Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Древней ГрецииСтр 1 из 2Следующая ⇒
Древнегреческая культура является частью античной /с лат. -древний/. Античной назвали итальянские гуманисты эпохи Возрождения греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных ил. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты с тех пор и более древние культуры. Оно сохранилось и как понятие, отделяющее греко-римскую культуру от культур древнего Востока. Особенности древнегреческой культуры и ее формирования Три важнейшие особенности древнегреческой культуры придают ей исключительный характер: 1)полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры /литературы, искусства, философии/; 2)ее гуманистическая направленность; 3) большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогатившее культурное творчество последующих поколений. Современная культура и прежде всего европейская во многих своих проявлениях восходит к многогранной культуре древней Греции. Древнегреческая культура часто сравнивается с зарей, с детством человеческого духа, а любовь к античности - с очарованием детства и тоской по его невозвратности."... И почему детство человеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? - спрашивал Маркс и сам же отвечал, - Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из... народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки" 1. Древний грек сознавал себя высшим разумным существом, судящим о социальном устройстве, о мироздании, о судьбе, руководствуясь неслепым подчинением кому-то, не суевериями и колдовством, а понятиями, им самим выработанными. - и он строил свою жизнь так, как ему это казалось наиболее целесообразным. Античная духовная культура вся пронизана искусством. Цель искусства - создание красоты, которая равнозначна добру, равнозначна духовному и физическому совершенству человека. Творимая искусством греков идеальная красота рождала в человеке благородное стремление к самоусовершенствованию. Гармония, соразмерность, 1. Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.12.-С.737-738.
классические пропорции завораживают нас в античном искусстве и навека определило европейские каноны красоты и совершенства. Важнейшая черта античной культуры и искусства-чувство поряд-ка и меры. " Меру во всем соблюдай! " - учил древнегреческий поэт Гесиод. " Ничего слишком! " - гласила надпись над входом в святи- лище Апполона в Делъфах. Античное искусство сумело достигнуть своего высшего уровня благодаря тому, что греческие мастера су-мели уравновесить идею с формой, " из которой каждая потеряла свою особенность и которые слились в неразрывном тождестве уже, а не единстве только. Греческому сознанию было свойственно примирение духа и при- роды, дотоле враждовавших между собой. И поэтому греческое искус-ство облагородило, просветлило и одухотворило все естественные склонности и стремления человека. Статуи греков изображались нагими: то, что для других показалось бы бестыдным оскорблением человеческого достоинства, в Греции было целомудренною поэзиею сознанием человеческого достоинства. Культура греков создавалась на базе передового способа производства, рабства классического типа. Оно создавало достаточные материальные возможности для культурного развития. Господствую-щий класс, состоявший в основном из относительно небогатых соб-ственников и принимавший деятельное участие в организации прйиз-водства, был заинтересован в общем культурном прогрессе. Одним из важнейших факторов, влияющих на культурное развитие общества, является его политическая организация. Основой взлета | греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически управляемый город-государство, где свободные граждане принимали непосредственное участие в общественной и политической жизни. Гражданин полиса ощущал себя подлинно независимым и полновласт- ным. Эта социальная среда была более благоприятной для создания и восприятия культурных ценностей, чем забитые и бесправные ой щинники в странах Древнего Востока. Подданных царя Персидской державы придавливало само величие империи, а в обожествлении да ря они видели залог крепости государства. Граждане Эллады изба- вились полностью от священного трепета перед самим понятием выс- .1. Белинский. В.Г. Общие черты греческого искусства // Искусстве Книга для чтения, -, 1969. - С.25. шей и незыблемой власти. Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства, бюрократии и наемной армии, концентрации власти в руках Народного собрания, сменяемый и контролируемый аппарат управления, ополчение как основа военной организации порож-. дали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мыслящую личность. Расцвет греческого полиса в У1-1У вв. до н.э. стал одновременно и золотым веком античной культуры, ее классической эпохой. Важным условием высоких культурных достижений древних греков явилось отсутсвие жречества как замкнутой касты. В странах Древнего Востока монополия в культурном творчестве находилась в ру-ках жреческой корпорации, которая подчиняла культуру религиозной идеологии. Греки изображали своих богов по образу и подобию человека. Они сознавали, что именно человек является наиболее совершенным существом в наблюдаемой, ими действительности. Свое человеческое совершенство эллин начал приписывать и богу. Уподобляя себе бога, человек и себя начал уподоблять богу. Это определило более свободный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие. Отсутствие классического жречества превращало поэта в созда-теля священных книг народа. И таковыми стали " Илиада" и " Одиссея" Гомера, поэмы Гесиода, которые появились задолго до появления письменности и передавались веками изустно. " Искусство в широком смысле слова было как бы религией греческого мира. Это отлично понимали первые христиане: уничтожая памятники античного искусства, они хотели уничтожить ненавистное язычество". На формирование культур оказывало влияние окружающая человека природа. Отражением гигантской природы Гималаев, слонов и удавов стали громады индийских храмов и колосальность статуй. Греческая природа, где все было " не обширно, так все мерно и ясно, что... не позволяла ощущать себя потеряным в окружающем мире, как 1. Ильин И.А. История искусства и эстетики. Изб. статьи -М., 1983. - С.126. должно быть чувствовал египтянин в ровной желтизне песков или скиф в стелящейся зелени степного простора." Природа этой стра-ны, чуждая всякой чудовищной громадности, крайностей, не могла не иметь влияния на чувство соразмерности, гармонии, которое было как бы врождено грекам. И в этом мире эллин как-то сразу находил себе место. Место хозяина солнечного края, дарованного ему богами.. Огромную роль как в жизни отдельных людей, так и почти всех греческих полисов играло море. Оно защищало от противника и сближало народы. Морские связи способствовали взаимообогащению, обмену культурными достижениями. И греки рано овладели морем. Глубокий эстетизм греческой культуры, являющийся одной из ее особенностей, в значительной мере был порожден красотой природы..• " Древний грек воспринимал природу не в ее неразгаданных тайнах, а в ее видимой объективной реальности, поскольку его художественное творчество впервые утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Но реализм греков - не копирование природы, а стремление к совершенству, на которое природа лишь намекнула, но которого не достигла. Греческая религия и ее место в античной культуре Истоки античной культуры восходят к рубежу 11 и 1 тысячел-тий до нашей эры. Именно в это время сложилась религия, известная нам по греческой мифологии. Как и у других народов древности, -греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственности, ' формы и направления художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке. Древнегреческие боги были во -всем подобны людям: добры, великодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мстительны и коварны. Они отличались от человека только бессмертием и не знали границ в выполнении своих желаний. Но выше богов была судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог никто из них. Таким образом, греки даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в 1. Любимов Л. Искусство древнего мира. - M..1980. - С.165. " Илиаде" Гомера сам не вправе разрешить поединок героев Гектора и Атилла. Божественная власть Зевса оказалась бессильной помочь своему любимцу - Гектору, который погибает от копья Атилла. Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшиеся с простыми смертными, вступавшие с ниш в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И эллин видел в богат существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и к познанию самого
Совершенно определенно можно утверждать, что коренное отличие античной культуры от культуры, скажем, Египта, Месопотамии вытекает из самого характера гр еческой мифологии, которую затем переименовав на свой лад ее богов и героев, заимствовали римляне. Греческая-мифология создала богатый арсенал образов, которые стали отправной точкой для 'разработки художественных типов сильных людей, послужили основой для создания замечательной греческой литературы и искусства. Определенному виду сознания аде-кватны и определенные формы культуры. Мифологическое сознание породило эпос. Древнегреческий.эпос представляет собой единство религии, философии, истории, географии и прочих форм общественного сознания я знания мира вообще. Эпические поэмы Гомера " Илиада" и " Оди-ссея", Гесиода " Теогония" и " Труды и дни" и множество других не дошедших до нашего времени, появились из отдельных сказаний, за-родившихся в отдельных областях греческой земли, из целых циклов о судьбах героев и покровительствовавших им богах. В эпических сказаниях Гомера зарождается греческая поэзия. Сказания - поэмы передавались изустно. Для удобства запоминания сказитель-аэд придавал им ритмическую форму так, что нельзя было по забывчивости опустить или изменить ни одного слова. Ритмически организованная проза получила название стихов. * " Мифология - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира. Характерная черта античной мифологии-отражение реальной жиз-ни через деятельность богов. Религиозная основа древних культур просматривается, как уже отмечалось, в различных ее сферах. Индийское искусство не могло возвыситься до изображения красоты человеческой, ибо в пантеистической религии бог есть природа, а человек - только ее служитель, жрец и жертва. Поэтому даже в индуисткой поэзии важную роль играют растения, змеи, птицы, коровы, слоны и т.п., а изваяния богов представляют собой смесь членов человеческого тела с членами животных. Греческая мифология знаменует конец Зверя, грозной и давящей силы природа и обожествление человека. Оно идет от Аполлона. - бога Света и Солнца, покровителя искусств; бога гармонии и ме-ры; бога, возвещающего истину и грядущее. Аполлоническое начало, породившее образы богов - олимпийцев и эпос Гомера, стало основой развития греческой скульптуры, изображавший, богов, героев и просто граждан в прекрасных античных статуях. Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совер-шенного архитектурного сооружения, сделав его одной из основ развития всей греческой архитектуры. Непременной частью религиозного культа в У - 1У вв. до н.э. стало почитание главного божества данного полиса в форме торжественных шествий граждан со статуей божества и праздничных мероприятий в его честь. Среди них обязательными были пиршество, гимнастические состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие основной массы граждан в празднике в честь божества делало его важным общественным событием. Такие празднества, как Панафенеи в Афинах в честь богини Афины - покровительницы города, Дионисии в- честь бога растительности, виноградарства и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога Зевса, Пифийские в дельфах в честь бога Апполона, Истмийские в честь бога морей Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения. Позднее религиозное значение этих празднеств уходит на второй план. Религиозные церемонии рассматриваются как своего рода вступительная часть к спортивным / в Олимпии с VI-в. до н.э./ и музыкальным /в Дельфах/ состязаниям. Возрастает роль театральных представлений в Афинах во время празднования Панафией и Дионисий в У в. до н.э. Из этих празднеств вырос знаменитый греческий театр, сыгравший огромную роль в общественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков. Театр древних греков в отличии от аполлонического начала, являвшегося воплощением наивной полноты бытия, счастья жизни, вырос из культа Диониса. Этот бог, напротив, выступает как вестник несчастья и скорби: " Без страданий нет никого; у кого меньше всего страданий, - тот счастливый" /Софокл/ Устами Силена Дионис открыл греческому миру печальную мудрость: Величайшее первое благо - совсем Не рождаться, второе - родившись, • Умереть поскорей / Софокл / Однако глашатай смерти Дионис есть в то же время бог оргии, экстаза и вдохновенного безумия; бог, эмблемой которого был поднятый фалл, символ плодородия. 3 сознании греков и других народов Древнего мира естественная закономерность умирающей и воскрешающей природы выступает в мифологической форме как трагическая смерть и радостное воскресение божества. Так, глашатай несчастья и скорби Дионис оказывается в то же время их разрешителем. Бог плача,, горести и слез, он в то же время бог смеха и веселья. Недаром в культе Диониса рождается и трагедия и комедия. Греческий театр и литература Театр занимал особое место в жизни древних греков. Театральные представления были рассчитаны на все население города. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, в Эпидавре - 20 тыс., в Эфесе - 60 тыс. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни и были не развлечением, а священодействием, в котором должен был участвовать каждый гражданин. Афинским бедным гражданам, начиная со времен Перикла /444-429 гг. до н.э. -пер-вый стратег/ выдавались из казны специальные театральные деньги на посещение театра. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд с утра до вечера. Истоки театра древних греков теряются в хороводах в честь Диониса. Он был богом производящих сил природы. Его культ отражал трудности и радости ведения сельского хозяйства, которое бы- | ло представлено главным образом виноградарством. Дионисии празд- | новались весной и осенью: пили молодое вино, водили хороводы, пели и танцевали*. Выделение театра из эпоса, составной частью которого были хороводы, связано с кризисом мифологического сознания древних греков. Мифологическое сознание было свойственно для родовой общины. Ее разложение, развитие частной собственности, распад общества на " лучших" и " худших", знать и простой народ. - все это создает почву для новых общественных отношений, разрушивших целостность эпоса. Возникли условия для появления театра в собст-венном-' смысле слова: сатирической драмы, трагедии и комедии. Рок выходит на сцену древнего мира. Само представление о роковой вине или ошибке, основа которой лежит в трагедии, говорит о стоящей за спиной человека слепых законов бытия, ему неподвла-стных и недоступных его пониманию. Уходит в прошлое сравнительная простота отношений, присущая веку Гомера. И хотя героями тра-гедий остаются мифические персонажи - боги и герои - поступки знаменитых героев эпоса пересматриваются: становятся преступными или ошибочными. Эпическая фабула мифов становится трагической. Таким образом, мир, воспринятый в эпоху " военной демократии" как эпос, с распадом старых общественных отношений воспринимает- Я ся как трагедия и комедия. Греки понимали театр в ином смысле, нежели мы теперь. Вначале они понимали, видимо, под словом театр народ, расположенный по склону холма и собравшийся на праздник в честь Диониса**. * Исполнители обрядовых песен в честь Диониса - дифирамбов были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово " трагедия", т.е." песнь козлов".Из дифирамбов и возникла греческая трагедия. Ряд песен в честь Диониса носил озорной, веселый характер. Из них возникла комедия. **Одно из значений слова " театрон" - совокупность зрителей, " театес" - зритель, слушатель.' При своем зарождении театр был тесно связан с религией. Непосредственным участником представления был главный жрец.одевав-ший маску Диониса. Впоследствии ему отводилось место почетного председателя, а активная роль участника действия - актеру. Постановка на место жреца актера - переломный момент в развитии теат-ра у греков, который шаг за шагом все больше освобождался от связи с религией. Ранний театр еще не знает поэта и актера в современном значении: поэт был в то же время и актером. Да и единственный актер первоначально был лишь " ответчиком хору", центральным действующим лицом трагедии остаются сами хороводы. Актер не является главным носителем действия, каким он становится в последствии. Развитие театра в к. V в. и расцвет в 1V - 11 вв. до н.э. приводит к отрицанию старого понимания театра. Театр теперь - не сам. народ, а архитектурное сооружение - места, расположенные ус-тупами по склону холма, противопоставляемые орхестре, скене, проскениуму и другим элементам целого. В V1 - V вв. до н.э. в Афинах жили и творили выдающиеся греческие поэты. Отцом греческой трагедии считается Эсхил /525-456 гг. до н.э./ Как и вся древнегреческая культура, трагедия имела своей основой мифологию. Однако Эсхил переосмысливает общеизвестные и незамысловатые мифы, разрабатывает новые стороны сюжета, наполняет рассказ идеями своего времени. Он жил в период. борьбы с тиранией и расцвета рабовладельческой демократии и участвовал в греко-персидских войнах. Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в огражденном справедливыми законами полисном коллективе.Устроенная таким образом жизнь, считает Эсхил, угодна и богам*. Дальнейшее углубление вопросов бытия встречаем в творчестве Софокла /496-406 гг. до н.э./.- Среди них самые знаменитые две: " Царь Эдип" и " Антигона". В них Софокл ставит важнейшую проблему: место человека в обществе и мире. 7 него четко проводится * Самая знаменитая трагедия Эсхила " Прикованный Прометей". В ос-нову трагедии положен греческий миф о том, как Прометей стра-дает за то, что дал огонь людям. Он выступает против тирани- . ческой власти Зевса. идея бессилия человека перед судьбой и одновременно в благородном образе фиванского царя Эдипа воплощен протест против судьбы.* Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельность его сил, возможность помериться с неотвратимой судьбой. Центральная идея " Царя Эдипа" выражена в стихах: Много в природе дивных сил, Но сильней человека - нет. Еврепид /480-406 гг.до н.э./ - третий великий трагик - написал трагедии, посвященные анализу чувств, которые приводят человека к несчастьям и гибели, В его пьесах не рок управляет действиями человека, как у Софокла, а сами люди делают свою жизнь. Но их чувства иногда становятся более роковыми, чем судьба**. Человек для Еврипида - не цельное и неизменное существо, которому противостоит" некая внешняя сила, с которой он вступает в противоборство, а раздираемая противоречивыми страстями душа и какая из них одержит верх и к каким страшным последствиям это приведет, человек и сам не знает. Этот ' непредсказуемый результат * Эдип старается отвратить рок, но предсказание сбылось. По воле богов ему суждено вести преступную жизнь: убил своего отца, женился на матери, которая родила страшные существа /они были царю одновременно детьми и братьями. Царь Эдип жестоко наказан, но не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против несправедливости судьбы, против жестокости богов и бросает им вызов. Он достигает духовного очищения, превращается в героя. за? Наиболее прославленной пьесой Еврипида является " Медея". В ней речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, предводителю аргонавтов Ясону. -Он увез ее в Грецию, бросив на произвол судьбы, а сам вступил в брак с другой женщиной. Медея вынашивает планы жестокой мести, которые приводят к мысли об убийстве ее детей от Ясона. Еврипид психологически тонко рисует смятение чувств любящей матери и жестокой мстительницы, в котором побеждает месть. борьбы страстей в душе человека и есть его судьба.