Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ISBN 5-85009-782-1 О Коллектив авторов, 2002Стр 1 из 38Следующая ⇒
Детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002—2005 годы)» Федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001—2005 годы) Рецензенты: И.Г. Абрамова, доктор педагогических наук, профессор Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Рауля Валлепберга; СП. Евсеев, доктор педагогических наук, профессор СПбГАФКим. П.Ф. Лесгафта Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей К66 с нарушениями в развитии / Под общей ред. проф. Л.В. Шапко-вой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с. ISBN 5-85009-782-1 Пособие знакомит с особенностями организации игровой деятельности. В нем дано описание более 200 подвижных игр и упражнений для ослабленных детей и детей-инвалидов с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата. Для каждой игры, помимо подробного описания, предлагаются возможные варианты и методические указания по ее проведению. Книга написана коллективом преподавателей, аспирантов, студентов — выпускников факультета адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта и предназначена для вожатых, родителей, воспитателей, волонтеров и других лиц, работающих с детьми-инвалидами. УДК 796/799 ББК 75.5 ISBN 5-85009-782-1 О Коллектив авторов, 2002 О Оформление. Издательство «Советский спорт», 2002 ВВЕДЕНИЕ Об игре, игровом поведении и об играющих написано много как справедливого и верного, так и противоречивого и неточного. Широта интерпретации имеет бесконечное множество толкований — от мистических до научно-передовых. Игра — не порождение скоропреходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Игра не поддается определению с помощью однозначной дефиниции, однако само понятие «игра» неразрывно связано со свободой, доброй волей, удовольствием, радостью. Игра — это неотъемлемый элемент жизни, человеческой культуры, связывающий поколения. Это явление изучают философы, социологи, психологи, биологи. Педагогика связывает игру и игровое поведение с процессами воспитания, образования и развития личности. Настоящее пособие раскрывает некоторые психологические, биологические и педагогические аспекты игры, формулирует требования, предъявляемые к игровой деятельности, определяет функции организатора игр, а также предлагает конкретные подвижные игры для повышения двигательной активности во время лет- него отдыха детей, имеющих отклонения в умственном и физическом развитии. Методическое пособие составлено совместными усилиями педагогов, аспирантов и студентов кафедры адаптивной физической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, изучающих данную проблему. Оно предназначено для вожатых, учителей, родителей и других людей, имеющих отношение к воспитательной работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными функциональными возможностями. Глава 1 ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА Игра как форма активности занимает значительное место и жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности. Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется немало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекала к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии. Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии. Рассмотрим некоторые основные концепции игры, опираясь на научные труды, авторы которых в разные годы и с разной целью изучали игру ребенка (В.Г. Яковлев, 1975; Л.В. Былеева, Глава 1 Игра в жизни ребенка
И.М. Короткое, 1982; Г.А. Волкова, 1983; Л.С. Выготский, 1983; В.Л. Страковская, 1987, 1994; А.В. Кенеман, 1989; З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, 1991; Д.М. Маллаев, 1992; Е.А. Покровский, 1994; Э. Майнберг, 1995; В.В. Зеньковский, 1996 и др.).
|