Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация подвижных игр
Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко применяется простейшая классификация подвижных игр. Игры распределяют:
1. По степени сложности их содержания – от самых простых к более сложным (полуспортивным).
2. По возрасту детей (с учетом их возрастных особенностей): 7–9, 10–12, 13–15 лет. Этот же признак использован и в программе по физической культуре для общеобразовательных школ.
3. С учетом полового признака (игры для мальчиков, для девочек, общие игры).
4. По содержанию (творческие, имитационные, игры с музыкальным сопровождением, сюжетные, игры-забавы, игры-состязания).
5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры (игры с элементами общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, игры с метанием в подвижную и неподвижную цель, игры с броском и ловлей мяча, игры с передвижением на лыжах, игры с передвижением на коньках).
6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений (игры, преимущественно влияющие на развитие силы, работоспособности, координированности, быстроты, гибкости и др.), которые чаще всего проявляются в сочетании.
7. Игры, подготоавливающие к отдельным видам спорта. Использование подвижных игр с целью закрепления и совершенствования отдельных элементов техники и тактики, воспитания физических качеств, необходимых для того или иного вида спорта.
8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».
Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному их отбору в разных случаях:
а) по форме организации занятий (игры на уроке – подготовительная, основная, заключительная части; во внеурочное время; на спортивном празднике и т.д.); б) по характеру моторной плотности (игры с большой, средней и малой подвижностью); в) с учетом места и времени года (игры летние, зимние, в помещении, на открытом воздухе, на снеговой площадке, на льду).
В таблице 1 приводится классификация подвижных игр для начальных классов, разработанная в соответствии с задачами уроков физической культуры.
Таблица. Классификация подвижных игр по задачам уроков физической культуры в первом классе
Формулировки задач уроков
| Наименование игр
| Разучивание и закрепление различных построений (в шеренгу, колонну, круг и др.)
| «Быстро по местам», «Карусель», «Класс, смирно!»
| Общеразвивающие упражнения в игре
| «Запрещенное движение», «Делай, как я»
| Выработка быстроты реакции на сигнал. Развитие внимания и слуха
| «Три, тринадцать, тридцать», «Слушай сигнал», «Ритмичная эстафета»
| Развитие умения ритмично ходить, внезапно прекращать движения и возобновлять их по сигналу
| «Соревнование скороходов», «Совушка», «Быстрые и ловкие», «Пятнашки с приседанием», «День и ночь», «Паук и мухи», «Мы физкультурники», «Фигуры», «Стоп!»
| Выработка быстроты и прямолинейности бега
| «Вызов номеров», «День и ночь»
| Совершенствование умений: а) ритмично ходить; б) быстро бегать; в) делать перебежки с уворачиванием для развития координационных способностей
| «Наступление», «Гуси-лебеди», «Олемба», «Бег командами», «Кто быстрее», «Пустое место», «Пятнашки с домом», «У медведя во бору», «Пятнашки», «Челночок и догонялка»
| Закрепление навыков организованно и быстро совершать перебежки группами
| «Лес, озеро, болото», «Перемена мест»
| Обучение и закрепление умений в бросании и ловле малого мяча
| «Семерочка», «Постарайся поймать», «Мяч в стенку»
| Развитие меткости при метании мяча в цель
| «Метко в цель», «Лови – не лови», «Мячом в цель», «Передал – садись», «Метатели», «Снежками в круг»
| Совершенствование навыка в бросании и ловле малого мяча
| «Точный удар», «Кто дальше бросит», «Быстрые и меткие», «Снежками в круг»
| Выработка умения точно и быстро передавать мяч и другие предметы
| «Передача мяча по кругу», «Быстрее к цели», «Мяч – соседу», «Гонка мячей», «Не давай мяча водящему»
| Закрепление умения в бросании, ловле и передаче большого мяча
| «Мяч сквозь обруч», «Мяч среднему», «Мяч через веревку», «Мяч в воздухе», «Точный удар», «Быстрее к цели»
| Разучивание общеразвивающих упражнений с короткой скакалкой
| «Чемпионы скакалки», «Удочка»
| Закрепление техники подпрыгивания и прыжка в глубину
| «Попрыгунчики – воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры»
| Совершенствование правильной осанки и навыка в равновесии (сохранения устойчивости)
| «Лиса и куры», «Эстафета с равновесием и подлезанием», «Ходьба по начерченной линии», «Не теряй равновесия», «Ходьба и бег с картоном на голове»
| Закрепление навыков лазанья, перелезания
| «Эстафета с лазаньем и перелезанием», «Альпинисты», «Перелет птиц», «Эстафета с лазаньем, перелезанием и подлезанием»
| Выработка умения сочетать разбег с толчком одной ногой при прыжках в высоту с разбега
| «Эстафета с прыжками через гимнастическую скамейку», «Эстафета с бегом, прыжками и метанием», «Перебежки с прыжками и переменой мест», «Прыгни через шнур»
| Формирование умения расслабляться, развитие гибкости
| «Игровые упражнения по заданию», «Танцевальные движения», «Гномики в домики», «Сквозь обруч»
| Обучение переступанию на лыжах. Игровые задания для освоения элементарной лыжной техники
| «Солнышко», «Быстрый лыжник», «Танки», «Перебежки», «Не ходи на гору», «Кто дальше (на лыжах)»
| Развитие быстроты, координации движений. Игры с большой интенсивностью движений
| «Вызов», «Успей занять место», «Приглашение», «Мышеловка», «Иголка, нитка, узел», «Ледяная дорожка»
| Развитие умения выполнять подражательные движения
| «Море волнуется – раз», «Лыжник с горки», «Штангист», «Дровосек» и др.
| Коррекция (переключение и распределение) внимания
| «Что изменилось?», «Запретное движение»
| Психофизическое восстановление
| Дыхательные упражнения, задания на расслабление (аутогенная тренировка)
|
|