Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии по Сьюперу






 

Рост Исследование Завоевание положения Стадия стабильности Спад
От рождении до 14 лет От 14 до 24 лет От 24 до 44 лет От 44 до 64 лет Свыше 64 лет
«Я-концепция» развивается через идентификацию с ключевыми фигурами в семье и школе; в начале стадии доминируют потребности и фантазия; по мере расширения социальных контактов и тестирования действительности большее значение приобретают интерес и способности; усвоенные формы поведения сочетаются с навыками самообслуживания, навыками социального взаимодействия, самоопределением, трудовыми навыками, выбором цели, настойчивостью Изучение себя, опробование ролей и изучение особенностей профессий, проводимые в школе, занятия на досуге и частичная занятость     Выбор подходящей профессиональ- ной области завершен, предпринимаются шаги, чтобы занять в ней постоянное место. С этого времени происходящие изменения связаны с изменением статуса, сменой места работы или работодателя, но не профессии     Завоевано место в мире работы, основная проблема — сохранение стабильности. Стремления к новому незначительны, человек следует установленному шаблону. Озабоченность сохранением положения дел в условиях конкуренции со стороны более молодых работников, находящихся в стадии продвижения. По мере уменьшения физического и интеллектуального потенциала происходит изменение трудовой активности и ее прекращение в надлежащее время. Требуется освоение новых ролей: сначала — участник (по желанию), затем — наблюдатель. Индивид должен найти другие источники удовлетворения, заменяющие те, что были утрачены в связи с выходом на пенсию    

 

 

Источник: Career Guidance and Counseling through the Life Span: Systematic Approaches (5th ed., p. 321), by Edwin L. Herrand Stanley H. Cramer New York: HarperCollins.

 

Продолжение табл. 14.1

 

Подстадии Фантазии (4—10 лет). Потребности занимают доминирующее положение; важны воображаемые ролевые игры. Заинтересованности (1 1—12 лет). «Нравится» — главный детерминант стремлений и действий. Способности (13-14 лет). Способностям придается большее значение, они рассматриваются с точки зрения профессиональных требований (включая обучение)     Подстадии Пробная (15-17). Учитываются все потребности, интересы, способности, личностные ценности и возможности; делаются пробные выборы и проверяются в воображении, обсуждении, во время учебы, работы и т. д. Идентифицируются возможные области и уровни деятельности, которые кажутся приемлемыми     Подстадии Испытательный срок и стабилизация (25-30). Закрепление положения. Обеспечение постоянного места в выбранной профессии. Может произойти не одна перемена, прежде чем будет найдена работа всей жизни или прежде чем станет ясно, что на протяжении жизни предстоит сменить несколько разных работ. Продвижение (31-44) Предпринимаются меры, позволяющие стабилизировать, сделать гарантированным свое место в мире работы. Для большинства людей — это творческие годы. Опыт приобретен; круг клиентов определен; демонстрируется наивысшая эффективность; совершенствуется квалификация   Подстадии   Замедление (65-70). Темп работы снижается, смещаются обязанности или меня- ется характер работы в со- ответствии со снижением способностей. Многие нахо- дят работу с неполной заня- тостью. Выход на пенсию (71). В ка- честве вариантов — полное прекращение работы или пе- реход на частичную занятость, выполнение функций волонтера или посвящение себя досугу  

 

 

Окончание табл. 14.1

 

Задачи Развитие представлений о себе как личности. Формирование ориентации в мире профессий и понимание значения работы   Задача — кристаллизация профессионального предпочтения Переходная (18-2 1). По мере того как человек выходит на рынок труда или приступает к профессиональному обучению и пытается реализовать «я-концепцию», фактор реальности приобретает все более важное значение. Обобщенный выбор преобразуется в специфический выбор   Задача — определение профессионального предпочтения Краткий испытательный срок (22-24 года). Найдено кажущееся подходящим занятие, первое место работы определено и опробуется как потенциальная работа на всю жизнь. Обязательства остаются временными, и, если работа не подходит, человек может снова приступить к процессу обдумывания, определения и реализации предпочтения. Реализация профессионального предпочтения. Развитие реалистичной «я-кон- цепции». Изучение информации о дополнительных возможностях Задачи Поиск возможности выполнять желаемую работу. Обучение навыкам установления отношений с другими. Консолидация и продвижение. Создание безопасной профессиональной позиции. Закрепление на постоянном месте     Задачи Осознание своих ограничений. Иденти- фикация новых проблем, связанных с продолжением работы. Развитие новых умений. Сосредоточение на главных вопросах. Сохранение достигнутого состояния и результатов Развитие непрофессиональных ролей     Задачи Нахождение комфортного занятия для пенсионного времяпрепровождения. Обращение к делам, которыми всегда хотелось заниматься. Уменьшение рабочего времени  

 

Рис. 14.3.Теория радуги Сьюпера: Шесть ролей жизни

в схематическом пространстве жизни

Источник: «A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development», by D. E. Super, 1980, Journal of Vocational Behavior, 16, p. 282-298.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал