Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономический кризис в БССР, его принципы и последствия.
С 1989г. Беларусь, как и другие республики СССР, оказалась в положении экономического кризиса. Она оказалась зависимой от поставок сырья и материально-технических ресурсов, в основном из России, Ураины, Средней Азии. Почти 80% ее промышленной продукции вывозилось в другие регионы страны. В 1990г. снизили объем производства более чем 400 предприятий и объединений Беларуси, или 29%. Однако в целом за 1986-1990гг. промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%. Однако это было достигнуто в основном за первые годы пятилетки. Результаты второй половины 80-х гг. свидетельствуют, что по сравнению с другими республиками, положение Беларуси оставалось более стабильным. В начале 1992г. промышленность Беларуси попала в новую фазу экономического кризиса, дальнейшего спада производства, разрушения хозяйственных связей предприятий. Решающую роль в этом сыграл развал СССР. В целом за 1992г. рбъем производства сократился почти на 10%, а во втором и третьем кварталах этого года достиг 15-20%. Большие потери понесло производство республики в связи с резким скачком цен в 1992 и особенно в 1993гг. на топливно-энергетические ресурсы, которые поступают из России. В результате резко поднялась стоимость продукции белорусских предприятий, возникли сложности со сбытом, обострились проблемы финансирования, начала снижаться рентабельность. Из-за систематических перебоев в поставках сырья, комплектующих сотни предприятий сократили производство, вынуждены были перейти на сокращенный рабочий день. Некоторые предприятия оказались на рубеже полной остановки. Особенно тяжелое положение наблюдалось в химической, нефтехимической, топливной и др. отраслях производства. Процесс интенсивного снижения производства продолжался и в 1994г. за первое полугодие объем валового внутреннего продукта сократился на 31%, национальный доход – более чем на 20%. Встала проблема неплатежей, увеличилось количество убыточных предприятий, роста инфляции. Огромных размеров достигла внешняя задолженность. Разрушение экономических связей между государствами СНГ отразилось на работе всех видов транспорта Беларуси, создало новые сложности в решении хозяйственных проблем. За январь-сентябрь 1993 г. объем перевозок сократился на 30%. Резкий рост тарифов на транспортные услуги, цен на материальные ресурсы, дефицит топлива привели к кризисному положению автомобильного и воздушного транспорта. Количество автобусных маршрутов сократилось на 811. Авиарейсов стало меньше вполовину, в результате чего была утрачена воздушная связь со многими регионами ближнего и дальнего зарубежья. Сложным оставалось кредитно-финансовое положение, угрожающий характер приобрела инфляция, прошел новый виток бюджетного дефицита. В этих условиях предприятия увеличивали прибыль не за счет снижения затрат на производство, а за счет увеличения цен. Кризис сферы денежного обращения обострил проблему неплатежей между предприятиями, особенно по причине несвоевременной оплаты продукции, которая отгружалась государствам СНГ. 46. Развитие науки. Изменения в структуре научных исследований (1956 – середина 80-х гг.). Значительные сдвиги были сделаны в развитии науки. Проводилась работа по расширению сети научно-исследовательских учреждений, укреплению материально-технической базы, подготовке научных кадров. Академические учреждения начали действовать в Гомеле, Могилеве, Гродно, Витебске. Был открыт ряд новых институтов и лабораторий в области физико-технических, химических, биологический и др. наук. Дальнейшее развитие получила отраслевая наука. В 1970г., например, в республике работало 18 специализированных научно-исследовательских институтов в области сельского хозяйства. Количество научных и научно-педагогических работников увеличилось с 4, 4 тыс. в 1956г. до 42, 4 тыс. в 1985г. Число докторов наук увеличилось с 134 до 1011, кандидатов – с 1606 до 13, 1 тыс. Становление Беларуси как крупного центра машиностроения, станко- и приборостроения вызвали потребность в ускоренном развитии физико-технических наук. В частности в области спектроскопии, люминесценции, квантовой электроники, порошковой металлургии, технической кибернетики, физики ядерных реакторов ученые республики занимали значительное место в СССР. Белорусские геологи разработали основные закономерности строения земной коры. Благодаря их разработкам