![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Природоохранная деятельность предприятий ЖКХ
Важнейшим природоохранным мероприятием в ЖКХ города был перевод в 2002 году котг МУП «Теплокоммунэнерго» на природный газ. МУП «Водоканал» в 2002 году выполнил следующие мероприятия: • проведена реконструкция канализационного дюкера через р. Омь; • выполнен проект повторного использования промывных вод на ЛОВС; • ликвидирован сброс ливневых сточных вод и вод от водяной завесы в овраг на складе хлора. Нерешенные проблемы и планируемые природоохранные мероприятия Нерешенной проблемой для предприятия МУП «Теплокоммунэнерго» остается очистка болы го объема сбрасываемых в горканализацию засоленных сточных вод, образующихся при водоподгото и продувке котлов. Из-за отсутствия финансирования не ведется строительство дублирующего сбросного коллект! от очистных сооружения канализации МУП «Водоканал» до р.Иртыш На Ленинской очистной водоп водной станции продолжается сброс в р.Иртыш без очистки промывных вод фильтров и шламовых I отстойников. При этом в реку вместе с удаляемыми ЗВ сбрасывается более 30 т применяемого флокул та ВПК-402, что недопустимо. По всем перечисленным проблемам запланированы мероприятия на 2< г. Кроме того, МУП «Водоканал» планирует в 2003 г. продолжить работу с предприятиями г.Омска внедрению и строительству локальных очистных сооружений на собственных площадках а также по п грамме денитрификации сточных вод ОСК. 5.9. Транспорт Особенностью транспортной отрасли являются выбросы токсичных ЗВ от передвижных ист ников: автомобилей, тепловозов, самолетов, теплоходов, имеющих двигатели внутреннего сгорания составе отработавших газов содержится более 200 различных химических соединений, о асных для з ровья человека и окружающей природной среды. Наиболее токсичными веществами яв; юте окись лерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, сернистый газ, сажа, соединения свинца, енз(1пи> ен В разделе выбросы ЗВ от железнодорожной, авиационной и речн< й техники п)СЧ1 ань. с марно с выбросами от стационарных источников отрасли, т. к. они незначительны, произ)дят я, в сто не от селитебных зон и не оказывают существенного негативного воздействия на состоян е окружаю!. воздействие отдельных видов транспорта на окружающую природную среду описано в разделах 5.9.1 - 5.9.5, выбросы в атмосферу и образование отходов в отрасли показаны в таблицах, 5.9.1 - 5.9.2. Таблица 5.9.1 Выбросы ЗВ от стационарных источников предприятий транспорта г.Омска, тыс.т Найме ювание отрасли Изменение за год, +-, %
Транспорт, в т л числе*
АВТОМООИЛ!; ЫЙ**
Железн > дог жный**
Авиаци > нн! '! **
Речной
Трубоц овс ный* * - по данным 2-ТП - «воздух» согласно системы ОКОНХ; ** - по данным 2-ТП - «воздух» согласно распределений по отраслям. Таблица 5.9.2 Образование опасных отходов производства в транспортной отрасли, тыс.т
5.9.1 Автомоб 1льный транспорт Автотраь; порт оказывает комплексное воздействие на окружающую среду: • атмосферный воздух загрязняют продукты сгорания моторного топлива; • водные объеь ты принимают сточные воды предприятий транспортного комплекса, а также воды снеговых от; ало! и ливневые смывы с дорог, содержащие преимущественно нефтепродукты, взвешенные вещества и соединения свинца;,,..; • почву загрязняют отходы эксплуатации автомобилей: шины, отработанные масла, аккумуляторы, электролиты, кузовной лом и др. В 2002 г. характер воздействия автотранспорта на окружающую среду изменился вследствие увеличения парка автомобилей, работающих на газе, и увеличения объемов реализации автомобильного топлива. Выбросы ЗВ от передвижных источников автотранспорта Омской области составили 419, 9 тыс.т, в г.Омске - 225, 3 тыс.т. По сравнению с предыдущим годом выбросы от передвижных источников увеличились по области на 123, 7 тыс.т, по г. Омску-на 75, 21 тыс.т. Значительный вклад в загрязнение атмосферного воздуха.г.Омска вносит подвижной состав му По уточненным данным УГИБДД на 01.01.2003 г. на учете в области стоит 399, 861 тыс. автотранспортных средств, из них 221 тыс. в г.Омске. Из общего числа автомобилей в области - 12546 шт. оснащены газобаллонным оборудованием. Предприятиями автомобильного транспорта г.Омска в 2002 г. использовано 0, 850 млн.м свежей воды, что на 0, 34 млн.м3, больше, чем в 2001 г. Расход воды в системах оборотного водоснабжения составил 0, 400 млн.м3, что на 0, 253 млн.