![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние бихевиоральных подкреплений на поведение
Специфические бихевиоральные методы. Специфические бихевиоральные методы — это усовершенствованные бихевиоральные методы, определенным образом сочетающие в себе общие методы. Они применяются в разных бихевиоральных подходах. Бихевиоралъная репетиция заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как это хочет клиент (Lazarus, 1985). Процесс состоит из пошагового заучивания действий (шейпинга) и получения корректирующей обратной связи. Он часто применяется после того, как клиент увидел образец желательного поведения. В подобных случаях, особенно если усваиваемые действия сложны, клиент должен повторять то, что он наблюдал, в присутствии консультанта. После этого клиент получает обратную связь и суждение о том, что уже сделано и что предстоит переделать. Клиенту дают домашнее задание, предназначенное для того, чтобы помочь ему отработать новое поведение вне офиса консультанта. Занимаясь в привычной для себя обстановке, клиент скорее достигнет успеха и генерализации. Если этого не произойдет, то в течение следующей сессии консультирования могут быть внесены необходимые изменения (Kipper, 1986). Иногда бихевиоральная репетиция называется ролевой игрой, потому что клиент занимается как бы осваиванием новой роли. Импровизационное разыгрывание ролевого поведения, противоречащего прошлому поведению, представляет собой эффективный механизм для изменения (Zimbardo & Leippe, 1991). Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения или, напротив, ограничивает их (Krasner & Ullmann, 1973). Например, если клиент связывает болезненные воспоминания с некоторой местностью, ежедневный график планируется так, чтобы избежать посещения этого места. Подобно этому, для того чтобы контролировать ситуацию и, следовательно, способствовать желательному взаимодействию, клиент может обустраивать комнату или расставлять стулья определенным способом. Систематическая десенсибилизация. Эта техника предназначена для того, чтобы помочь клиентам преодолеть состояние тревожности в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале (табл. 11.2), начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса (0), и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными (100). Таблица 11.2
|