в БССР были найдены залежи калийной соли, нефти, гранита. На протяжении 1956-1985гг. ученые Беларуси получили 26 Государственных премий СССР и 57Государственных премий БССР. Звание Героя Социалистического Труда было присвоено Александрову, Альсмику, Бирич, Борисевичу, Кулаковской, Купревичу, Мухину, Севченко и др. Определенная работа проводилась по интеграции науки и производства. При институтах А БССР, высших учебных учреждениях развивались опытно-экспериментальные базы, создавались научно-производственные объединения. Но проблема укоренения научных разработок в производство решалась медленно. На предприятиях отсутствовали экономические стимулы. Экономически более выгодным для них являлось выполнение плана по валовым показателям при незначительных нововведениях. В этот период развивалась гуманитарная наука. Были изданы «Гiсторыя Беларускай ССР» в 5 томах (1972-1975) и двадцатитомная «Беларуская Савецкая нцыклапедыя» (1969-1975). 47. Развитие среднего и среднего специального образования на Беларуси (1956 – середина 80-х гг.). Вторая мировая война со всей очевидностью показала роль науки, техники во всех сферах жизни. Неслучайно поэтому в послевоенный период советское руководство придает развитию фундаментальной науки, реформированию образования, культурному строительству приоритетное значение. За годы войны на Беларуси была почти полностью уничтожена материально-техническая база учреждений науки, образования и культуры, погибли многие ученые и преподаватели. Но до 1950г. школьная сеть в республике была восстановлена. Реформа в системе народного образования второй половины 50-х годов проводилась в русле общих политических преобразований. Основным ее стержнем являлось введение политехнического обучения и тесная связь его с трудовым воспитанием. В декабре 1958г. Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования СССР», согласно с которым семилетние школы преобразовывались в восьмилетние, средние – в общеобразовательные одиннадцатилетние с производственным обучением. Создавались школы-интернаты, в которых учились дети-сироты и дети из малообеспеченных семей. Во всех средних и большинстве восьмилетних школах были открыты мастерские. Школы переходили на кабинетную систему. Однако в 1964г. школы снова были переведены на десятилетний срок обучения. Профессиональная подготовка стала необязательной. Новая волна модернизации в народном образовании началась во второй половине 60-х и начале 70-х годов. В школах вводились новые программы. Начальная школа перешла на трехлетний срок обучения. Детские дошкольные учреждения начали преобразовываться в первую ступень подготовки в школу. До 1975г. был завершен переход к всеобщему среднему образованию. Расширялась подготовка квалифицированных рабочих через профессионально-технические училища. Если в 1961г. их было 103, то в 1985г. – 240. В 70-е годы профтехучилища республики перешли на среднюю систему образования. За 1960-1985гг. количество средних учебных заведений увеличилось со 102 до 139, а учащихся в них – с 62, 6 тыс. до 160, 4 тыс. 48. Развитие высшего образования на Беларуси (1956 – середина 80-х гг.). Развивались высшие и средние специальные учреждения. Были открыты Белорусский театральный институт – 1945г., Гродненский сельскохозяйственный институт – 1951г., Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта в Гомеле – 1953г., Белорусский институт механизации и сельского хозяйства – 1954г., Белорусский институт иностранных языков. В 1950/51 учебном году насчитывалось 29 ВУЗов, а студентов было на 10 тыс. больше, чем перед войной. В 60-70-е гг. высшая школа на Беларуси развивалась очень динамично. Были открыты новые учебные заведения: Минский радиотехнический институт, Витебский технологический институт легкой промышленности, Брестский инженерно-строительный, Минский институт культуры, Могилевский технологический, Новополоцкий и Гомельский политехнические институты. В 1969г. на базе Гомельского педагогического института создан Гомельский государственный университет. В 1977г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Центром университетского образования оставался Белгосуниверситет, в котором обучалось 17 тыс. студентов. В 1985г. в 33 Вузах обучалось 182 тыс. студентов, а общее число выпускников ВУЗов выросло с 10 тыс. в 1960г. до 31, 9 тыс. в 1985г. Средние специальные и высшие учебные заведения обеспечивали потребности народного хозяйства и культуры республики.
|