м 3 больше чем в 2001 году.. Водоотведение в поверхностные водные объекты в течение года не производили. Сброс сточных вод осуществляли в систему городской канализации. Основными ЗВ в сточных водах являются нефтепродукты и взвешенные вещества. На всех предприятиях автомобильного транспорта имеются локальные его соответствие нормам для сброса в городскую канализацию. В 2002 г. на предприятиях автомобильного транспорта, по данным статистических отчетов, с зовалось 8, 917 тыс.т токсичных отходов производства, что на 2, 833 тыс.т больше, чем в 2001 г. Из об го количества!, 289 тыс.т. использованы и обезврежены на предприятиях отрасли. В 2002 г. с целью снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, усиления контроля бросов ЗВ от автотранспорта, а также выполнения Закона РФ «Об охране окружающей среды» в г. 0\ проводилась операция «Чистый воздух». В подготовке и проведении операции принимали участие более 30 представителей от следую! организаций: ГУПР по Омской области, подразделений УГИБДЦ УВД Омской области, Омского отд ния Ространсинспекции, городского центра Госсанэпиднадзора, областного Совета ВОА, Омского це(метрологии, стандартизации и сертификации, средств массовой информации, пропаганды и связи с н лением и др. Операция проводилась при тесном взаимодействии с администрацией округов г.Омска. При ГУПР по Омской области работали две передвижные лаборатории по контролю выбрс ЗВ от автотранспорта. Проверено 355 автомобилей на 61 предприятии, зафиксированы превышения у новленных норм у 34 автомобилей (9, 6%). Оштрафовано I юридическое лицо на сумму 0, 5 тыс.руб. должностных лиц на сумму 6, 8 тыс.руб. Совместно с окружными подразделениями ГИБДД проведе^ проверок на конечных остановках автотранспорта и на контрольно-пропускных пунктах ГИБДД. Пр< рено 83 автомобиля, выявлено с превышением установленных норм 11 шт. (13, 3%). Омским отделением Ространсинспекции проверено 357 автомобилей на 12 предприятиях, вь лено с превышением установленных нормативов выбросов 45 (6%), предъявлено штрафных санк должностным яйцам на сумму 0, 80 тыс.руб. Областная организация ВОА обсудила ход операции «Чистый воздух» на заседании президи областного Совета ВОА. Проверено 9346 автомобилей, у 937 автомобилей отрегулированы карбюрато Для уменьшения негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду необход» решение следующих задач: • совершенствование схемы'органйзации дорожного движения г.Омска, в том числе ввод в эксшгуат цию нового моста через р. Иртыш, увеличение пропускной способности автомагистралей, заверил ние строительства окружной дороги с транспортными развязками в разных уровнях; • создание экологического отдела муниципальной милиции; • замена морально устаревших транспортных средств автомобилями, отвечающими стандартам «Ев| 1-3»; • запрещение выпуска и реализации через АЗС г.Омска этилированных бензинов; • переоборудование 'автомобилей для использования альтернативных видов топлива; • развитие сети электротранспорта; • внедрение систем нейтрализации, отработавших газов; • внедрение систем инструментального контроля технического состояния автотранспортных средст? • организация специальных дорожек для велотранспорта. 5.9.2 Железнодорожный транспорт Железнодорожный транспорт включает многопрофильные производственные мощности обеспечению ритмичной работы железных дорог и подвижной состав, осуществляющий перевозки стационарным источникам загрязнения относятся локомотивные и вагонные депо, котельные, промыв но-пропарочная станция Комбинатская, пункты подготовки подвижного состава. К передвижным ист никам загрязнения относятся магистральные и маневровые тепловозы, вагоны с пылящим грузом и н тепродуктами, пассажирские вагоны с печным отоплением, путевые ремонтные машины, пыль от ис рания тормозных колодок и рельсов, рефрижераторный подвижной состав, автотранспорт. В 2002 п" объем выбросов ЗВ в атмосферу от предприятий железнодорожного транспорта данным отчетов 2ТП-воздух составил 2188, 0 т, что на 384, 0 т меньше, чем в 2001 г. В структуре выбросов в атмосферу от стационарных источников около 80 % общего выброса приходится на долю энергетических теплоагрегатов котельных; около 10 % приходите I на энерготех! ческие агрегаты (кузнечные нагревательные печи, термообработка, сушильные установки); еще оке 10 % приходится на технологические агрегаты (окрасочные камеры, гальваника, механическая обработ сварка, деревообработка и т.д.). Основными ЗВ являются твердые частицы, сернистый ангидрид, ок! углерода, окислы, азота. Крупным неорганизованным источником выбросов суммы углеводородов яв ется промывочно-пропарочная станция Комбинатская (996, 7 т/год).
