Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Опустынивание (деградация) земель
В Омской области существует так называемое антропогенное опустынивание. Проведенное 2000 г. выборочное обследование небольшого участка на юге области общей площадью 186, 3 гыс.га пс твердило наличие процессов опустынивания и их дальнейшее прогрессирование. В 2(02 I. из-за отсук вия финансирования дальнейшее обследование не проводили. Возникает необходимость формирован не только местной региональной программы по борьбе с опустыниванием, но и программы для в< ей те ритории Сибирского округа. Программа актуальна и требует пристального внимания и н! мед: енн1 практических действий. • комплексное обследование территорий, подверженных опустыниванию (3-5 лет); • подготовка рекомендаций по борьбе с опустыниванием земель Омской области (I год); • разработка программы и ведение мониторинга состояния земель, подверженных опустыни ванию, на период до 10 лет. «Подписанная Зол ее чем 110 государствами Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием всту пила в силу 26 декабря |9% г. Деградация засушливых территорий на всех континентах связана с интен сивным земледелием а животноводством, уничтожением лесов и неэффективной практикой орошения Такая чрезмерная эксплуатация земли вызывается социальными и экономическими факторами давленш на окружающую (-е;;, войнами, засухами и недостаточным уровнем научных знаний. Процессы опустынивания о:; азываь п. юсредственное влияние на более чем 250 млн.человек, а около миллиарда человеь подвергаю гея пот |щ.ильному риску. ПО сути с оен опустынивание является проблемой устойчивого развития, которая связана с раз решением пробле бедности и благосостояния населения и с охраной окружающей среды. Деградаци; земли тесно связана с социально-экономическими проблемами как изменение климата, биологическо» разнообразие и обеспечение пресной водой. Конвенция подчеркивает необходимость координации ис следований и программ действий по борьбе с опустыниванием с этими смежными проблемами»', 13.4. Государственный контроль использования и охраны земель Анализ административной практики ГУПР Омской области за 2001-2002 годы при осуществле нии госконтроля за использованием и охраной земель, показывает тенденцию к увеличению в 2 раза фак тов нарушений (137 случаев за 2001 г. и 130 только за первую половину 2002 г.) и к одновременном; уменьшению исполнения требований и предписаний. Так, соотношение количества обнаруженных ГУП1 Омской области пар> шений к количеству исполненных предписаний определяется по годам следующил образом: в 2001 году - 0, 89, в 2002 году - 0, 52%. Принятие Зс (ельного Кодекса РФ с ноябре 2001 г. до момента вступления в силу КОАП РФ практически исключило применение в административной практике основной вид нарушения земельной законодательства - самовольное занятие земельного участка. Конкретных функций, прав и обязанносте] органов МПР в части осуществления государственного земельного контроля, ранее установленных 31 РСФСР, новым кодексом не было определено. Постановление, изданное позднее правительством РФ от 19.12.02 г. № 833 «О государственно! * земельном контроле» оставляет за территориальными органами государственного контроля МПР только: • совместное участие с органами Федеральной службы земельного кадастра (далее ФСЗК плановых и неплановых проверок (порядка землепользования в отношении земель водного лесного фонда, земель лесов не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природны: территорий) при этом право по рассмотрению дел об административных правонарушения: имеют только должностные лица и специалисты органов ФСЗК; • сбор, обобщение и анализ информации о нарушении и передачи достаточных данных, указы ваюших на наличие земельных правонарушений в Федеральную службу земельного кадаст ра. Причины снижения количественно-качественных показателей государственного земельного кон троля, заключаются в следующем: • в длительности согласования совместных планов проверок между органами ФСЗК и ГУП1 ОмскоГ области, которое связанно с сокращением (отсутствием) освобожденных штатны: госзеМ) спекторов, ранее осуществлявших организацию земельного контроля. В настояще* время и комитетах земельных ресурсов и землеустройства всех уровней субъекта произошл1 сок;, 1Ш 1ия