* Большой популярностью в Греции пользовался жанр комедии, в 7 в. до н.э. политические проблемы стали центральными в общественной; жизни афинского государства, которые открыто обсуждались широкими массами граждан. И в ранних комедиях стал преобладать политический материал, а сама комедия приобрела политический характер. Классиком греческой комедии является Аристофан /450-388 гг. до н.э./. Содержание его комедий представляет собой настоящую энциклопедию греческой жизни того времени. Архитектура и искусство 7-17 вв. до н.э. были временем расцвета греческой архитек-туры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры. Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, здания для заседаний - булевтерии. Зодчество развивалось на основе ордерной системы, ставшей великим завоеванием мировой архитектуры. Два основных вида ордеров: дорический и ионический сформировались еще в 711 - 71 вв. до н.э. но в V - 1V вв. до н.э. появился более нарядный, изысканный и пышный коринфский ордер**, В тоже время греческие зодчие начина- * Трактовка образа, развивающегося в борьбе страстей, оказала ог-ромное воздействие на последующее развитие греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Еврипида, что больше чем у Эсхила и Софокла вместе взятых. Художественный ме-тод Еврипида оказал влияние на Шекспира, а современные театры продолжают ставить " Медею". ** Здания дорического стиля просты. Дорическая колонна стояла прямо на полу без специально сделанной из камня подставки. Верхняя ее часть, капитель, была очень проста и представляла собой, если смотреть со стороны, форму трапеции. Сама дорическая колонна была массивной и устойчивой. Колонны ионического стиля тоньше и стройнее. Они стоят не прямо на полу, а на каменной подставке-базе, капитель украшена двумя завитками-волютами. Иони-чес. здания имели более сложную отделку, чем дорические. Коринф-ский? стиль отличался большей длиной колонн, более сложной базой.
ют прибегать к смешению различных ордеров в одном здании.Антаб- Шедеврами греческой и мировой архитектуры стали: храм Афины . Важным достижением греческого градостроительства была разра-ботка концепции регулярного города / строительство городов по предворительно обдуманному плану, на принципах рационального благоустройства /. Основные положения регулярного города разра- ботаны Гиппидамом из Милета и получила название гипподамова города. Таким образом были построены города Олинф на Халхидике, портовый город Пирей, заново отстроенный Милет. Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Ими украшались здания, особенно храмы. Статуи стояли на городских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптуры было, различным: религиозное /образы богов и героев/, эстетическое /украшение площади, здания, святилища/, идеологические /прослав-ление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного с чувством собственного достоинства, жизнерадостного/. Наиболее популярными художественными образами был образ величавого, могу- щественного и спокойного божества, обнеженного воина-атлета. В У веке до н.э. ваятели прекрасно передавали в известняке, мраморе или бронзе не только человеческую фигуру и лицо, но и движение. С 17 в. до н.э. происходит очеловечивание образа, смят-чение идеальных черт и подчеркивание в них человеческих качеств. Божества стали более напоминать смертных людей, чем могущественных небожителей. Развитие индивидуализма нашло отражение в скуль-птурном портрете. В 7 в. до н.э. портретному сходству граждан полиса не придавали значения. Но и 17 в. до н.э. скульпторы стали стремиться отражать индивидуальные черты своих героев и заказчиков. Такое направление в искусстве стало следствием кризиса полиса и идеологии классического периода. В 7 в. до н.э. были знамениты " скульпторы Мирон, Поликлет и Фидий, которые подняли этот вид искусства на небывалую высоту*. В 1У в. до н.э. творили Пракситель, Скопас и Лисишг**. Античная скульптура, возможно, высшее достижение в этом виде искусства. " 7 греков родилось ваяние - с ними и умерло оно -писал В.