Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика подготовки к семинарским и практическим занятиям, проводимым в интерактивных формах
Тематическим планом дисциплины «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса» предусмотрено проведение занятий в следующих интерактивных формах: круглый стол (групповая дискуссия), case-study (ситуационный анализ), эвристическая беседа, деловая игра. 1. Круглый стол (групповая дискуссия). Проведение занятия в форме учебной дискуссии предполагает коллективное обсуждение поставленных проблем теории уголовного процесса. Этот метод позволяет оптимально использовать уже имеющиеся у магистрантов знания по курсу «Уголовно-процессуальное право» и смежным дисциплинам, на основе которых ведется научная дискуссия более глубокой проблематики. При этом происходит закрепление информации и результатов самостоятельной работы с дополнительным материалом. «Круглый стол» организуется следующим образом: 1) планом семинарского занятия предусматривается несколько теоретических вопросов, обсуждение которых позволит всесторонне рассмотреть тему. Например, тема «Уголовно-процессуальная форма», в рамках которой на обсуждение предлагаются следующие вопросы: понятие «уголовно-процессуальная форма» в доктрине уголовного процесса; единство и дифференциация уголовно-процессуальной формы; способы упрощения (усложнения) уголовно-процессуальной формы, предусмотренные действующим законодательством. 2) вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для самостоятельной подготовки. При подготовке к рассматриваемому виду семинарских занятий необходимо изучить не только предложенную в учебно-практическом пособии специальную литературу по теме, но и дополнительно просмотреть необходимые материалы, в том числе и с использованием информационных, справочных и поисковых систем (Яндекс, Рамблер и т.д.), а также библиотечного фонда Центрального филиала ФГБОУВО «РГУП». Готовясь к ведению дискуссии в учебной аудитории, магистрант должен заранее обосновать свою позицию по предложенному для изучения вопросу. 3) для освещения наиболее сложных с практической точки зрения проблем на круглый стол могут быть приглашены специалисты-практики (работники следственных органов, прокуратуры, суда). 4) в ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности. Заранее подготовленные студентами выступления обсуждаются и дополняются, задаются вопросы, обосновывается определенная точка зрения. Например, в рамках дискуссии относительно единства и дифференциации уголовно-процессуальной формы, рассматривается вопрос об упрощении (ускорении) уголовного судопроизводства. При этом одна группа студентов обосновывает преимущества упрощенных форм судопроизводства (например, особого порядка принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением), а другая – приводит контраргументы в пользу единства формы судебного разбирательства (например, с позиций реализации принципов уголовного процесса). Выбор методики ведения дискуссии определяется в подгруппах. Это может быть методика «вопрос-ответ» (простое собеседование в диалоговом режиме); процедура «обсуждение вполголоса» (закрытая дискуссия в подгруппе с выработкой единой позиции, которая озвучивается одним из участников и обсуждается всей группой); методика «эстафеты» (каждый заканчивающий выступление участник передает слово тому, кому считает нужным) и т.д. 5) подведение итогов «круглого стола», формулирование общих выводов по поставленным вопросам. 2. Сase-study (ситуационный анализ). Метод анализа конкретной практической ситуациипредполагает использование ранее накопленных магистрантом теоретических знаний и навыков в области уголовно-процессуального права к их практическому применению в конкретных следственно-судебных ситуациях. Подготовка студентов к интерактивному занятию в рассматриваемой форме должна включать в себя изучение предложенной фабулы уголовного дела, выявление проблемной ситуации, анализ законодательных вариантов ее решения, а также обоснование принятого решения. Особое внимание должно уделяться аналитической работе, когда необходим поиск и анализ нескольких вариантов решения одной проблемы, обозначенной в предлагаемой судебно-следственной ситуации. Необходимо обратить внимание на возможность использования не только уголовно-процессуального законодательства, но и следственно-судебной практики рассмотрения и разрешения конкретных уголовных дел, а также личного опыта практической деятельности магистранта по юридической специальности. Образец решения задачи: Условие: Г. обвинялся в пособничестве в покушении на умышленное убийство С. В целях выяснения всех обстоятельств уголовного дела следователь предложил почтальону всю почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую на имя Г., изымать и доставлять в милицию, а затем вручать обвиняемому. Обоснованы ли указания следователя? Какой принцип уголовного судопроизводства лежит в основе решения данного вопроса? Решение: При решении задачи первоначально необходимо установить, какие действия следователя затронули права и законные интересы обвиняемого. Так, следователь считает необходимым изучать почтово-телеграфную корреспонденцию, поступающую на имя обвиняемого, тем самым ограничивая предусмотренное ч. 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Указанное конституционное право закреплено в п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также в качестве принципа уголовного судопроизводства – в ст. 13 УПК РФ. Ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается исключительно по судебному решению (ч. 1 ст. 13 УПК РФ). Следовательно, можно утверждать, что действия следователя непосредственно затрагивают права и законные интересы обвиняемого Г. Теперь необходимо определиться, не противоречат ли действия следователя принципу уголовного процесса, закрепленному в ст. 13 УПК РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 13 УПК РФ наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи могут производится на основании судебного решения. Такое решение должно быть получено следователем в порядке, предусмотренном ст. 165 УПК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 185 УПК РФ, в случае принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, его копия направляется в учреждение связи, которому поручается задерживать соответствующие отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя. Осмотр, выемка и снятие копий с задержанных почтовых отправлений производится следователем в учреждении связи, о чем составляется протокол (ч. 5 ст. 185 УПК РФ). Теперь, оценивая указания следователя, данные почтальону, можно сделать вывод о том, что они не соответствовали требованиям уголовно-процессуального закона. В этой ситуации нарушаются два принципа уголовного процесса: принцип тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 13 УПК РФ), а также принцип законности при производстве по уголовному делу (ст. 7 УПК РФ). На практических занятиях организуется индивидуальная, парная и групповая работа, а также работа с нормативными актами. Работа с конкретной практической ситуацией в учебной аудитории включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работа магистрантов с условием задачи (идентификация поставленной в ней проблемы, поиск норм уголовно-процессуального закона, регулирующих данную практическую ситуацию, формулирование предложений по ее разрешению); 2) работа в подгруппах (парная работа) по согласованию варианта решения предложенной практической ситуации; 3) презентация результатов работы подгруппы на общей дискуссии в рамках всей учебной аудитории; 4) подведение итогов решения задачи преподавателем. 3. Деловая игра. Этот метод интерактивного обучения предполагает воссоздание содержания какого-либо элемента профессиональной деятельности следователя (дознавателя), прокурора и суда (судьи), моделирование возникающих правоотношений, характерных для изучаемого вида практической деятельности. В деловой игре каждый из участников решает свою задачу, в соответствии со своей ролью, при этом общение в аудитории имитирует профессиональное общение должностных лиц органов уголовной юстиции с участниками уголовного судопроизводства. Данный вид практических занятий позволяет не только усвоить методику работы участников уголовного судопроизводства с противоположными процессуальными интересами, но и связан с необходимостью принятия какого-либо процессуального решения, а также составления соответствующего документа, как в ходе игры, так и по ее окончании. Проведению деловой игры предшествует самостоятельная подготовка магистранта, которая заключается в обстоятельном анализе фабулы уголовного дела, определении процессуального статуса каждого участника уголовного процесса, составлении проектов уголовно-процессуальных актов. В учебной аудитории деловая игра в соответствии с предложенным в учебно-практическом пособии сценарием, проводится в несколько этапов. Первый этап состоит в постановке преподавателем целей и задач игры, распределении ролей между ее участниками, формируется экспертная группа для оценки результатов деловой игры. Второй этап предполагает ознакомление с основной частью сценария (последовательностью процессуальных действий, их нормативным регулированием, а также правами и обязанностями участников уголовного судопроизводства, между которыми возникают моделируемые правоотношения). Третий этап включает в себя непосредственное воспроизведение действий, составляющих содержание предложенной практической ситуации. Четвертый этап заключается в составлении определенного, предусмотренного УПК РФ процессуального акта. При этом возможна индивидуальная работа либо работа по группам. На пятом этапе подводятся итоги деловой игры, обсуждаются результаты, выявляются ошибки. С критериями оценки деятельности выступают эксперты. Преподавателем подводятся обобщающие итоги занятия. 4. Эвристическая беседа. Данная форма предполагает вопросно-ответный метод изучения обозначенной проблемы. В диалоговом режиме магистры на основе имеющихся знаний в области уголовного процесса, приходят к собственным выводам о предложенных на обсуждение понятиях и законодательных формулировках. При подготовке к эвристической беседе необходимо изучить специальную литературу по теме, проанализировать поставленные преподавателем вопросы, а также подготовить краткие письменные ответы на них. В ходе интерактивного занятия вопросы обсуждаются в рамках всей группы путем диалога отвечающих, а также обобщения полученных результатов. При ведении дискуссии в рамках учебной аудитории магистранты могут использовать «Попс-формулу», которая отражает внутреннюю логику выступления и помогает аргументировать свою позицию. Краткое выступление при выборе данного метода состоит из четырех элементов:
Например, 1) позиция – «Я считаю, что перечень источников доказательств является исчерпывающим…»; 2) обоснование – «поскольку в ч. 2 ст. 74 УПК РФ дается их прямое перечисление (п. 1- п. 6)» 3) пример – «например, показания подозреваемого, обвиняемого, вещественные доказательства и т.д.» 4) следствие – поэтому утверждение о возможности использования в качестве доказательств сведений из иных, прямо не указанных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ источников, представляется мне неверным». При обсуждении в рамках эвристической беседы тех или иных вопросов возможно применение методики «Займи позицию», которая заключается в следующем: 1) на обсуждение ставится один вопрос, которые предполагает наличие двух полярных ответов (например, являетесь ли Вы сторонником смертной казни?); 2) участники дискуссии подходят и заполняют одну из предложенных таблиц (абсолютно за, абсолютно против, скорее за, скорее против); 3) заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в защиту своей позиции; 4) под влиянием убедительных аргументов любой из участников беседы может поменять свою позицию, что отражается в предложенных таблицах; 5) по окончании занятия оценивается содержание таблиц и имеющиеся в них изменения. 5. Учебно-практическое пособие предусматривает такую форму проведения практических занятий как творческое задание. Его выполнение требует аналитической работы с нормативно-правовыми актами, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ, материалами уголовных дел, специальной литературой.
|