в 1866 г. направил на пароходах в США первые две группы туристов, чем положил начало налаживанию регулярных трансатлантических пассажирских и туристских перевозок. Так в XIX в. начиналось формирование сферы международного туризма.

В нашей стране Томаса Кука прославил известный поэт Самуил Маршак в популярном детском стихотворении «Мистер Твистер»:

…“Есть за границей контора Кука.

Если вас одолеет скука

и вы захотите увидеть мир –

остров Таити, Париж и Памир,

– Кук для вас в одну минуту

на корабле приготовит каюту,

или прикажет подать самолет,

или верблюда за вами пришлет,

даст вам комнату в лучшем отеле,

теплую ванну и завтрак в постели”...

Как учебная дисциплина туризм преподается в различных учебных заведениях, в том числе в колледжах и в университетах, в числе прочих гуманитарных дисциплин. В Российской Федерации сегодня почти в 260 вузах осуществляется подготовка кадров для сферы туризма. Поскольку у страноведения и туризма есть общие аспекты изучения – территория, природа, население и хозяйство стран и регионов, то основы этих двух дисциплин целесообразно рассматривать совместно.

В современных условиях следует признать, что нельзя отправляться в путешествие, не познакомившись с географической картой, не имея сведений о природных условиях, обычаях и нравах народов, о хозяйстве и политике в той стране или территории, куда направляется турист. С другой стороны, менеджер турфирмы, организатор путешествия, туристской программы должен хорошо знать особенности природы, культуры и быта, хозяйства и политики в той стране, куда направляются туристы. Необходимую для этого информацию дает комплексное страноведение.

В настоящее время интенсивно развивающаяся туристская отрасль мирового хозяйства остро востребовала новое страноведческое осмысление географических знаний. Страноведение становится все более необходимой основой для выпуска специальной литературы и разнообразных путеводителей, для обоснования и разработки туристских маршрутов, для создания новых турпродуктов на рынке рекреации и туризма.

Таким образом, в настоящее время без глубокой страноведческой подготовки немыслимо формирование современного организатора туризма, деятеля туристского бизнеса высокого класса. Определенная страноведческая подготовка необходима и самим культурным туристам, отправляющимся в другую страну или регион. Этим целям служит предлагаемое учебное пособие – «Основы страноведения и международного туризма», в котором очерчивается круг важнейших проблем и вопросов, приводится основной понятийный и терминологический аппарат, имеющий отношение к страноведению и туризму.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал