Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии по Сьюперу
Рост
| Исследование
| Завоевание положения
| Стадия
стабильности
| Спад
| От рождении до 14 лет
| От 14 до 24 лет
| От 24 до 44 лет
| От 44 до 64 лет
| Свыше 64 лет
| «Я-концепция» развивается через идентификацию с ключевыми фигурами в семье и школе; в начале стадии доминируют потребности и фантазия; по мере расширения социальных контактов и тестирования действительности большее значение приобретают интерес и способности;
усвоенные формы поведения сочетаются с навыками самообслуживания, навыками социального взаимодействия, самоопределением, трудовыми навыками, выбором цели, настойчивостью
| Изучение себя, опробование ролей и изучение особенностей профессий, проводимые в школе, занятия на досуге и частичная занятость
| Выбор подходящей профессиональ-
ной области завершен, предпринимаются шаги, чтобы занять в ней постоянное место. С этого времени происходящие изменения связаны с изменением статуса, сменой места работы или работодателя, но не профессии
| Завоевано место в мире работы, основная проблема — сохранение стабильности.
Стремления к новому незначительны, человек следует установленному шаблону.
Озабоченность сохранением положения дел в условиях конкуренции со стороны более молодых работников, находящихся в стадии продвижения.
| По мере уменьшения физического и интеллектуального потенциала происходит изменение трудовой активности и ее прекращение в надлежащее
время. Требуется освоение новых ролей: сначала — участник (по желанию), затем — наблюдатель. Индивид должен найти другие источники удовлетворения, заменяющие те, что были утрачены в связи с выходом на пенсию
|
Источник: Career Guidance and Counseling through the Life Span: Systematic Approaches (5th ed., p. 321), by Edwin L. Herrand Stanley H. Cramer New York: HarperCollins.
Продолжение табл. 14.1
Подстадии
Фантазии (4—10 лет). Потребности занимают доминирующее положение; важны воображаемые ролевые игры.
Заинтересованности (1 1—12
лет). «Нравится» — главный детерминант стремлений и действий.
Способности (13-14 лет). Способностям придается большее значение, они рассматриваются с точки зрения профессиональных требований (включая обучение)
| Подстадии
Пробная (15-17). Учитываются
все потребности, интересы, способности, личностные ценности и возможности; делаются пробные выборы и проверяются в воображении, обсуждении, во время учебы, работы и т. д. Идентифицируются возможные области и уровни деятельности, которые кажутся приемлемыми
| Подстадии
Испытательный срок и стабилизация (25-30). Закрепление положения. Обеспечение постоянного места в выбранной профессии. Может произойти не одна перемена, прежде чем будет найдена работа всей жизни или прежде чем станет ясно, что на протяжении жизни предстоит сменить несколько разных работ.
Продвижение (31-44) Предпринимаются меры, позволяющие стабилизировать, сделать гарантированным свое место в мире работы. Для большинства людей — это творческие годы. Опыт приобретен; круг клиентов определен; демонстрируется наивысшая эффективность; совершенствуется квалификация
|
| Подстадии
Замедление (65-70). Темп
работы снижается, смещаются обязанности или меня-
ется характер работы в со-
ответствии со снижением
способностей. Многие нахо-
дят работу с неполной заня-
тостью.
Выход на пенсию (71). В ка-
честве вариантов — полное
прекращение работы или пе-
реход на частичную занятость, выполнение функций
волонтера или посвящение
себя досугу
|
Окончание табл. 14.1
Задачи
Развитие представлений о себе как личности. Формирование ориентации в мире профессий и понимание значения работы
| Задача — кристаллизация
профессионального
предпочтения
Переходная (18-2 1). По мере того как человек выходит на рынок труда или приступает к профессиональному обучению и пытается реализовать «я-концепцию», фактор реальности приобретает все более важное значение.
Обобщенный выбор преобразуется в специфический выбор
Задача — определение
профессионального
предпочтения
Краткий испытательный срок
(22-24 года). Найдено кажущееся подходящим занятие, первое место работы определено и опробуется как потенциальная работа на всю жизнь. Обязательства остаются временными, и, если работа не подходит, человек может снова приступить к процессу обдумывания, определения и реализации предпочтения. Реализация профессионального предпочтения.
Развитие реалистичной «я-кон-
цепции». Изучение информации о дополнительных возможностях
| Задачи
Поиск возможности выполнять желаемую работу. Обучение навыкам установления отношений с другими. Консолидация и продвижение. Создание безопасной профессиональной позиции. Закрепление на постоянном месте
| Задачи
Осознание своих ограничений. Иденти-
фикация новых проблем, связанных с продолжением работы. Развитие новых умений. Сосредоточение на главных вопросах.
Сохранение достигнутого состояния и результатов Развитие
непрофессиональных
ролей
| Задачи
Нахождение комфортного занятия для пенсионного времяпрепровождения. Обращение к делам, которыми всегда хотелось заниматься. Уменьшение рабочего времени
|
Рис. 14.3.Теория радуги Сьюпера: Шесть ролей жизни
в схематическом пространстве жизни
Источник: «A Life-Span, Life-Space Approach to Career Development», by D. E. Super, 1980, Journal of Vocational Behavior, 16, p. 282-298.
|