![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции, уровни и общие принципы организации управления предприятием
Организация управления предприятием – это всестороннее его упорядочение, определяющее четкость, последовательность и доступные границы осуществления деятельности; целесообразное построение во времени и пространстве в соответствии с деятельностью в социально-экономической системе и задачами повышения эффективности работы предприятия. При организации управления предприятием выполняются следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой предприятия. Раскрываются функции следующим. Объектом организации управления является социально-экономическая система. Она создается из совокупности функциональных элементов: людей, предметов и средств труда, финансовых и информационных ресурсов. До начала процесса управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, начальные условия функционирования системы. Для того, чтобы наладить процесс управления, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создается социально-экономическая система (предприятие). Социально-экономическая система – динамичная система, обладающая способностью развития, переходить из одного качественного состояния в другое, оставаясь системой. В процессе развития элементы системы управления постепенно утрачивают первоначальную эффективность и способность выполнять заданные им функции, что приводит к нарушению структуры системы. В результате возникает задача сохранения структурной тождественности системы управления предприятием, т.е. поддержания соответствия между составом ее элементов и целями функционирования. Структурная тождественность системы управления не устанавливается автоматически, а достигается с помощью организации. В процессе функционирования социально-экономической системы (предприятия) ее структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды. Чтобы система находилась на уровне предъявляемых требований необходимо из ее состава выводить утратившие свое функциональное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствование осуществляется посредством организации в форме реорганизации. Отсюда третьей функцией организации управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с изменениями окружающей среды. По мере усложнения связей с внешней средой сформировались черты новой модели предприятия как открытой системы, приведенные в табл. 1.2. Таблица 1.2 Характеристика предприятия как открытой системы
Открытая система характеризуется четким взаимодействием с внешней средой, такая система не является самообеспечивающей, так как зависит от информации, поступающей извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде, что является необходимым условием ее эффективного функционирования. Руководители предприятия должны постоянно поддерживать связи с внешней средой, анализировать происходящие в ней изменения. Модель предприятия как открытой системы приведена на рис. 1.2.
![]() Рис. 1.2. Модель предприятия как открытой системы
Из внешней среды предприятие получает компоненты, являющиеся входами в систему управления. В процессах преобразований входов получаемая продукция или услуги являются выходами системы управления, которые представляются во внешнюю среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процессов преобразования получается добавленная стоимость, то есть выгоды, которую получает предприятие от своей деятельности. Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства. Каждое воздействие предполагает, что руководители всех уровней должны обозначить проблемы и четко сформулировать задания для их решения, временной интервал, пределы допустимых отклонений, указать лиц, ответственных за исполнение решения. В многоуровневой системе управления организация управления проявляется в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней системы управления. Порядок взаимодействия определяется стоящей целью, особенностями ситуации. Аппарат управления на крупных предприятиях можно разбить на три основных уровня управления: высший уровень, включающий совет директоров, комитеты, правление; средний уровень, представленный центральными службами; низовой уровень – оперативно-хозяйственные подразделении. Существенной особенностью современной структуры управленческого аппарата крупного предприятия является отделение стратегических и координационных задач управления от оперативной деятельности. Произошло четкое разграничение функций между тремя уровнями управления. Высший уровень управления ориентирован на разработку целей и стратегий развития, координацию деятельности в масштабе предприятия, принятие важнейших производственно-хозяйственных и технических решений. Средний уровень обеспечивает эффективность функционирования и развития предприятия путем координации деятельности всех подразделений. Низовой уровень сосредоточен на оперативном решении задач по организации хозяйственной деятельности в рамках отдельных структурных подразделений, главной задачей которых является выполнение установленных заданий по выпуску продукции и получению прибыли. Высшее руководство предприятия, представленное советом директоров и правлением, имеет следующее распределение функций: совет директоров осуществляет выработку общей политики, правление – ее практическую реализацию. Совет директоров выступает как организующее и направляющее звено, а принимаемые им решения служат основой для оперативной деятельности. Совет директоров играет роль координирующего органа. Он осуществляет согласование и увязку между собой деятельности различных служб управления на разных уровнях, обеспечивает проведение единой линии в руководстве предприятием. Главными функциями правления являются руководство научно-исследовательскими работами, производством, сбытом, качеством продукции и конкурентоспособностью предприятия. Правление также разрабатывает текущую хозяйственную политику, контролирует ее выполнение и вырабатывает необходимые коррективы. Функции Совета директоров и правления приведены в табл. 1.3. Таблица 1.3 Функции Совета директоров и правления
Основным в деятельности управленческих служб предприятия является обеспечение координации работы соответствующих функциональных подразделений в производственных подразделениях. Она осуществляется по трем направлениям связей: связи по линии организации и обслуживания производственного процесса в рамках предприятия в целом; связи между центральными службами и функциональной службой в производственном подразделении; связи по линии учета и контроля. К общим принципам организации управления предприятием относятся: обеспечение максимально возможной управляемости предприятия; ориентированность на потребности рынка, запросы конкретных потребителей, достижение целей предприятия; обеспечение оптимального соотношения централизации и децентрализации управления; равномерность распределения объемов работ по уровням управления и исполнителям; обеспечение своевременной, достоверной и в необходимом объеме информацией системы управления предприятием; обоснованная необходимость управленческих процедур и упрощение системы управления предприятием; максимальное исключение влияния субъективных факторов на процесс управления; согласование процесса управления в пространстве и времени; использование современных технических средств в организационных формах управления; Система управления состоит из нескольких функциональных подсистем, характеристика которых приведена в табл. 1.4. Таблица 1.4 Характеристика функциональных подсистем
Продолжение табл. 1.4
В современных условиях все большее внимание уделяется обеспечению эффективных внешних условий функционирования предприятия. В этих целях в системе управления предприятием выделяется подсистема управления маркетингом, целью которой является планирование и проведение мероприятий, обеспечивающих полное удовлетворение потребителя и получение максимальной выгоды. Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время, характер спроса потребителей таким образом, чтобы это помогло предприятию в достижении поставленных целей. Процесс управления маркетингом состоит из анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
|