лаборатория. Зыбросы от пе недвижных источников загрязнения атмосферы (маневровых и магистральных те- " пловозо:) в 2002 г. по расчетным данным составили 4, 663 тыс.т (в 2001 г. - 3, 848 тыс.т). Контроль соблюдения нормативов выбросов тепловозами проводится на пункте экологического контроля Локомотивного депо ст. Омск. По данным отчетов 2ТП-водхоз предприятиями железнодорожного транспорта в 2002 г. использовано 2, 006 млн.м3 свежей воды, в 2001 г. - 2, 195 млн.м3. Расход воды в системах оборотного водоснабжения в 2002 г. составил 1, 189 тыс.м3 или 54, 2 % от общего объема водопотребления. В 2002 г. сброс на рельеф местности составил 783, 0 тыс.м3, в 2000 г. - 783 тыс.м3. Объем водо-отведения в системы горканализации и промканализации ОАО «Сибнефть» в 2002 г. составил 1, 215 млн.м3, в 2000 - 1, 163 млн.м3. Основными ЗВ в сточных водах являются нефтепродукты, взвешенные вещества, фенол. На всех предприятиях железнодорожного транспорта имеются " локальные очистные сооружения. Прием сточных вод осуществляют МУП «Водоканал» и ОАО «Сибнефть» на договорной основе. Для контроля качества сточных вод организован ведомственный лабораторный контроль. В 2002 г. на предприятиях железнодорожного транспорта образовалось 15, 115 тыс.т отходов производства, в 2001 г. - 15, 115 тыс.т. (только отходы ЫУ кл. опасности). Из общего объема отходов 0, 252 тыс.т составили отработанные нефтепродукты (2001 г. - 0, 420 тыс.т) и 3, 541 тыс.т - золошлаковые отходы (2001 г. - 5, 106 тыс.т). Нефтепродукты использовали в качестве топлива для котельных, а золошлаковые отходы - для благоустройства территорий предприятий. На предприятиях железнодорожного транспорта организован централизованный сбор отработавших ртуть-содержащих приборов с последующей отправкой их на демеркуризацию в г.Новосибирск. 5.9.3 Авиационный транспорт Перевозками пассажиров и грузов занимаются ОАО «Омский аэропорт» и ОАО «Авиакомпания «ОмскАвиа». Источники, вносящие наибольший вклад в выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, - двигатели воздушных судов (около 80%) и двигатели спецтранспорта (около 10%). Основные ЗВ, поступающие в атмосферу; оксид углерода (около 60% от суммы выбросов); оксиды азота (около 10%); углеводороды (около 30%). Суммарный выброс ЗВ в атмосферу в 2002 г. составил 405, 44 т, что на 18, 281 т (на 4, 7%) больше, чем в 2001 г. за счет увеличения количества взлетно-посадочных циклов воздушных судов в ОАО «Авакомпания «ОмскАгиа». Водоснабжение предприятий авиационного транспорта осуществляется из городского водопровода, в 2002 г. использовано 0, 055 млн.м3 свежей воды, что на 0, 006 млн.м3 меньше прошлогоднего в связи с ремонтом цеха бортпитания. Образовалось 0, 109 млн.м3 загрязненных сточных вод, из них: 0, 055 млн.м3 направлено через городскую канализацию на очистные сооружения МУП «Водоканал»; 0, 054 млн.м3 ливневых стоков с аэродрома поступили в р.Иртыш. Наиболее характерными загрязняющими веществами в ливневых сточных водах являются нефтепродукты (общее количество в 2002 г. составило 0, 004 т), взвешенные вещества (1, 048 т), органические вещества, СПАВ (5, 4 кг). На предприятиях авиационного транспорта отсутствуют системы оборотного водоснабжения и очистные сооружения. Общее количество образовавшихся опасных отходов в 2002 г. - 85, 314 т, из них 0, 4% - отходы I класса опасности, 13% - II класса опасности, 5% - III и 81, 6% -IV класса. В связи с отсутствием финансирования из Федерального бюджета сорваны сроки ввода в эксплуатацию Международного аэропорта «Омск-Федоровка». Аэродромный комплекс завершен на 95%; однако строительство здания аэровокзала, служебных и производственных помещений еще не окончено. 5.9.4 Речной транспорт В областную.структуру речного транспорта на 01.01.2003 г. входят: производственное учреждение «Обь - Иртышское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства», два порта (Омский и Тарский), четыре пункта отстоя флота (АО «Иртышская РЭБ флота», ОАО ИП «Омский судоремонтный завод», п. Большеречье, п.Черлакский) и две пристани (Омский речной вокзал и Усть -. и.нимУ В частном владении эксплуатируют речной транспорт: ЗАО «Омсктранснефтепродукт», ООО 383 самоходных. В навигацию 2002 г. эксплуатировалось 450 единиц судоходного речного флота, в том числе 190 самоходного. В результате своей деятельности речной транспорт и обслуживающие его предприятия загрязняют атмосферу, водные объекты, несанкционированно размещают отходы на береговой полосе и в водоохраной зоне р.Иртыш. На предприятиях речного транспорта 58 стационарных источников загрязнения атмосферы, и: них газоочистными установками оснащены только шесть. Газоочистные установки работают удовлетворительно. Суммарный выброс ЗВ от стационарных источников на предприятиях судоходного траг: порт в 2002 г. составил 294, 321 т, что на 18, 163 т больше, чем в 2001 г. за счет увеличения объемов гр> зопер(возок и переработки сыпучих грузов, а также ухудшения качественных характеристик сжигаемого топл! ва. Наиболее крупными загрязнителями атмосферного воздуха в 2002 г. стали ОАО «Омский речной порт» (137, 611 т) и Иртышская РЭБ флота (106, 406 т). В 2002 г. предприятиями речного транспорта израсходовано 13, 87 тыс.т дизельного топлива, 1, 37 тыс.т меньше, чем в прошлом году из-за менее продолжительной навигации. Израсходовано 0, 283 тыс.т неэтилированного бензина, на 0, 017 т меньше прошлогоднего количества за счет более экономно! расходования. Водоснабжение предприятий производится централизовано из горводопровода. Потребление свежей воды в 2002 г. на предприятиях речного транспорта оказалось на уровне прошлого года и соста вило 83 тыс.м3. Оборотное водоснабжение на Иртышской РЭБ флота составило 42%. Водоотведение на предприятиях осуществлялось в горканализацию после контроля качества сточных вод на содержание взвешенных веществ и нефтепродуктов. Объем сточных вод составил 50 тыс.м3. В ОАО «Омский речнс порт» имеются два выпуска в р.Иртыш. На левобережном комплексе -из закрытой дренажной системы объемом 14 тыс. куб.м. и на правобережном - из системы ливневой канализации. В 2001 г. 13-за малогс объема собираемых стоков сброс их в р.Иртыш не производился. Согласно статотчетности на предприятиях речного транспорта за год образовало! ь 12, 8 2 ты опасных отходов, что на 0, 328тыс.т меньше, чем в 2001 г. После переработки и утилизацш в кон е 20< г. на предприятиях осталось 695, 449 т отходов. По классам опасности они распределились ледук цим образом: • 1 кл, -0, 04 т (0, 104 тв 2001 г.); • 2 кл. - 689, 409 т (660, 789 т в 2001 г). Увеличение произошло за счет увеличения остат; а под шне вых вод в ОАО «Омский речной порт»; • 3 кл. -отсутствие; • 4 кл.-6, 0 т (5, 0 тв 2001 г.). В навигацию 2002 г. в г.Омске и Омской области работали 2 станции и 6 сборщи ов по прие! и переработке отходов с плавсредств России и Республики Казахстан, работавших в Омске \ области и. проходивших ее транзитом по р.Иртыш. За год ими принято и очищено 10, 78 тыс.м3 подсланевых вод, что на 0, 6 тыс. л3 меньше, чем навигацию 2001 г. Хозяйственно-бытовых сточных вод очищено 5, 23 тыс. м3, что на 0, 55 тыс.м3 меньц уровня прошлого года. Сухого мусора переработано 51, 25 т, что на 1, 84 т больше, чем в 2001 г. Изменения в количе ве принятых и обезвреженных отходов от плавсредств в 2002 г. по сравнению с 2001 г., находятся в пр делах ежегодных колебаний этих величин в зависимости от объема грузоперевозок, дальности маршру тов, ранга судов, местонахождения портов приписки, экономических факторов и т.п. Нерешенные экологические проблемы речного транспорта: • затруднен учет количества топлива, использованного в Омской области плавсредствами, проходящими ее по р.Иртыш транзитом и судов Омской приписки, работающими за ее преде; ши и толькс возвращающимися на зимний отстой и ремонт в Омскую область; • акватории затонов предприятий речного транспорта и их береговые полосы заполнены неработак> щими и списанными судами; • медленно ведутся работы по подъему из р.Иртыш и утилизации затопленных плавсредств и метал.1 ческих конструкций. Нефгепроводь. Транспортировку нефти на территории Омской области осуществляет Омское районное нефте-проводное у: равление ОАО «Транссибнефть» по магистральным нефтепроводам Омск-Иркутск, Омск- " Павлодар, Туймазы-Омск-Новосибирск, участок Омск-Москаленки. В 2002 г. валовые выбросы ЗВ в атмосферу в ОАО «Транссибнефть» составили 1026, 4 т, что превысило выбросы предыдущего года. Увеличение объема валовых выбросов произошло в основном по углеводородам резервуарного парка, что связано с корректировкой тома ПДВ для ОАО «Транссибнефть» по новым методикам расчета от резервуарных парков. Нормативные выбросы по ОАО составили 100%. Естественный износ нефтепроводов прогнозируют и контролируют средствами внутритрубной диагностики. Магистральные нефтепроводы в Омской области имеют электрохимическую защиту. Основным направлением природоохранной деятельности в ОАО «Транссибнефть» является исключение аварийных ситуаций, путевых утечек за счет соблюдения требований нормативных и регламентирующих документов, проведения технической профилактики аварийности и внутритрубной диагностики. Образующиеся на ОЛПДС ОРНУ сточные воды, содержащие взвешенные вещества и нефтепродукты, ! поступают по договору на очистные сооружения ОАО «Сибнефть - Омский НПЗ», а хозбытовые стоки на очистные сооружения МУП «Водоканал». В 2002 г. ОЛПДС ОРНУ использовало воды на хозпитьевые нужды - 30, 0 тыс.м3, и на производственные - 20 тыс.м 3, что не превышает уровня 2001 г. В 2002 г. в ОАО «Транссибнефть» образовалось 824, 082 т промышленных отходов, из них 846, 8 т. передано другим предприятиям (для использования и обезвреживания 317, 72 т, для захоронения 507, 66 т). Промышленные отходы утилизируются на ЗАО «Полигон». Объемы образования отходов в структурных подразделениях ОАО «Транссибнефть» остались на уровне прошлого года. Нефтепродуктопроводы Эксплуатацию магистрального нефтепродуктопровода в Омской области осуществляют два предприятия: ОАО «Уралтранснефтепродукт» (ЛПДС «Исилькуль») и ОАО «Сибтранснефтепродукт» (ЛПДС «Омск»). ЛПДС «Исилькуль» обслуживает трубопровод от западной границы Омской области до границы с ЛПДС «Омск». Протяженность трубопровода, принадлежащего ЛПДС «Омск», на запад 7, 34 км, на восток- 138 км (до