Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.






 

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр – третья сторона в конфликте.

Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

 

Список литературы

 

Александрова Е. В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. – М.: ПМБ РАУ, 1993.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: Университетская книга, АСТ, 1998.

Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

Васильев Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2002.

Вересов Н. Н. Формула противостояния, или Как устроить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

Ворожейкин И. Е., Кибанов А. Я., Захаров Д. К. Конфликтология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2006.

Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000.

Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены и механизмы защиты. – М.: Че Ро, 1997.

Емельянов С. М. Управление конфликтами в организации. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2006.

Журавель В. П. Терроризм, экстремизм, сепаратизм (В выступлениях и статьях). – М.: МакБланш, 2005.

Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

Козер Л. Функции социального конфликта. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999.

Конфликтология: Хрестоматия/ Составитель: Н. И. Леонов. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.

Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. – М.: Стрингер, 1992.

Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. – СПб.: Питер, 1997.

Линчевский Э. Э. Мастерство управленческого общения: руководитель в повседневных контактах и конфликтах. – СПб.: Речь, 2002.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: ИНФРА-М, 1996.

Мексон М. Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: Общество «Знание», 1999.

Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. – М.: Проспект, 1998.

Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. – Киев: Внешторгиздат, 1991.

Социология: Практикум / Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.: Наука, 1990.

Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003.

Хорни К. Ваши внутренние конфликты. – СПб.: Лань, 1997.

Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003.

Шейнов В. П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. – Минск: Амалфея, 1996.

 

Ответы на контрольные тесты

 

 


[1]Все ссылки на литературу адресованы в «Список литературы» в конце книги.

 

[2]Варианты содержания жалоб подбирает преподаватель в зависимости от специализации студентов.

 

[3]Рисунки взяты из модификации рисуночного теста Розенцвейга, разработанной Н. Г. Хитровой.

 

[4]Рисунки взяты из рисуночного теста Розенцвейга.

 

[5] Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. – М.: Перспектива, 1997. – С. 256.

 

[6]См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 465–466.

 

[7]См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 468–469.

 

[8]См.: Социология: Практикум / Сост. и отв. ред. А. В. Миронов, Р. И. Руденко. – М.: Социально-политический журнал, 1993. – С. 194–203.

 

[9]См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 319–323.

 

[10]См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 323–324.

 

[11]См.: Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 315–319.

 

[12]См.: Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.

 

[13]См.: Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! – Новосибирск: Наука, 1989. – С. 87

 

[14]Там же. – С. 89–90.

 

[15]См.: Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1989. – С. 149–150.

 

[16]Методика проведения семинара – см. занятие 15.1, с. 351.

 

[17]См.: Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – C. 152–153.

 

[18]См.: Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – C. 148–149.

 

[19]См.: Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Деловая игра «Социально зрелая семья» // Социально-политический журнал. – 1993. – № 9-10. – С. 87–91.

 

[20]Рациональный потребительский бюджет составлен на основе стоимости минимальной потребительской корзины и структуры цен потребительских товаров. Он соответствует уровню доходов средней семьи в том или ином регионе.

 

[21]Процесс управления организацией или другими социальными объектами носит многоуровневый характер. Как правило, в управлении выделяют высшее, среднее и низшее звенья. Каждое звено представлено своими субъектами управления.

 

[22]См.: Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А. Ф. Кудряшов. – Петрозаводск: Петроком, 1992. – С. 159–162.

 

[23]См.: Столяренко Л. Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 561–569.

 

[24]Цит. по: Хлопин И. Н. А что было до потопа? – Л.: Лениздат, 1990. – С. 109–110.

 

[25]Римский клуб – международная общественная организация. Основана в 1968 году с целью развития человечества в эпоху научно-технической революции. Сыграл важную роль в привлечении внимания мирового сообщества к глобальным проблемам.

 

[26]См.: Прутченков А. С., Самков В. А. Деловая игра «Международная координация» // Социально-политический журнал. – 1995. № 4. – С. 176–185.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал