Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четыре стадии групповой работы
| Форлшрование
| Буря/Нормализация
| Работа
| Завершение
|
|
|
|
|
| Акценты
| Помогает участникам почувствовать себя частью группы. Развивает доверие и чувство причастности
| Пр мере того как лидеры и участники находят свое место в группе и вырабатывают чувство сплоченности (чувство «мы»), преодолевается явная и скрытая напряженность, фрустрация, решаются конфликтные ситуации
| Формируется установка на продуктивность, целенаправленность, конструктивность, ндтижение и активность
| Акцент на завершенность, «закрытие» группы, на выполнение поставленных задач и достижение целей, празднование окончания работы и, наконец, роспуск группы
| Динамика и характеристики
| Участники инициируют разговор/действия, которые носят неугрожающий характер; отношения поверхностные
| Временно возрастает энергия, беспокойство; активизируется антиципация. Усиливается нацеленность на функционирование группы как единого целого. К концу стадии возрастают сотрудничество и безопасность
| Участники начинают больше доверять себе и другим. Возрастают степень принятия риска, оптимизм, способность решать проблемы, повышается включенность всех участников в процесс достижения целей. Лидер меньше занимается направлением и структурированием группы. Участники склонны брать больше ответственности за процессы в группе
| Около 15% группового времени уделяется рассмотрению и отражению событий, знаменующих завершение групповой работы, например, выполнению задачи. Участники занимаются разрешением эмоциональных проблем, связанных с потерями, а также празднуют окончание работы ндиивидуально или в группе
|
Продолжение табл. 13.2
|
|
|
|
| Роль лидера
| Лидер формирует структу-
рированное окружение, в
котором участники чувст-
вуют себя в безопасности;
разъясняет цели групповой
работы; устанавливает пра-
вила; делает вступление.
Лидер моделирует умест-
ные формы поведения, на-
чинает «взламывать лед»;
умеренно самораскрыва-
ется; рассказывает о своем
видении группы
| Лидер управляет конфликтом
между участниками группы;
регулярно напоминает о пра-
вилах и нормах поведения;
помогает группе становиться
более целостной
| Лидер сосредоточивается на
помощи участникам и группе
в целом в достижении целей,
поддерживая межличностные
взаимодействия. Предупреж-
дает возникновение проблем
путем использования навы-
ков помощи и возобновляе-
мой направленности на до-
стижение цели (целей). Мо-
делирует адекватные формы
поведения
| Лидер помогает участникам оце-
нить то, чему они научились в
группе, и побуждает их быть
более конкретными. Лидер пред-
лагает структуру работы с чув-
ством потери, а также возмож-
ности «празднования» окончания
групповой работы; организует
последующее консультационное
сопровождение и оценивание
результатов
| Роль
участников
| Участникам нужно посвя-
тить себя «овладению»
группой и вовлечению в
группу. Они должны выска-
заться по поводу того, что
они ожидают получить от
групповой работы, а также
что они планируют при-
внести в работу группы
| Участники группы ищут и по-
лучают обратную связь, кото-
рая изменяется от более нега-
тивной до нейтральной и по-
ложительной, по мере того
как группа проходит через
разрешение вопросов статуса
и становится более сплочен-
ной. «Я-высказьшания» ста-
новятся более необходимыми
и распространенными
| Участники концентрируются
на групповых и индивиду-
альных достижениях; переда-
ют и получают сообщения в
форме обратной связи о сво-
их идеях и действиях
| Участники группы сосредоточи-
ваются на работе, которую они
выполнили и которую они еще
должны выполнить. Участники
отмечают свои достижения, за-
вершают незаконченные дела с
другими и обобщают уникаль-
ные и универсальные аспекты
опыта групповой работы
|
Продолжение табл. 13.2
|
|
|
|
| Проблемные
области
| Бездействующие, несосредоточенные или невовлеченные члены группы будут сдерживать процесс группового развития. Чрезмерная открытость также вредна. Если тревога не признается или не выявле-
ны ее причины, она будет
проявляться снова
| Групповые взаимодействия
могут вырождаться и стано-
виться хаотичными, проявля-
ется конфликтность с менее
вовлеченными членами. Кор-
ректирующая обратная связь
может быть неправильно ис-
толкована и недоиспользова-
на. Ощущение единства мо-
жет не развиться, и группа
начнет регрессировать и ста-
новиться менее естественной
(более искусственной)
| Могут снова возникнуть не-
решенные конфликты или
проблемы. Возможны неадек-
ватные действия, тормозящие
развитие группы. Могут быть
нарушены правила группы
| Участники могут отвергать завершение групповой работы и оказаться неподготовленными для заключительной сессии (сессий). Они могут также отказываться заканчивать работу группы и просить о продолжении.
Лидеры могут не подготовить участников к окончанию и фактически способствовать зависимости
| Методы
воздействия
| Оборудуйте помещение,
где собирается группа, та-
ким образом, чтобы обста-
новка располагала к меж-
личностному взаимодей-
ствию, например, расставь-
те стулья по кругу. Помоги-
те участникам группы по-
чувствовать себя расслаб-
ленными, желанными и
значимыми. Приложите
усилия, чтобы побудить
участников к активности и
отдаче, предоставив им для
этого возможность выска-
зываться или продолжи-
тельный отрезок времени
| Лидер может предлагать струк-
турированные упражнения,
больше полагаться на спон-
танное поведение и в большей
степени применять технику
самораскрытия. В качестве
вспомогательных навыков ли-
дер может использовать, на-
пример, умение активно слу-
шать и присоединяться к дру-
гим участникам, устанавли-
вать доверие, чувствовать еди-
нение и полезность. Лидер и
участники группы могут брать
на себя ограниченные риски.
Наличие различий между
участниками признается как
сильная сторона группы
| Больше времени может быть
отведено дискуссии и взаимодействию целей и процессов. Группа может попытаться признать происходящее и использовать идеи группы для достижения результата. Напоминание группе о согласованных
целях и ограниченности времени pa-боты группы может оказаться полезным
| И лидер группы, и ее участники могут активно напоминать друг другу о завершающей стадии процесса. Полезны могут оказаться «ритуалы расставания», такие как празднования, письменные или устные сообщения обратной связи о том, что они узнали из опыта группы, и совместное планирование последних сессий и даты последующей контрольной встречи
|
Окончание табл. 13.2
|
|
|
|
| Идеальный
результат
| Лидер и участники уясни-
ли цели группы, посвятили
себя достижению этих це-
лей и испытывают чувство
доверия к группе, а также
считают себя способными
внести вклад в ее работу.
Тревога в пределах группы
уменьшается, по мере того,
как участники лучше узна-
ют друг друга и цели груп-
пы. Энтузиазм усиливает-
ся, взаимные обязательства
крепнут
| Различия и сходство участников группы признаны и
активно используются. Группа начинает действовать согласованно, а лидер и участники вносят вклад в ее работу в соответствии с общими задачами и целями. Конфликты между участниками группы решены. Группа становится сбалансированной и способной вступить в стадию работы
| Группа становится сосредо-
точенной и продуктивной,
работает как команда.
Встречаются случаи
принятия риска на себя,
проявления творческого
подхода и чувства гордости
за группу и ее достижения.
Группа осуществляет переход
к завершению
| Участники группы гордятся тем, что выполнили свои планы, достигли поставленных целей и оказались способными добиться ощутимых результатов. Каждый член группы должен будет успешно справиться с расставанием при окончании групповой работы. Каждый покинет группу
более сильным, установив крепкие связи с другими участниками группы. Каждый сделает успешный переход от жизни в условиях группы к повседневной жизни В целом стадии развития группы не так просто дифференцировать.
«Группа не обязательно двигается шаг за шагом через все стадии развития; в процессе своей эволюции она может отступать назад и совершать броски вперед» (Hansen et al., 1980, p. 476). В таком случае для ответа на вопрос
о том, на какой стадии находится
группа и в каком направлении она развивается, потребуется ретроспективный анализ или интуитивное понимание
| Отбор и подготовка участников обычно выполняются с помощью предварительного собеседования и обучения, которые проводятся лидером группы. В Эти-UecKOM руководстве ASGW для групповых консультантов (ASGWs Ethical i Guidelines/or Group Counselors, 1992) говорится, что в ходе предварительного собе-1седования должны быть отобраны такие участники группы, «чьи потребности и цели совместимы с установленными целями группы; кто не будет препятствовать I процессу в группе; и чье благополучие не будет подвергнуто опасности в результате групповой деятельности» (р. 3). Исследования показывают, что предварительное обучение, в котором участники больше узнают о группе и о том, что ожидается от них, обеспечивает участников важной информацией и позволяет снизить их беспокойство (Sklare, Petrosko & Howell, 1993).