восточной границы Омской области). В 2002 г. в атмосферу было выброшено ЛПДС «Омск» 185, 452 т. ЗВ (на 6, 65 т больше, чем в 2001 г.). Основными ЗВ являются углеводороды, их доля в выбросах в 2002 г. составила 99, 5%. Увеличение выбросов произошло за счет увеличения объема перекачки нефтепродуктов. Выбросы ЛПДС «Исилькуль» незначительны, не превышают разрешенных 1, 616 т. ЛПДС «Оме •:» получает воду на хозпитьевые нужды - из городского водопровода, на производственные нужды - из технического водопровода ОАО «Сибнефть - ОНПЗ». В 2002 г. образовалось 138, 35 т промышленных отходов, из них 90 т отходы II класса опасности, 34, 2 т - нефтешламов, остальное - 47, 5 т. - древесные отходы и ТБО. На территории ЛПДС имеется неф-тешламосборник, где на конец 2001 г. накопилось 55, 8 т нефтешламов. В 2001 г. предприятием заключен договор с ЗАО «Полигон» и вывезено 34, 2 т. нефтешламов для захоронения. В 2000-2002 гг. для регистрации утечек на трубопроводах внедрена система регистрации падения давления «СОНТ», которая позволяет обнаружить место порыва практически мгновенно с точностью до 100 метров. Информация передается оператору насосной станции, перекачка останавливается,.загрязнение природной среды своевременно устраняется. Для предотвращения загрязнения грунтовых вод на предприятии при зачистке резервуаров шлам выгружается на поддоны, затем складируется в шламонакопителе; своевременно зачищаются утечки нефтепродуктов по трассе трубопровода. В 2001 г. заключен договор с проектной организацией на разработку документации по созданию режимной сети для контроля качества грунтовых вод. Периодически службой Омского районного нефте-проводного управления проводится аэро- и наземный контроль охранной зоны нефтепродуктопроводов и электрозащиты. Газопроводы По территории Омской области проходят два магистральных газопровода:» СРТО - Сургут - Омск пропускной способностью 12 млрд.мЗ/год;» Омск - Новосибирск пропускной способностью 9 млрд. мЗ/год и давлением 75 атм. Подача газа потребителям осуществляется через 18 газораспределительных станций (ГРС). Экс-гггуатаиию магистральных газопроводов и ГРС проводит Омское ЛПУМГ ООО «Томсктрансгаз». ОКСИДа углерода.5, 636 Т {ЗЧ, й" /а), ОКИСЛОВ азота 1, ^4-0 т \1\>, У'/о). ни сравнении-! и ^1лл 1. иьшууьы; мсп! > шились на 1, 344 т (на 10, 4%). Водоснабжение < РЛПУМГ осуществляется из коллектора МУП «Водоканал». В 2002' г. на хозяй ственные нужды израсходовано '2, 35 тыс.м3 воды, на производственные - 0, 84 тыс.м3. Сброс сточных во; в количестве 3, 19 тыс.м" 1 производился на общегородские очистные сооружения. Ситуация с водопотреб лением и водоотведением осталась на уровне прошлого года. В целях экологической и производственной безопасности в 2002 г. проводились внутритрубна; диагностика магистральных газопроводов и проверка качества изоляционного покрытия, толщинометри: отводов и.сосудов высокого давления, техническое освидетельствование сосудов высокого давления I блоков подогрева газа, обследование подводных переходов через р.Иртыш и р.Омь, провес \а работоспо собности электрозащиты. Кроме того, два раза в месяц производятся объезды всей трассы. Ежегодно Управление разрабатывает программу повышения надежности систем магистральны: трубопроводов. При проведении плановых и аварийно-восстановительных работ производится сброс атмосферу Только неодорированного газа. 5.10. Загрязнение окружающей среды городов Омской области
|