Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие образования на Беларуси (1990-2004гг.).
Экономический кризис, который сопровождал переходный период, отразился на соц.-культ. сфере. Так, бюджетные расходы Министерства культуры составляли всего 0, 6-1% расходной части гос. бюджета, вместо 3%, зафиксированных в Законе о культуре, а Министерство образования – 5, 5-6, 5% (согласно Закона об образовании – 10%). Руководство страны делало попытки, чтобы поддержать учреждения образования и культуры, но средств на это хватало не всегда. На низком уровне находилась оплата труда творческой интеллигенции, что привело к выезду за границу страны деятелей культуры и науки. Однако, несмотря на это, в сфере образования и культуры произошло много положительных изменений. Удалось в основном восстановить бывший уровень обеспеченности детей соответствующего возраста дошкольными учреждениями. Если в 1994г. детские сады и ясли посещали 58% детей, то уже в 2000г. – 71%. На протяжении 90-х гг. были сделаны попытки по усовершенствованию национальной системы образования. С 1998г. началась реформа 4, 5 тыс. общеобразовательных школ. Ее основными чертами стали: демократизация системы образования, ориентация ее на общечеловеческие ценности, создание условий для гармоничного развития личности, повышение качества и эффективности образования. Начата работа по оптимизации сроков обучения и объема полученных знаний. Начался переход на 12-летнее обучение, в т.ч. на 10-летнее базовое. Возникли новые формы образовательных учреждений, появилось более 120 государственных гимназий, лицеев, колледжей. Все это позволяет обеспечить индивидуальную работу с учениками, создает новые возможности для более ранней специализации и раскрытия талантов. Значительное внимание придается обучению иностранным языкам. В стране развивается система среднего специального и профессионально-технического образования. В 156 колледжах, техникумах и др. учреждениях среднего специального образования обучается 150 тыс. юношей и девушек. В 249 учреждениях профтехобразования учится более 135 тыс. человек. В 90-е гг. расширилась сеть ВУЗов. Система гос. высшего образования Б. объединила 44 университета, академии. Наряду с ними возникло 20 негосударственных учебных учреждений, обучение в которых платное. Испытание временем из них выдержали только 12, однако альтернативность форм ВУЗов стала фактом. За десятилетие кол-во студентов возросла со 190 тыс. до 300 тыс. человек. В 2001г. стал каждый 2-й выпускник средней школы. Кол-во специальностей позволяет почти полностью удовлетворить эконом. нужды РБ в кадрах. С 1995г. кол-во аспирантов увеличилось на 55%. С целью дальнейшего повышения качества высшего образования в стране, необходимостью присоединения Беларуси к образовательному пространству СНГ, Еврпоы и мира, в ВУЗах РБ по инициативе Белгосуниверситета начат переход к двухстепенной системе подготовки специалистов с высшим образованием. В Б. сформировалась нац. система учебного книгоиздания. Вышли в свет около 3 тыс. учебников, в том числе 1350 для средних школ, 760 – для ВУЗов, 155 – для техникумов, 80 – для системы профтехобразования, 192 учебные пособия – для обучения детей с особенностями развития. В 1997г. возобновлена разработка и производство картографической продукции для общеобразовательных школ. В 2000г. прошел переход на 10-балльную систему оценку знаний.
|