В соответствии с этическими рекомендациями ASWG для консультантов групп, некоторые индивиды должны быть отстранены в результате отбора, а некоторые могут самостоятельно пожелать выйти из группы. Кори (Corey, 1983) рассматривает отбор как двунаправленный процесс. Потенциальные участники группы могут оказаться неподходящими для определенной группы в конкретное время с назначенным лидером. Если эти люди не подходят для участия в данной группе, им необходимо объяснить их возможности, например, указать на возможность войти в состав другой группы или ожидать нового формирования группы, которая будет лучше приспособлена к их ситуации. Газда (Gazda, 1989) советует лидеру при отборе участников постараться сделать так, чтобы индивиды в группе по крайней мере по некоторым аспектам имели возможность идентифицировать себя с другими членами группы. В сущности, предварительное собеседование «закладывает фундамент группового процесса» (McCoy, 1994, р. 18).
Участники и лидеры группы еще до начала групповой работы должны быть максимально информированы относительно группового процесса (как взаимодействие участников влияет на развитие группы). Например, в гомогенной группе (в которой участники скорее похожи друг на друга, чем различаются) наблюдается меньше конфликтов и принятия риска, больше согласованности и поддержки и лучшая посещаемость. И наоборот, в гетерогенных группах (в которых участники скорее различаются, чем похожи) наблюдается больше конфликтов на начальном этапе, больше принятия риска, зато сплоченности и поддержки может не хватать, а участники группы могут выбывать (Merta, 1995). Только групповой процесс, а не содержание, фокусировка на проблемах или цель, в конечном счете определит, преуспевает ли группа или нет. В преуспевающей группе процессуальная и содержательная стороны работы сбалансированы (Donigian & Malnati, 1997; Rraus & Hulse-KUlacky, 1996) (рис. 13.3). «Если в групповой работе начинает преобладать содержательная или процессуальная сторона, группа может испытывать трудность в выполнении работы» (Nelligan, 1994, р. 8). «Ветераны» групповой работы обычно почти не нуждаются в информации о том, как она будет проводиться, в то время как для участников-новичков может потребоваться более обширная подготовка. Участники, информированные о методах и акцентах работы еще до начала работы группы, будут с самого «старта» добиваться лучших результатов.

Рис. 13.3.Сбалансированные процесс и содержание
Источник: «Leadership in Groups: Balancing Process and Content», presentation at the annual convention of the АСА, April 1994.
При вступлении в группу важно в первую очередь вместе с организатором группы проверить и уяснить, какие возможности предоставляет групповая работа и каких результатов можно от нее ожидать. Кори (Corey, 1995) предлагает список из 12 вопросов, которые потенциальные участники должны прояснить, прежде чем они будут включены в состав группы. Вот наиболее важные из них.
• Ясное заявление о цели группы.
• Описание размера группы, основные правила и основные методы.
• Заявление относительно образовательной и практической квалификации лидера (лидеров)группы.
• Предварительное собеседование с целью определить, подходят ли потенциальные участники и лидер группы для удовлетворения актуальных потребностей человека, приведших его к консультированию.
• Предупреждение относительно рисков, связанных с участием в группе, и о правах и обязанностях членов группы.
• Обсуждение границ конфиденциальности и ролей, которые будут играть групповые лидеры и участники в условиях группы.
Независимо от осознаваемой потребности в информации, исследование поддерживает идею о том, что «формирование системы ожиданий у участников группы до начала их совместной работы увеличивает возможность успешного группового... опыта» (Sklare, Keener & Mas, 1990, p. 145). В частности, лидеры групп могут облегчить реализацию принципа «группового консультирования " здесь-и-теперь", пресекая попытки говорить языком " вы" и " мы", задавать вопросы, разговаривать от третьего лица, искать одобрения, выступать в роли спасителя и анализировать». Лидеры должны моделировать поведение, которому будут подражать участники группы, например использовать «Я»-высказывания», как показано на следующем рисунке.

Источник: The Group, 1994 by Kurt Kraus K.L.K.
Наконец, лидеры группы должны знать, как вести себя в ситуации неподчинения лидеру и противодействия со стороны отдельных участников и группы в целом.
|