указанных специалистов, например: сокращение в феврале 2002 года гоеземин спе: ци! Змского городского земельного комитета осуществлено на 85 %; • в прекр тении взаимодействия комитетов по земельным ресурсам и землеустройству с от делом г -скочтроля ГУПР в части осуществления совместных плановых и неплановых прове рок, свя ан, > е как с отсутствием достаточного количества специалистов ФСЗК, так и с тем что ось ан» л (главной) задачей специалистов земельных комитетов и органов ФСЗК с мо мента выхода ЗК РФ стала деятельность, связанная с выполнением оплачиваемых работ пс оформлению правоустанавливающих документов на земельные участки; • в отсутствии нормативов, определяющих границы земель, на которых инспектор I У Иг N жег осуществлять функции госземконтроля. Так, не определены границы ООПТ субъектнс уровня до настоящего времени. Земли лесов лесостепной полосы, не вошедших в лесн фонд и не переданные сельскохозяйственным организациям в безвозмездное пользован: также не имеют межевых знаков, разделяющих лесные участки от сельскохозяйственн угодий. За истекший год основной формой нарушений явилось захламление земель, при этом болых часть нарушений связана с организацией свалок в границах сельских поселений и в сельских лесах. Ь смотря на 100% наличия распоряжений об организации сельских свалок, несанкционированные свал организуются повсеместно. При этом порядок пользования санкционированными свалками не регламе тируется, срок использования земельных участков не оговаривается, отсутствуют площадные и объемн показатели, ответственный за рекультивацию не определяется. Это связано в первую очередь с тем, ч для подготовки соответствующего проекта решения органа местного самоуправления, выноса гран свалки в натуру и обозначения их на местности необходимы денежные средства. Так. ориентировоч учтенных площадей земельных участков для организации свалок на территории Омской области в мельном кадастре в 17 раз меньше фактически занимаемых. По данным фактам направлены предписан главам местного самоуправления об устранении обнаруженного правонарушения. Отсутствие утвержденных границ водоохранных зон в пределах населенных пунктов, не пос новка до настоящего времени на государственный кадастровый учет лесных земель, отсутствие в земе.г ном законодательстве четкого определения разрешенного использования земель и не целевого исполь: вания, ранее предоставленного земельного участка позволяют главам администрации городов и район предоставлять земли без учета государственных природоохранных интересов. В настоящее время в пг. куратуру переданы материалы по лесному участку, переданному физическому лицу в пользование с заключения договора аренды лесного участка и юридическому для строительства коттеджей в водос ранной зоне. В настоящее время для создания системы госземконтроля на территории Омской области ГУТ совместно с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Омской области разрабатывает план совместных проверок на 2003 год с определением первоочередных задач. Учитывая вышесказанное, а так же требования ст. 1, ст.2 Федерального Закона от 25.10.01 г. 137-ФЗ о необходимости до 1.01.04 г. переоформления существующего права пользования на пра аренды или право собственности, повышения арендной платы и земельного налога п 1, 8 раза с 1.01.03 можно прогнозировать в 2003 году увеличение количества правонарушений в 2-3 раза. В качестве предложения с целью исключения передачи в собственность земель лесного фон/ участков земель в водоохранных зонах необходимо: • на уровне правительства РФ определить структуру, осуществляющую ведение лесного х зяйства лесами, ранее находившимися в пользовании сельхозформированин и которые отк зались заключать договоры на безвозмездное пользование. Одновременно определить схе!» изъятия земель занятых сельскими лесами (там, где имеются на это согласования землепол зователя) из пользований сельхозформирований и включения этих земель в земли госле фонда; • решить на уровне Росземкадастра вопросы о сроках и порядке исполнения ст. 101 ЗК РФ части занесения данных о границах лесного фонда в государственный земельный кадастр обязательности согласования проектов границ земельных участков (кроме земель поселенш предоставляемых в собственность юридическим и физическим лицам с ГУ ПР. Ф
|