Белинский, - потому что только у ни:: совершенство человеческой фигуры могло иметь такое мировое значение". * И сегодня нас поражают " Дискобол" и " Арина и Марсий" Мирона /обе фигуры воспринимаются как движущиеся/, " Копьеносец" и " Ди-одумен" Поликлета полны изящества и силы - они изображают молодых людей, победивших на состязаниях. Поликлет был еще и теоретиком искусства: создал канон идеального человеческого тела, как его предсталяли греки в V в. до н.э. Прекрасны и величавы произведения Фидия. Самое замечательное- статуя богини Афины, стоявшая в Парфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. Высота статуи 12, 5 м. В Олимпии Фидий изваял статую Зевса Олимпийского, сидящего на троне. Эта статуя была также громадна и выполнена в той же технике. Произведениями '5идия был украшен Парфенон" /статуя Арины Промахос и др./. * Великим ваятелем был Пракситель, изображавший главным образом богов и богинь в виде красивых изящных юношей и молодых женщин, но они уже не внушали чувства благоговения. В его творчестве отразилось начало ломки традиционных воззрения полисной религии. Особенно славились скульптуры " Гермес, играющий с ребенком Дионисом" и статуя Афродиты Книдской. Если до 14 в. до н.э. изо-бражались женщины только в одежде, то Пракситель изобразил богиню Афродиту обнаженной. Особое место в греческой скульптуре занимает Скопас. Он изображал физические и духовные страдания людей/статуя бегущей в экстазе Менады и страдальческие головы раненных воинов из ректальной группы в Тигее/.Знаменитый ску-льптор Лисипп изображал сильных физически и волевых людей. Он был хорошим портретистом т: автором статуи Александра Македон- ского. Как и Поликлет, Лисипп был теоретиком искусства. Живопись была широко распространена в древней Греции, но почти не сохранилась до нашего времени. Представление о живописи дают немногочисленные фрески в склепах, расписные красно и черно-фигурные вазы, в большом количестве дошедшие до нас. На них изображены сцены из мифологии, современные события и греческий быт. Философия К классическому периоду греки уже не довольствовались религиозным объяснением, мира и ищут ответ в материальном мире. Заро- дившаяся в 711-71 вв. до н.э. греческая философия сразу же обращается к вопросам всеобщим, глубинным и фундаментальным, к мировоззрению в целом, " к звездам", к вечному и бесконечному. Толчок к такому мышлению был дан Фалесом из Милета /ок.624-547 гг. до н.э./. Суть вопроса Фалеса, сделавшего переворот в традиционном мышлении, сводится к следующему: " Не имеет ли мироздание /весь сложный и пестрый мир/ свою первооснову? ". В самом вопросе содержалась взрывная сила замедленного действия для всей религиозно-мифологической картины мира, известной со времен Гомера и не подвергавшейся сомнению. Уже Кселофан. Колфонский /565-473 гг. до н.э./, родоначальник элейской школы, был уверен, что боги - создание ограниченной человеческой фантазии. Ой прямо объявил войну мифологии, культу богов. Вопрос Фалеса взбудоражил умы, они искали свою первооснову /Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Пифагор - число, Гераклит -огонь, Левкипп и Демокрит - атомы, Платон - идеи /. Он остается открытым и до настоящего времени. Современная физика все еще ищет " основу основ" структуры материи. Греческая философия дала могучий толчок всему дальнейшему ин-телектуальному прогрессу. Все последующие века развивали лишь экспериментально, подтверждали и конкретизировали те идеи, которые были заложены греками в период с V1 по 1V века до н.э. Философские системы в древности были развиты не только в Греции, но и Востоке. Однако греческий способ мышления заметно отличался от других. Во-первых, восточная философия развивалась, главным образом, в лоне религии. Античная философия сразу же заняла к ней резко обособленную позицию. Во-вторых, восточная философия тяготела к морально-этическому направлению, к поучениям и настав- лениям праведной жизни. Античная мысль тяготела к рациональному объяснению мироздания. В-третьих, в древней Греции науки неотделимы от философии /философ был одновременно и математиком, и физиком, и астрономом /. На Востоке эмпирические знания развиваются отдельно от философско-религиозных умозрений. В-четвертых, античная система знаний не носила узко - утилитарного и прикладного назначения как на Востоке. В конце V-1V вв. до н.э. в греческой философии были созданы три законченные, глубоко оригинальные философские системы, которые стали основой развития мировой философии в последующие периоды: материалистическая система Левкиппа-Демокрита /создатели атомистической теории строения мира /, идеалистическая система Сократа-Платона и философская система Аристотеля. Литература 1.Волков Г.Н. У колыбели науки.-М., 1871. 2.Ильин И.А. История искусства и эстетики.-М., 1983., 3. История Древней Греции-M..1986. 4.Легенды и сказания Древней Греции' и Древнего Рима.-М., 1987. 5.Любимов Л. Искусство древнего мира.-М., 1980. 6.Малая история искусств, -М., 1976.
|